ПЕРВИЧНАЯ КОНСЕРВАЦИЯ НАХОДОК. ПОЛЕВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Замер точек и линий.Расчищенные объекты (пятна, сооружения, находки) заносятся на план. Для того чтобы план был точен, нужно уметь измерять расстояния и линии. Планы сооружений, вскрытых на данном уровне, должны быть сопоставимы. Для этого они замеряются по отношению к какой-то общей для всех измерений точке. Такой строго постоянной точкой может служить любой из первоначальных углов раскопа, по отношению к которым разбивается сетка квадратов, облегчающая фиксацию указанных объектов на плане. Положение любой точки одной координатой определить нельзя, для этого нужно сделать два промера. Если найдена мелкая вещь, которая может быть условно принята за точку (например, мелкий скол кремня, перстень, ореховая скорлупа и т. п.), ее положение определяется двумя расстояниями до двух взаимноперпендикулярных стенок раскопа. Но практически стенки раскопа не бывают вертикальны (чтобы избежать опасности обвала), и их наклон обусловливает неточность такого измерения. К тому же при больших размерах раскопа или кургана расстояние от данной точки до стенки или осевой линии может быть больше длины рулетки, а ее перекладывание увеличивает неточность измерения. Большая точность промеров достигается при измерениях до взаимно перпендикулярных границ квадрата, в котором найдена дан ная вещь. При этом удобно пользоваться не рулеткой, адвумя рейками, одна из которых укладывается так, чтобы ее сторона вплотную прилегала к угловым колышкам квадрата, а другая устанавливается перпендикулярно ей, прилегая к найденной вещи. Измерения надо производить от одной и той же стороны квадрата, так как взаимоположение кольев может оказаться недостаточно точным. Такой способ промеров применяется в большинстве экспедиций.

 

Рис. 75. Неправильный замер координат (от стенок раскопа)

Рис. 76. Правильный замер координат (от угловых кольев квадрата)

Однако через каждый пласт колышки на углах квадратов несколько смещаются, поэтому подобный прием замеров также не вполне точен. Лучше производить замеры, используя только два или четыре кола, за правильностью положения которых следят непрерывно, а точность стояния остальных кольев проверяют через 2— 3 пласта. В этом случае замеры производятся двумя рулетками, концы которых закреплены на двух кольях. Измеряя расстояние от каждого из них до данной точки, определяем засечкой ее положение на поверхности. Результаты промеров проставляются на чертеже, обязательно в одних и тех же мерах (521 см, а не 5 м 21 см).

Рис. 77. Правильный замер координат находки (углом)

Замер фигур.Определение положения (замер) линий и фигур более сложно. Наиболее прост замер отрезков прямых линий, когда определяется положение лишь двух ее концов. Если линия сложная, ее разбивают на отдельные участки и замеряют положение точек, обозначающих границы этих участков. При этом желательно, чтобы каждый из этих участков приближался к прямой или окружности. Чем больше замерено точек, тем точнее определено положение линии, но не следует брать их слишком много. Таким же образом замеряют и замкнутые фигуры (пятна, развалы и пр.).

Масштабы чертежей.Вычерчивание археологических планов производится в поле1. Согласно инструкции ИА

1 Желательно, чтобы полевые чертежи выполняли специально подобранные сотрудники. В их обязанности входит: 1) разбивка квадратов на раскопе и регулярная проверка правильности положения угловых кольев; 2) вычерчивание всех архитектурных остатков на планах пластов и ярусов; 3) установка нивелира и вычисление отметки условного нуля для каждой точки стояния нивелира; 4) нивелировка верхних, нижних, угловых и других характерных точек каменных кладок; 5) нивелировка обоих концов бревен, досок, горбылей, столбов, дренажных труб и других остатков деревянных сооружений; 6) вычерчивание всех земляных пятен, нивелировка их поверхности и после вычерпывания — дна; 7) вычерчивание профилей и разрезов; 8) зарисовка характерных деталей и строительных узлов; 9) вычерчивание калек и чертежей (по мере необходимости).

АН СССР для раскопных чертежей обязателен масштаб 1 :20, а для чертежей погребений — 1 : 10. Этот масштаб в линейном варианте должен обозначаться на всех листах. Для чертежей используются рулонная миллиметровая бумага и простые карандаши (не чернильные, так как чертеж может попасть под дождь). Карандаши должны быть не слишком твердыми, чтобы не рвать бумагу и давать хорошо видную черту, и не слишком мягкими, чтобы не мазать чертежи (типа ТМ или М). Все чертежи, выполненные в поле, являются основным документом и хранятся так же, как найденные вещи. Но ввиду того что карандашные линии со временем легко стираются и плохо заметны на фотографиях, а также из-за хрупкости миллиметровой бумаги чертежи по окончании экспедиции вычерчивают набело на ватмане тушью.

Рис. 78. Замер координат пятна по точкам (углом)

В поле также нужны циркуль, линейка длиной 50 см (лучше из прозрачной пластмассы) и планшет, сделан ный из листа фанеры, набитого на деревянную рамку и слегка отполированного наждачной бумагой.

Планы.На любой чертеж тонкими линиями наносится сетка квадратов с их номерами (на планах могил и курганов — оси координат). Характер и назначение планов могут быть разнообразны: вычерчиваются планы каждого пласта, на каждый стратиграфический ярус, на отдельные сооружения и др.

План пласта должен включать планы всех открытых в нем сооружений, места находок, очертания важнейших пятен и прослоек (контуры распространения угольных прослоек, ям и пр.), а иногда и все вскрытые грунты с их границами.

Рис. 79. Вычерчивание положения находки засечкой

Если измерения производились при помощи системы прямоугольных координат (т. е. промерами расстояний перпендикулярно границам квадратов), то нанесение этих точек на бумагу не требует пояснений. Если же положение каждой точки определялось измерением расстояния от двух кольев, нужно сначала нанести на чертеж положение этих кольев, а затем определить положение искомой точки путем засечек циркулем. Таким образом наносятся на план мелкие вещи, которые нельзя вычертить в соответствующем масштабе. Положение точки, а значит, и подобной вещи на плане отмечается крестиком, пересечение линий которого обозначает данную точку. Возле крестика, означающего место находки ставится ее номер, а на полях чертежа под этим номером выписываются краткое название находки, квадрат, в котором она найдена, а иногда глубина.

Рисовальная сетка.Если находка достаточно велика (например, зуб мамонта, сосуд, днище бочки), ее заносят на план в виде контура очертаний этой находки, соблюдая правила нумерации и описания. Для подобной зарисовки удобно пользоваться рисовальной сеткой. Она представляет собой квадратную деревянную раму со стороной 1 м, на каждой ее стороне через 0,1 м вбиты гвоздики. Между противоположными гвоздиками туго натянута капроновая леска. Сетка ставится на подставках высотой около 0,1 м над вещью или скоплением вещей, и зарисовка ведется по принципу рисования по клеточкам. При этом взгляд должен падать перпендикулярно плоскости рисовальной сетки, иначе рисунок получится искаженным. Рисовальные сетки применяются также при зарисовке профилей и кладок.

Рис. 80. Пользование рисовальной сеткой. Взгляд чертежника должен быть ей перпендикулярен

Аналогично в зависимости от системы замеров определяются на чертеже места точек, обозначающих границы тех или иных отрезков линии. Затем по этим точкам вычерчивается сама линия или фигура, т. е. граница или контур пятна или прослойки, кладки или бревна и все остальные объекты, требующие чертежной фиксации.

Условные знаки.Для обозначения находки предметов, кладок, прослоек применяют условные знаки. Трудно составить единую систему знаков, пригодную для всех памятников, от палеолита до Руси. Видимо, следует составить таблицы для каждой эпохи. Стоит заметить, что при выборе знаков нужно избегать штриховок, так как они загромождают чертеж и удорожают его копирование.

Рис. 81. Условные знаки для археологических чертежей

Замер глубины.После того как находка нанесена на план и изучено ее отношение к соседним вещам и сооружениям, она может быть снята. Затем должна быть измерена глубина той поверхности, на которой находка лежала1. Измерять глубину лучше всего нивелиром, при этом рейка ставится на место находки. В крайнем случае это можно делать устаревшим способом измерений при помощи двух реек и уровня. При этом один конец рейки лежит на точке, нивелировочная отметка которой известна, а другим она касается первой рейки, стоящей на месте находки. Деление, где первая рейка касается второй, и будет отмечать глубину залегания находки. При измерении глубины залегания сооружения следует делать промеры для каждого угла кладки, для обоих концов бревна и т. д. Особенно важно измерение глубин кладок и бревен, уходящих в стенку раскопа. В этом случае промер глубины должен быть сделан (помимо прочих) у самой стенки, что важно для проверки совпа- дения чертежей планов и профилей.

1 Измерять глубину залегания находки, помещая рейку на находку, неверно, так как важно замерить ту поверхность, на которую найденная вещь упала в древности. Кроме того, рейка своей тяжестью может сломать находку.

Таким же образом наносятся на план контуры могил, составляются планы кострищ, погребения, расположения находок и пр. При этом может быть применен способ замеров посредством прямоугольных координат, проходящих через центр кургана или могилы, или при помощи замеров от двух точек, что менее удобно в случае погребения в яме.

Для того чтобы представить реальную глубину зале гания вещи или сооружения в культурном слое или в кургане, надо на план, где имеются цифры нивелировки данного сооружения, наложить план нивелировки поверхности раскопа (или кургана). Разность нивелировочных отметок покажет глубину залегания от поверхности. Эта операция, произведенная при помощи нивелира, значительно экономит время.

Чертежи профилей.Для характеристики памятника особенное значение имеют его профили, т. е. вид вертикальных стенок. Их чертежи должны выполняться с максимальной точностью и возможно больше приближаться к натуре1.

1 Археологи-антиковеды считают, что при раскопках античных поселений профили боковых стенок дают мало сведений о культурном слое и его стратиграфии, но и там профили обязательно зачерчиваются.

Перед началом вычерчивания профиля желательно от колышков, стоящих по его верхнему краю, опустить отвесы. Впрочем, полностью доверять этим отвесам нельзя, так как стена раскопа или курганной бровки наклонна, груз отвеса к ней прикасается, а значит, вертикаль не будет достаточно точна. Поэтому положение отвеса нужно проверять. Это можно сделать с помощью диоптров буссоли, установленной на противоположной стенке раскопа.

Вычерчивание профиля раскопа или кургана начинается с нанесения на чертеж его верхней линии по данным нивелировки. Сначала намечается линия, соответствующая нулевой отметке (нулевому уровню) нивелировки. Затем на соответствующем расстоянии от этой линии, соблюдая масштаб, наносятся точки под нулевой линией, если цифры нивелировки отрицательны, или над ней, если цифры положительны. Верхняя линия профиля проводится по этим точкам, причем, нанося ее, нужно все время делать сравнения с натурой, так как между нивелировочными отметками возможны подъемы и углубления. После этого на чертеже отмечаются все крупные предметы: камни, торцы бревен, доски, яркие грунтовые пятна. Они являются опорными точками чертежа. Затем вычерчиваются прослойки, каждый камень, доски, балластный слой и т. д.

При визуальном изучении профиля желательно, чтобы он был ярко освещен, но не высушен солнцем. Поэтому перед вычерчиванием профиля его нужно зачистить. Чтобы не пропустить ни одной прослойки, перед вычерчиванием следует обвести контуры прослоек острой палочкой. (При вычерчивании профиля полезно пользоваться цветными очками.)

Нанесение горизонтов культурного слоя является главной задачей при вычерчивании профиля, поэтому они должны быть намечены и выделены до начала чертежной фиксации.

Следует помнить, что границы культурных слоев не резки, один слой проникает в другой. Поэтому, хотя и нужно стараться уловить эти границы, это не всегда возможно.

Если на раскопе установлены стратиграфические ярусы, важно обозначить их на профиле. Для этого сначала обозначают номером яруса строительные остатки, уходящие в стену раскопа, а потом прилегающие к этим остаткам слои и прослойки.

Для экспонирования и в иных целях, требующих наглядности, на сухих и не слишком твердых почвах для снятия профилей может быть использован способ, предложенный X. А. Моора. Полотняная калька покрывается слоем быстро сохнущего клея и приклеивается к избранному для съемки месту профиля. Ввиду того что клей быстро сохнет, им покрывают кальку не сразу, а постепенно, по мере приклеивания, снизу вверх. При этом надо следить, чтобы калька приклеивалась вертикально, без складок. Когда клей подсохнет, кальку отделяют от профиля вместе с приклеенным к ней тонким слоем поверхности профиля. Для прочности этот слой еще раз покрывают клеем при помощи пульверизатора. Полученное изображение точно передает особенности профиля, но является зеркальным.

Калька транспортируется и хранится, свернутая в трубочку.

При изучении культурных слоев большое внимание уделяется фиксации перекопов и ям, так как от их количества и направления зависит оценка достоверности тех или иных слоев и участков раскопа.

Каждый горизонт культурного слоя обозначается условным знаком. В местах проникания одного слоя в другой эти условные знаки также как бы проникают друг в друга.

Ямы обозначаются условным знаком слоя, из которого они выходят

 

Рис. 82. Измерение глубины залегания находки рейками и уровнем: рейка установлена вертикально на место находки

Рис. 83. Вычерчивание плана нивелировки

Рис. 84. Вычерчивание профиля по плану нивелировки

Общие линии чертежей, планов и профилей. Правильно выполненные чертежи планов и профилей должны соответствовать друг другу. Это значит, что если план любого пласта приставить к соответствующему профилю раскопа (или кургана) на том уровне, где проходил этот пласт, то границы прослоек и сооружений должны совпадать. Все профили должны совпадать в местах стыков (по углам раскопа, в пересечении курганных бровок и т. д.), где линии прослоек (или сооружений) должны продолжать одна другую.

Рис. 85. Совпадение линий плана и профилей в кургане

Описание профилей. Целью описания профиля является объяснение взаимосвязи слоев, прослоек, сооружений, существование такой связи или ее отсутствие, аргументация, выявление и объяснение перемещения слоев. Описываются характер, структура, цвет и состав каждого культурного слоя, излагаются гипотезы его происхождения, отмечаются мощность, границы, перекопы, ямы, прослойки и заметные в нем остатки сооружений. Удобно производить описание профиля по стратиграфическим ярусам. Описание профиля служит его настоящим паспортом, без которого чертеж не может быть полностью понят. Но, естественно, это описание не заменяет чертеж, оно лишь его дополняет, без чертежа оно значительно теряет свою ценность, как и чертеж без описания. Описание профиля имеет смысл только в том случае, если оно производится на месте раскопок. Это описание не может производиться по чертежу. Желательно каждый профиль описывать в связи с другими.

Находки.Найденные в раскопе вещи, будь то черепки или уникальные памятники письменности, должны быть учтены и зарегистрированы. Однако учет индивидуальных (имеющих специфическую, присущую только им форму и содержание) и массовых находок различен. Понятие индивидуальных и массовых находок для каждого вида археологических памятников также различно.

Например, керамика в большинстве поселений — массовая находка, а на многих неолитических поселениях — индивидуальная, стеклянные браслеты в древнерусских городах — массовая находка, а на селищах — индивидуальная.

Индивидуальные находки.При учете индивидуальных находок каждая из них отмечается на плане соответствующего пласта в том месте, где она найдена, и на полях чертежа дается ее описание. Упаковать находку без обозначения того места, где она была найдена, значит обезличить ее, перепутать с похожими на нее. Поэтому в дневнике делается зарисовка, а находка снабжается этикеткой, в которой указываются место и год раскопа, номер раскопа, пласт, глубина, квадрат, номер находки и ее название. Внизу этикетки указывается фамилия упаковщика. Этикетку надо складывать вчетверо, чтобы не стерлась надпись, и отделять от вещей бумагой, чтобы она к ним не прилипла.

Хрупкие вещи следует упаковывать в коробочки соответствующего размера и заворачивать их в вату или паклю.

Черепки следует упаковывать рядами, перекладывая их листами бумаги; нельзя упаковывать навалом, так как они трутся, царапают друг друга, бьются. Плохо обожженные и хрупкие черепки, если они особо важны, упаковывают в вату.

Каждая индивидуальная находка сначала упаковывается отдельно, на пакете пишутся пласт, квадрат, номер и название вещи, а затем все находки с одного квадрата упаковываются вместе. Это дает возможность сопоставления вещей при лабораторной обработке, иначе поиски вещей, найденных по соседству, займут много времени. Содержание каждого пакета, заключающего в себе несколько находок, должно быть перечислено в описи пакетов. На пакете удобно писать номера находок, которые объединяет этот пакет. Желательно все индивидуальные находки одного пласта упаковывать вместе.

Учет подъемного материала в разведках происходит аналогично. Он описывается в дневнике с указанием, что берется в коллекцию и что не берется, где зарыт оставленный материал.

Вещи, собранные в процессе разведок, обязательно должны иметь этикетку, в которой указываются паспорт памятника (местонахождение, название, тип), место на памятнике, где найдена данная вещь (обрыв к реке, в яме прежних раскопок, обрыв вала и т. п.), ее наименование (кремневый скол, трехлопастная железная стрела, черепок с ямочным орнаментом), номер, под которым она записана в дневнике. Если это одиночная находка вне поселения или могильника, в этикетке указывается все то же, и особенно подробно — местонахождение.

Случайные находки также сопровождаются записью в дневнике, где указываются место и обстоятельства находки, ее номер и название; если ее нашел не археолог, то кем найдена.

Подобного рода учет и регистрация находок продолжаются до тех пор, пока не будут обнаружены сооружения или грунтовые пятна. Вещи, найденные в пределах этого сооружения, обычно составляют его хозяйственный инвентарь, по которому можно определить характер сооружения.

Поэтому регистрация находок только по квадратам и упаковка по этой же системе приведет к раздроблению единого комплекса. Следовательно, помимо прежних данных, в этикетку следует включить номер сооружения или пятна, и все вещи, найденные в границах этого сооружения или пятна, упаковываются вместе независимо от тех квадратов, в которых они найдены. При этом номер квадрата в этикетке следует сохранять, особенно если открытое помещение велико и не разделено на комнаты: в этом случае номер квадрата поможет най-ти место находки на плане. На пакете каждой вещи указывается номер сооружения. Вещи, найденные вне границ сооружения или пятна, по-прежнему упаковываются по квадратам, а все находки данного пласта помещаются в один пакет или ящик.

Если в процессе раскопок можно выделить стратиграфические ярусы, то пакеты находок из сооружений и квадратов удобнее объединять по таким ярусам.

В процессе раскопок можно пользоваться книжкой с отрывными талонами, корешок которых остается в книжке.

На отрывном талоне пишется этикетка вещи, на корешке — копия этикетки. В некоторых экспедициях используются книжки с вопросами; остается лишь заполнить ее и корешок.

Опись находок.Но основным документом регистрации находок является их опись, которая ведется на особых листах, хранящихся в папке или в отдельной тетради.

Эта опись составляется в поле. В ней перерабатыва-ются данные описей, имеющиеся на полях чертежей пластов и в этикетках. Опись может включать, напри-мер, такие графы: порядковый (инвентарный) номер ве-щи по описи; описание вещи; ее материал и размеры; по-левой номер вещи; ее координаты (расстояния от осей кургана или номер квадрата); рисунок вещи; примечание.

После описания к вещи привязывают номерок из плотной бумаги (например, из обрезков фотобумаги), на котором указывают шифр раскопа, год раскопок, квадрат (курган), инвентарный номер. Опись вещей нужна при лабораторной обработке материала, кабинетной работе над материалами экспедиции, а также при поисках той или иной находки.

Образец этикетажной книжки

Поэтому нужно, чтобы опись велась обязательно по пластам (или ярусам) с находки номер один до последнего номера.

Первичная консервация находок.Многие вещи доходят до археолога в очень плохом состоянии. В условиях небольшой влажности плохо сохраняются органические и неорганические вещества: дерево истлевает, железо ржавеет насквозь, бронза рассыпается в порошок окислов.

Поэтому нужны осторожность при взятии и упаковке плохо сохранившихся вещей и принятие ряда мер для их сохранности.

В этих целях желательно организовать полевую лабораторию консервации найденных предметов. Лаборатория должна находиться в отдельном помещении, иметь соответственное оборудование, химикаты, а также специальное хранилище для обнаруженных предметов. В лаборатории должен работать специалист-реставратор. Подобные лаборатории существуют при некоторых экспедициях.

Но даже такая лаборатория ограничена в возможностях хотя бы тем, что время обработки передаваемых ей материалов связано сроком работы экспедиции, по истечении которого эти материалы транспортируются на постоянную базу. Следовательно, в задачу полевой лаборатории входит и подготовка вещей плохой сохранности к транспортировке. Полный цикл консервационных работ может проводиться лишь стационарно.

Назовем самые общие и самые доступные способы консервации находок.

Сохранность находок прежде всего зависит от того, каким приемом эти вещи извлечены из земли, как они «взяты».

Найденные вещи нельзя оставлять на солнце и даже на воздухе, так как большинство из них, будучи извлеченными из среды, в которой они пролежали сотни лет, от соприкосновения со свежим воздухом портятся, а от солнца моментально выгорают. Поэтому расчищенные вещи надо прикрывать бумагой, травой, листьями и т. п. Загрязненные вещи, если они сухие, очищают кистью, если мокрые — прополаскивают или, в крайнем случае, моют мягкой кистью. Предметы со следами раскраски мыть нельзя.

В. Д. Блаватский не рекомендует мыть глиняные вазы и терракотовые статуэтки с непрочной облицовкой, на которой могут быть следы полихромии, а также античную кухонную посуду, так как в ней могут оказаться незначительные остатки пищи, которые можно подвергнуть анализу.

Рассыпающиеся вещи (проржавевшее насквозь железо, пересохшее до хрупкости дерево и т. п.) нужно осторожно расчистить и закрепить, пропитав их клеем ПВА или бутиролем.

Вследствие плохого обжига керамика ранних эпох (неолита, бронзы) в мокром грунте часто становится мягкой или, как говорят, раскисает. Поэтому, обнаружив и вскрыв керамику, нередко приходится ждать, пока она высохнет, и лишь после этого ее можно убирать. Иногда под такие черепки можно подвести лист фанеры, снять их вместе с грунтом, подсушить (на воздухе, но не на солнце) и лишь после этого упаковывать.

Зерно берется обязательно с той землей, на которой оно лежало, и ни в коем случае не выбирается по зернышку, так как здесь важно обнаружить семена сорняков, позволяющие судить о системе земледелия. Зерно хранится в пробирках, пузырьках, бутылках, закрытых пробкой. Его также можно хранить в полиэтиленовых пакетах, если зерна много — в бумажных мешках «крафт». Аналогичным образом до обработки в лаборатории хранятся солома, трава и другие растительные остатки (см. приложение II).

Хранение деревянных изделий.В мокром грунте хорошо сохраняются костяные вещи и металлы, лишь железо слегка покрывается легко удалимым фосфористым налетом. Но деревянные вещи, извлеченные из мокрого грунта, хотя сначала и сохраняют свою форму, на воздухе быстро ее теряют и искажаются до неузнаваемости. Это происходит потому, что многовековое вымачивание в грунтовых водах увеличивает влажность дерева в четыре раза против нормальной. Эту воду дерево легко теряет, так как избыточная влажность разрушает межклеточные перегородки, в силу чего дерево при высыхании дает большую усадку, превышающую обычную в 2— 3 раза. Поэтому, чтобы сохранить деревянные изделия, дошедшие до археолога в состоянии наивысшей влажности, проще всего их поместить в полиэтиленовый пакет или завернуть в такую же пленку.

Иногда деревянные изделия хранят в воде, но это хранение не может продолжаться долго. Ведь в грунте Дерево консервирует не только вода, ограничивающая доступ воздуха, но и содержащиеся в ней соли, состав незначительные остатки пищи, которые можно подвергнуть анализу.

Рассыпающиеся вещи (проржавевшее насквозь железо, пересохшее до хрупкости дерево и т. п.) нужно осторожно расчистить и закрепить, пропитав их клеем ПВА или бутиролем.

Вследствие плохого обжига керамика ранних эпох (неолита, бронзы) в мокром грунте часто становится мягкой или, как говорят, раскисает. Поэтому, обнаружив и вскрыв керамику, нередко приходится ждать, пока она высохнет, и лишь после этого ее можно убирать. Иногда под такие черепки можно подвести лист фанеры, снять их вместе с грунтом, подсушить (на воздухе, но не на солнце) и лишь после этого упаковывать.

Зерно берется обязательно с той землей, на которой оно лежало, и ни в коем случае не выбирается по зернышку, так как здесь важно обнаружить семена сорняков, позволяющие судить о системе земледелия. Зерно хранится в пробирках, пузырьках, бутылках, закрытых пробкой. Его также можно хранить в полиэтиленовых пакетах, если зерна много — в бумажных мешках «крафт». Аналогичным образом до обработки в лаборатории хранятся солома, трава и другие растительные остатки (см. приложение II).

Хранение деревянных изделий.В мокром грунте хорошо сохраняются костяные вещи и металлы, лишь железо слегка покрывается легко удалимым фосфористым налетом. Но деревянные вещи, извлеченные из мокрого грунта, хотя сначала и сохраняют свою форму, на воздухе быстро ее теряют и искажаются до неузнаваемости. Это происходит потому, что многовековое вымачивание в грунтовых водах увеличивает влажность дерева в четыре раза против нормальной. Эту воду дерево легко теряет, так как избыточная влажность разрушает межклеточные перегородки, в силу чего дерево при высыхании дает большую усадку, превышающую обычную в 2— 3 раза. Поэтому, чтобы сохранить деревянные изделия, дошедшие до археолога в состоянии наивысшей влажности, проще всего их поместить в полиэтиленовый пакет или завернуть в такую же пленку.

Иногда деревянные изделия хранят в воде, но это хранение не может продолжаться долго. Ведь в грунте Дерево консервирует не только вода, ограничивающая доступ воздуха, но и содержащиеся в ней соли, состав которых на разных глубинах разный. Поэтому в воде можно хранить лишь максимально влажные деревянные предметы, и срок этого хранения ограничен временем, нужным для их транспортировки в стационарную лабораторию.

Вещи мокрые следует сушить медленно во избежание деформации дерева. А. Я. Брюсов рекомендует следующий способ сушки деревянных предметов. Их помещают в мягкое сено и оставляют в таком виде до окончания раскопок на сквозняке, например в поле под открытым небом. По окончании раскопок эти вещи упаковывают в ящики, покрывая слоем сена толщиной 4—5 см. По доставке на место вещи оставляют в том же сене, которое меняют каждый день или через день (намокшее сено сушат и снова пускают в дело), а потом реже — через 2— 3 дня, потом через неделю и т. д. в зависимости от того, как быстро намокает сено. Высушивание продолжается несколько месяцев, а иногда более года.

Так как не все деревянные вещи выдерживают хранение, их нужно немедленно зарисовывать и фотографировать, а также полезно сделать с них гипсовый слепок.

Берестяные грамоты распариваются в воде, нагретой до 60—80°, после чего осторожно распрямляются и кладутся между двумя стеклами. Между стеклами же хранят и найденные обрывки тканей, не пропитывая их ничем.

Все эти меры предосторожности преследуют одну цель — обеспечить медленную сушку находок, которая уменьшает их усадку.

Монолиты.Некоторые небольшие сооружения (например, трипольские жертвенники) желательно экспонировать в музее. Это можно сделать, разобрав объект и восстановив его на месте по чертежам, рисункам и фотографиям. Однако объект бывает настолько хрупок, что при разборке и сборке можно потерять многие его части, поэтому его следует перевезти монолитом.

Чтобы сооружение или погребение взять монолитом, его нужно как можно меньше расчищать и совсем не извлекать землю из его полостей, если таковые в нем есть. Определив размеры монолита, соответственно им изготовляют дощатый ящик без дна, с плотными и гладкими стенками (их можно изнутри обить фанерой). Дно и крышка ящика должны состоять из отдельных, плотно подогнанных, но не скрепленных между собой досок, привинченных к раме (стенкам ящика) шурупами (а не гвоздями, чтобы избежать сотрясения). Перед тем как произвести вырезку, дно и крышку ящика отвинчивают от рамы.

Объект, предназначенный для вырезки, должен образовать «стол» высотой 1,5 м, вокруг которого выкапывают на ту же глубину траншею шириной 1 м. На объект надевается рама ящика, высота стенок которой соответствует желаемой высоте вырезки. Рама надевается очень плотно, без зазора между ней и стенками «стола». Потом с одной из сторон под раму делается подкоп на ширину 15—20 см и к раме привинчивается доска днища. Под нее подводится толстая доска, оба конца которой подпирают столбиками, опирающимися на подложенные под них доски (не на грунт). После этого подрезают почву с другого конца вырезки и также подпирают столбиками. Затем небольшими участками подрезают оставшийся грунт, привинчивая доски дна ящика. В результате вырезка оказывается стоящей на четырех столбах.

Далее открытый ящик вынимают, заполняют его верх мокрой глиной и завинчивают доски крышки. Это делается после извлечения вырезки наверх, чтобы не увеличивать ее веса до подъема (этот вес часто достигает 300—400 кг и более). Потом ящик переворачивают, отвинчивают дно, заполняют мокрой глиной и снова завинчивают; причем дно дополнительно крепится двумя продольными планками.

Подобная вырезка хорошо переносит транспортировку.

Труднее делать вырезки в песчаном грунте. В этом случае грунт можно смочить водой, так как сырой песок менее сыпуч. Поверхность сыпучего грунта может быть смочена клеем БФ-4 (при помощи пульверизатора), который уменьшает сыпучесть и замедляет высыхание монолита.

Таким же образом делают вырезки погребений; при этом погребения должны быть совсем не расчищены, а их положение приходится определять вслепую по черепу.

Фрески. На стенах Пенджикента, Афрасиаба, городов Хорезма послевоенными исследованиями открыта живопись, имеющая большую историко-культурную ценность. После расчистки, зарисовки и фотографирования эту живопись нельзя оставлять на незащищенных стенах здания. Ее нужно сохранить и сделать доступной изучению, перевезя в один из музеев.

Методика ее вырезки и транспортировки крайне сложна и ответственна и может производиться только специалистами. Фрески Пенджикента и фрески Смоленска снимались реставраторами Госэрмитаж

 

Рис. 86. Вырезка погребения. Первый этап

Рис. 87. Вырезка погребения. Второй этап

Рис. 88. Вырезка погребения. Третий этап

Эстампажи. При раскопках, а в особенности при археологических разведках, встречаются углубленные рисунки или надписи на камне. С этих изображений можно сделать эстампаж (отпечаток), по которому затем легко изготовить гипсовую копию. Для этого на снимаемую поверхность кладут не слишком плотную влажную бумагу и притирают ее щеткой, на этот лист кладут другой и с ним проделывают ту же операцию, потом — следующий, и так до 6—10 листов. Первые листы должны быть чистые; для этого используется газетная бумага (не газета!), для последующих слоев можно употреблять и газеты. Этому бумажному покрытию дают высохнуть, а затем оно легко отделяется от камня. На снятой бумажной массе получается зеркальный отпечаток изображения, который можно залить гипсом и получить копию оригинала. Если эстампаж должен храниться, то его лучше свернуть в трубку и поместить в тубус для хранения чертежей. В случае если нужно получить более жесткий эстампаж, в воду для пропитывания бумаги можно добавить жидкого канцелярского клея (200 г на ведро воды).

Однако бумага не всегда дает четкое изображение рельефа, поэтому иногда следует делать не бумажный эстампаж, а иловую форму для отливки гипсового слепка. Для этого изображение заливается жидким илом, а когда он застывает, его отделяют, высушивают и используют как форму для заливки гипсом.

Для слабо процарапанных небольших рельефов на монументальных сооружениях можно сделать эстампаж из фольги или же, если рельеф достаточно прочен, про рись через бумагу, протирая ее обратной стороной карандаша. Эстампаж, сделанный из фольги, для перевозки и хранения должен быть помещен в коробку.

Массовые находки.Правила учета массовых находок иные, чем индивидуальных. Массовые находки отличаются тем, что они не всегда наносятся на чертеж пласта и не получают номера. Таким образом, их название не всегда отражает их количество. Например, в каком-нибудь пласте древнерусского города может быть найдено 3 черепка и 20 шиферных пряслиц; при этом пряслица не будут считаться массовой находкой, а черепки будут.

Для некоторых объектов массовыми находками являются ракушки, а иногда даже камни. В большинстве случаев массовыми являются находки черепков и костей. Их собирают с каждого квадрата в особый лоток.

Разборочная площадка.Для сортировки керамики и костей удобнее всего соорудить разборочную площадку — модель квадратной сетки раскопа в определенном масштабе. На этой модели ориентировка сетки и нумерация квадратов та же, что и на раскопе. После того как на том или ином квадрате вскопан очередной пласт, ке рамику и кости с него приносят на разборочную площадку, где высыпают на квадрат, имеющий тот же номер. Здесь же оставляют и этикетку, ранее лежавшую в лотке, где имеются все те же сведения, что и в этикетках индивидуальных находок, кроме номера находки, а глубина указывается обобщенно номером пласта (например, пласт 7, глубина 120—140см).

На разборочной площадке керамика, если возможно, моется, сушится и обязательно сортируется в пределах каждого квадрата. Сортировку производят в зависимости от характера памятника, а часто по форме венчика т. е. по профилю. Типы венчиков каждого пласта зарисовываются в графу особой таблицы, а затем подсчитывается, сколько экземпляров такого типа керамики было собрано. Под таблицей дается описание каждого типа. Если крайние квадраты раскопа не слишком разновременны, то подобная таблица составляется для всех пластов раскопа.

Естественно, что в дальнейшем при обработке керамики в лаборатории в подобную сортировку вносятся коррективы, так как не может быть классификации керамики, основанной только на различии профилей венчиков без учета структуры сосудов, способа их изготовления, орнамента и т. п.

Для дальнейшего изучения желательно взять все найденные черепки, но обычно это невозможно, так как их негде хранить. Поэтому все черепки берутся лишь с еще не изучавшегося памятника. Там же, где раскопки ставятся повторно и керамика предварительно изучена, для лабораторного изучения отбирают венчики, донышки и орнаментированные стенки. В античных городах, где керамика классифицирована довольно полно и точно, берут единичные экземпляры черепков. Отсеянные черепки зарывают рядом с раскопом или на его дне после достижения материка. Это место отмечается на плане. Отсеянный материал должен быть подробно описан. Опись ведется в общем дневнике раскопа вместе с описью взятых находок. Описываются глина отсеянных черепков, их орнамент и другие особенности, которые могут дать указания о месте изготовления этой керамики. Подобная опись тем более важна, что в отсеянном материале могут быть не только черепки, но и фрагменты сооружений, например обмазка стен трипольского дома.

Упаковка керамики и костей.Черепки, отобранные для дальнейшего изучения, упаковываются по сооружениям, а если сооружений нет — поквадратно. Внутрь пакета кладется этикетка, которая раньше лежала в лотке, а на пакете пишется «керамика», номер раскопа, пласта, квадрата. На пакете можно писать только номер, но тогда обязательно составление описи пакетов, где указываются те же данные: раскоп, пласт, квадрат. Кроме того, на пакете должно быть написано название объекта, где производились раскопки.

Кости, приносимые на разборочную площадку, также сортируются. По костям можно определить вид животного, но для этого непригодны ребра и кости, лишенные сочленений, и если археолог искушен в остеологии, он может их не брать для лабораторной обработки. Но если у полевого работника нет достаточного опыта в сортировке костей, то их следует брать все. Обязательно берутся черепа, челюсти, зубы, позвонки, копыта, рога. Кости моются, сушатся и упаковываются так же, как керамика.

Иногда некоторые индивидуальные находки могут переходить в разряд массовых. Так, стеклянные браслеты русских городов в пластах моложе XIV в. — находка индивидуальная, в пластах XIII в. — массовая, а ниже — индивидуальная. Индивидуализация браслетов в младших и старших слоях вызвана необходимостью уточнения слоев их появления и исчезновения. В слоях же XIII в. эти браслеты могут регистрироваться по квадратно.

Деревянные вещи регистрируются как индивидуальные находки. Сюда относятся части мебели, оконниц, лодок, подшипники, блоки, посуда, ложки и пр. Но куски дерева со следами работы инструментов могут браться как массовая находка: это заостренные колья, обтесанные палочки и разные заготовки.

Описание сооружений.Каждое сооружение, будь то кладка, сруб, вымостка, водопровод или иные строительные остатки, после расчистки (и в ходе ее) подробно описываются. Описание ведется в том порядке, в котором производилась постройка. Сначала описываются те работы, которые подготовили почву для возведения сооружений, т. е. для каменного дома — субструкции, для деревянного — возможные сваи, для водопровода — яма, в которую он помещен, и т. д. Далее для каменного дома описывается фундамент и возможный цоколь, а затем лежащая на цоколе стена с указанием способа ее кладки, наличия раствора, скреп, облицовки, забутовки и прочих подробностей. При этом нельзя пропустить характеристики примыкания стен, указав, связаны они впритык или впереплет, что дает возможность говорить об одном или двух строительных периодах.

Для деревянной постройки указывается ее тип: столбовое жилище, мазанка, клеть. Если это клеть, указывается способ вязки бревен (в обло, в лапу, в присек и пр.), толщина бревен, количество венцов, следы окон и дверей, остатки печи и пола, остатки кровли и т. д.

Описание полуземлянок и хозяйственных ям должно включать описание земляного пятна, заполнения, углубления, его стенок (обмазка, следы инструментов), встреченных конструкций (опорные столбы, срубы, кладки, ступени входа), описание дна ямы, очага или костра, найденных вещей (орудий, сосудов и др.) и иных подробностей.

Так же подробно описываются мостовые, водопроводы, завалы и другие строительные остатки. При этом в описании должно быть указано положение данного объекта по отношению к другим и описана их взаимосвязь.

Для сооружения нужно указать квадраты, которые оно занимает, пласты, размеры сооружения, глубину вершины и подошвы, сохранность и номера фотографий с указанием, с какой стороны сделан снимок.

Сооружения, встречаемые при раскопках поселений, обычно не единичны, поэтому, чтобы при повторном упоминании каждого из них не перечислять квадраты, в пределах которых оно расположено, удобнее дать ему номер, под которым оно фигурирует в дальнейшем. Кроме того, нумерация сооружений облегчает учет вещей, найденных в его пределах. Для обширных сооружений с большим количеством помещений, пристроек и перегородок удобна двойная система обозначений, где каждая стена (или кладка) обозначается цифрой, а помещение — буквой. Эти обозначения особенно удобны при описании кладок и помещений, а также при упаковке собранных в них находок.

Архитектурные обмеры. Описание сооружений должно сопровождаться характерными планами (общими и планами деталей), а часто и разрезами. Открытые постройки бывают настолько неправильными, что при съемке их планов и разрезов нельзя обойтись обычными чертежными приемами. В таком случае прибегают к приемам архитектурных обмеров. Основой архитектурных обмеров являются свойства треугольника как единственно жесткой фигуры, т. е. три стороны данной длины определяют лишь один треугольник.

Приемы архитектурных обмеров в применении к археологическим объектам упрощены, так как открываемые раскопками здания редко сохраняются на полную высоту и нет необходимости производить обмер внутренних частей отдельно от обмера наружных, не надо измерять своды, строить леса и т. д.1 Но нужно фиксировать соотношение архитектурных остатков и культурного слоя, т. е. вычерчивать так называемые стратиграфические разрезы.

1 Археологу полезно изучить технику архитектурных обмеров полностью сохранившихся зданий по руководству П. Н. Максимова и С. А. Торопова, а также познакомиться с подробной памяткой П. А. Раппопорта (см. библиографию).

Чтобы быть достаточно полной, графическая фиксация архитектурных остатков должна включать исполнение чертежей планов, фасадов (снаружи и изнутри), разрезов, а также стратиграфических разрезов.

Обмеры наносятся на чертеж, выполняемый в полевой обстановке и являющийся основным документом. Обычно чертеж вычерчивается на миллиметровой бумаге, на которой легче откладывать (в масштабе) нужные расстояния. Иногда чертеж исполняют сразу на ватмане. В дальнейшем полевой чертеж может быть вычерчен набело, но оригинал остается основным документом.

Для чертежей архитектурных обмеров обычен масштаб 1:50, но для показа системы кладки или деталей берется масштаб 1:20 и даже 1:10. Некоторые детали, требующие большой точности передачи, вычерчиваются в натуральную величину. Нужно стремиться к тому, чтобы весь план сооружения был исполнен на одном листе.

Базой обмера служит прочный, туго натянутый шнур, называемый причалкой. Причалка натягивается горизонтально поперек раскопа между двумя прочно вбитыми кольями, по уровню. Шнур располагают примерно на высоте наиболее выступающих сохранившихся частей обмеряемого здания. После того как шнур натянут, его промеряют рулеткой, отмечают метровые деления цветной ниткой и привязывают к ниткам бумажки с цифрами — отметки метров. Каждое утро шнур перемеряют. Причалку наносят на чертеж раскопа.

После этого намечают характерные точки сооружения. Ими будут все углы и точки сопряжения линий. Если здание имеет закругления (например, абсиды), то на них также отмечают ряд точек. Для нанесения характерных точек на чертеж измеряют расстояние от них до двух точек причалки, выбирая такие метровые отметки, чтобы угол между линиями этих двух измерений (т. е. у наносимой точки) был близок к прямому. Очень острый или тупой угол дает ошибку при вычерчивании. Чем больше точек замерено, тем точнее чертеж.

Рис. 89. Характерные точки для архитектурного обмера здания изнутри

При измерении расстояний рулетку надо держать горизонтально, нулем к характерной точке здания, над которой держат отвес, поскольку причалка, а вместе с ней и рулетка расположены выше большинства точек сооружения. Отметку на рулетке берут у причалки, не прикасаясь к ней.

Полученные промеры наносят на чертеж раскопа засечками от соответствующих точек причалки. Например, если в натуре измерения проводились от отметок с бумажками под номерами 1 и 5, то и на чертеже ножку циркуля помещают на линию причалки сначала с отметкой 1, потом с отметкой 5.

При измерении больших расстояний ошибка бывает большей, чем при измерении малых. Поэтому можно, нанеся на чертеж ближние характерные точки, измерять остальные, взяв за базу две уже нанесенные точки. Промеры и в этом случае производятся рулеткой, натянутой горизонтально. В случае очень больших размеров здания вычерчивают два или большее количество его планов, каждый от своей причалки. Но при этом должна быть составлена очень точная схема расположения причалок, проверенная несколькими взаимозасечками.

 

Рис. 90. Характерные точки для архитектурною обмера здания снаружи

Если площадь и размеры измеряемого сооружения малы, можно обойтись без причалки, используя две характерные точки, находящиеся примерно на одной высоте, как концы базовой линии. Для удобства можно добавить к этим точкам третью, а потом четвертую и вести обмер от трех-четырех точек.

Обмер фасадов производится от горизонтальной, так называемой нулевой, линии, которую прочерчивают на фасаде мелком при помощи рейки и уровня. Затем ее разбивают на отрезки по 0,5 м (если на фасаде мало деталей, то по 1 м) и через полученные точки по отвесу прочерчивают вертикальные линии. Измерение точек, линий, деталей в таком случае производится по системе прямоугольных координат, т. е. сначала измеряют расстояние от горизонтальной линии, потом от вертикальной. При обмере нескольких фасадов желательно, чтобы все нулевые линии проходили на одной высоте, что легко достигается с помощью нивелира.

Для каждого здания вычерчивают минимум два разреза, часто взаимноперпендикулярных. Их задача показать соотношение высот сохранившихся частей здания.

Для того чтобы вычертить вертикальный разрез сооружения, также употребляется причалка. Причалка натягивается горизонтально над остатками здания в направлении желаемого разреза и с нее провешиваются вертикальные линии над каждой характерной точкой. Эти линии сразу же измеряются. Одновременно измеряется и расстояние от конца причалки, положение которой заранее определено до того места, где ее касалась нитка отвеса. Полученные данные наносятся на чертеж.

 

Рис. 91 Производство вертикального разреза остатков здания

Если стена наклонилась и отвес на ее основание опустить нельзя, то с причалки провешивают линию через нависший край и от нее измеряют нужное расстояние. Вычерчивание разреза производится от линии, условно принятой за уровень причалки, от которой опускаются соответствующие перпендикуляры. Полученные точки соединяются.

Стратиграфический разрез представляет собой профиль слоя (это может быть завал стен, культурный слой, материк), вплотную примыкающего к архитектурным остаткам по линии, перпендикулярной к ним. Таких разрезов может быть несколько. Иногда неумелые исследователи окапывают здание канавой или рвом, отрезая его от слоя и не интересуясь стратиграфией, что является примером величайшей исследовательской безграмотности. Состав слоя должен быть отражен на всей глубине залегания здания — от наиболее высоких слоев до подножия фундамента. Без таких разрезов невозможна стратиграфическая датировка постройки.

Фотографирование.Для документальной фиксации вскрытых слоев, сооружений и вещей широко применяется фотографирование. Каждый археолог обязан овладеть фотосъемкой, хотя бы ее простейшими процессами.

Опыт показывает, что контактная печать дает снимки наилучшего качества. Любое увеличение ухудшает качество фотографии. В условиях экспедиции наилучшие результаты получают при работе с павильонной камерой, дающей снимки на стеклянных пластинках, в крайнем случае — на листах пленки размером 13X18 см или еще лучше 18X24 см. При этом надо иметь в виду, что такие камеры дают искажения на краях снимка.

Однако громоздкость павильонной фотокамеры, большой вес как самого аппарата, так и пластинок, сравнительно малый запас кассет с пластинками и другие многочисленные трудности работы с такой фотокамерой делают наиболее удобными для археологических целей широкопленочные фотоаппараты типа «Москва», «Салют», «Любитель», дающие снимки размером 6Х Х9 см или 6X6 см.

 

Рис. 92. Промеры через нависший край

В археологических разведках желателен широкопленочный фотоаппарат, но обычен и узкопленочный типа «Зенит» или «ФЭД». Зеркальный аппарат «Зенит» очень удобен для съемки находок, особенно мелких, так как, используя насадочные кольца, можно получить снимок малых предметов в натуральную величину. Узкопленочные аппараты удобны еще и тем, что имеют сменную оптику, когда нормальный объектив можно заменить широкоугольным или телескопическим. Для непрофессионалов фотографов обязательно использование фотоэкспонометра.

Следует принять за правило, чтобы на пленке с научными кадрами не было кадров бытовых, пейзажных и т. п.

Фотографировать нужно как можно больше: каждое пятно, прослойку, группу камней. Обязательно фотографируются профили (стенки) раскопов, профили (бровки) курганов, профили (стенки) могил, а также расчищенные костяки и сооружения.

Расчищенный объект нужно сфотографировать с нескольких точек, так как фотография «с руки» или даже со штатива имеет перспективный вид. По этой же причине при фотографировании рядом с объектом кладется разграфленная рейка.

В поле важно фотографировать вещи как отдельно, так и группой (из данного сооружения, пласта и т. д.).

При фотографировании надо пользоваться светофильтрами разных номеров, так как при их помощи можно получить фотографии пятен, например следов дерева, почти или даже совсем не видимых глазом. Однако в случае бледного пятна и светофильтры не дают желаемого результата. В таком случае, сделав фотоснимок, являющийся основным фотодокументом, в обычных условиях можно произвести снимок с подцвечиванием этого пятна. Иногда хорошие результаты дает смачивание (из лейки) вскрытой поверхности, на которой пятно может выступить ярче. Но такие снимки — лишь вспомогательный материал при фотографировании, сделанном без всякой подцветки. Для того чтобы судить о качестве снимка или о необходимости снимка с подцветкой, негативы желательно проявлять немедленно. Для гарантии успеха фотографирования следует с одного положения делать 2—3 снимка с разной экспозицией или диафрагмой.

Чтобы снимки не перепутать, после того как уже сделана наводка на резкость, возле снимаемого объекта ставится номер снимка, написанный черной тушью на фанере (лучше наборный). Этот номер не должен занимать на фотографии центральное место и не должен закрывать какие-либо части фотографируемого объекта, чтобы подобный снимок можно было бы издать без ретуши. Номер с указанием объекта записывается в дневник, или же ведется особая опись фотографий (не фотографом).

Вместе с номером на снимаемый объект помещается условное обозначение раскопа (или номер погребения, кургана, могилы), указатель север — юг и две взаимо перпендикулярные рейки. При фотографировании желательно давать горизонтальную или вертикальную отметку. Все это также не должно загораживать фотографии1.

1 Для хранения широкая пленка разрезается на кадры, каждый кадр кладется в отдельный конверт, на котором заранее (!) написан номер снимка, название раскопа, год раскопок, сюжет.

Получила распространение фотофиксация профилей, земляных пятен, а также находок на цветной обратимой пленке. Такая пленка после проявления становится готовым цветным диапозитивом. Она может быть вставлена в картонную или пластмассовую рамочку и демонстрироваться через фильмоскоп.

Наконец, удобным методом фиксации раскопок является киносъемка. В настоящее время уже создано немало как научных, так и популярных кинофильмов о раскопках тех или иных археологических объектов.

Дневники.Для исчерпывающего представления о вскрытых слоях, сооружениях и найденных вещах недостаточно одних чертежей и фотографий. Главная роль принадлежит описаниям, которые делаются в дневниках2.

2 Название сборника таких записей — «дневник» — не отражает его содержания, так как дни и числа месяца в нем могут и не проставляться. Он не фиксирует также записей, производимых день за днем, так как некоторые раскопки могут быть закончены в один день. Правильно было бы назвать его журналом, что хотя в переводе и имеет то же значение, но по-русски стало словом с иным смыслом. Однако, чтобы не вносить путаницы, будем придерживаться существующей терминологии.

Содержание записей в дневнике может быть сведено к трем большим разделам. Это, во-первых, описание вскрываемых слоев, во-вторых, описание сооружений и, в-третьих, описание находок. Наряду с этими описаниями делаются записи о ходе работ, т. е. о порядке вскрытия слоев, расчистке пятен, строительных остатков и т. п.

Описание вскрываемых слоев и сооружений должно включать все те данные, которые их характеризуют. В дневнике должны быть графические схемы или зарисовки сооружений и их особенностей (помимо чертежей). Перечислять все найденные вещи нет возможности, поэтому перечень вещей дается суммарно, с выделением и зарисовкой наиболее важных. Особо описываются массовые находки, в том числе керамика.

Все записи ведутся по пластам, номер пласта с указанием его глубины является заголовком очередной главы дневника. Записи делаются в ходе работ, до их окончания, поэтому после каждого раздела главы, т. е. после описания слоя, описания сооружений, вещей, следует оставлять свободное место для возможных дополнений.

В ходе ведения дневника полезно записывать мысли о характере, происхождении, датировке слоев, сооружений и вещей, полнее их аргументировать. Если высказанное положение окажется неверным, то не надо ни стирать, ни вычеркивать эти записи, а нужно тут же на полях аргументировать их несостоятельность.

Полное описание сооружений следует делать после того, как это сооружение расчищено. При описании слоев и сооружений рекомендуется записать номера сделанных фотографий.

Возможны дневники нескольких видов, отличных друг от друга содержанием. Желателен и распространен в практике полевых археологических исследований дневник на каждый квадрат. Его особенность состоит в том, что в нем наиболее подробно описывается ход работ и дается полная характеристика культурного слоя и всех его изменений с соответствующими схемами. Здесь же упоминаются (для скорейшей ориентировки) вскрываемые сооружения и перечисляются найденные вещи. Содержание этого дневника можно выразить формулой — безотлагательные записи, максимум подробностей о слоях и находках и посильные обобщения1.

1 В дневниках на квадрат (несколько квадратов) указываются: пласт, глубина, состав культурного слоя, его влажность, прослойки, их толщина, встреченные пятна, сооружения, оставленные бровки и «попы», число черепков (и важнейшие из них), число костей (сколько взято для определения), число обрывков кожи (сколько взято в коллекцию), находки, их состояние, описание важнейших из них.

Дневник раскопа должен учитывать и использовать данные квадратных (или участковых) дневников. Ввиду этого внесение записей в дневник раскопа иногда несколько запаздывает по отношению к записям дневников квадратов и участков. При этом для памяти на полях или на отдельных страницах в нем должны делаться краткие заметки в ходе расчистки пятна или вскрытия объекта. Это запаздывание записей в общем дневнике допустимо лишь в пределах рабочего дня, к концу которого все записи во всех дневниках должны быть приведены в полное соответствие с положением на раскопе и друг с другом. Ни в коем случае не допускается переписывание дневника «набело».

В дневнике раскопа даются схема вскрытых сооружений2 и эскизные зарисовки важнейших вещей. Следует знать, что описание сооружения, вещей и слоев часто дублируется дневниками других типов и что это дублирование неизбежно.

2 Описание сооружения включает: название раскопа, год раскопок, пласты, ярусы, номер сооружения, его наименование, описание, материал, конструкцию, кладку, размеры и характер камней, кирпичей, бревен, сохранность, состояние поверхности, размеры, глубину вершины, подошвы, строительные периоды, дневную поверхность построек (времени сооружения, времени гибели), номера фотографий с указанием, с какой стороны снято, номера спилов.

В дневнике раскопа описываются профили всех его стенок и бровок, дается схема вскрытых сооружений и рисунки важнейших вещей.

При ведении дневников любого вида нужно соблюдать определенные правила, первым из которых должна быть абсолютная точность и объективность записей.

Один сотрудник может вести только один дневник. Нельзя совмещать ведение, например, дневника участка и дневника раскопа. С другой стороны, каждый дневник ведется одним человеком от начала до конца.

Дневник раскопок кургана или могилы должен открываться описанием их местоположения, причем полезно помимо точного плана на отдельном листе дать (на левой стороне разворота тетради) глазомерную схему этого местоположения1.

1 Дневник кургана включает: название памятника, место кургана в курганной группе, форму насыпи и ее вершины, растительный покров, задернованность, повреждения насыпи, расположение и размеры ровиков и перемычек, оградку, окольцовку из камней и другие сооружения, обмеры насыпи (поперечники, окружность основания, нивелировка осей через каждый метр); процесс раскопок: разрезы ровиков (по четырем пересечениям с бровкой), глубину залегания ленты погребенного дерна (или кострища) в траншейках, состав заполнения ровиков, наличие прослоек, головней, первоначальную глубину ровиков, находки вещей в насыпи; состав насыпи, грунтовые и зольные пятна в каждом пласте, пятна впускных погребений и выкид из ям, плотность грунта, появление (глубину) кострища (погребенного дерна), глубину черепа костяка. Далее, для курганов с погребением в насыпи или на горизонте: следы гробовища или гроб, форму, материал, размеры, глубину, костяк, ориентировку, положение рук, ног, черепа, нижней челюсти, размеры, сохранность, пол, возраст (кто определил), потревоженность; взаимное положение костяков; погребальный инвентарь, положение каждой вещи, глубину; подстилку под костяком, глубину материка, ямы в материке. Для курганов и могильников с погребением в яме: пятна ям или их признаки (по зачистке, цвет, структура, плотность, распределение этих признаков в пределах пятна и пр.), выкид из ямы, форму ямы, заполнение, его цвет и состав на разных глубинах, сохранность предметов в нем, слои, перекопы, стенки, следы орудий, глубину, состав грунта, в котором вырыта яма (материк, культурный слой, привозная земля), покрытие могилы, крепление стеною, сохранность материала, упор, заклад, подбой, погребальные камеры, склепы, саркофаги, гробы и другие сооружения. Далее — о костяке в том же порядке, что для курганов с погребением на горизонте. Для курганов с трупосожжением: кострище, форма, наклон, состав (крупные или мелкие бревна, их порядок, хворост, солома), потревоженность кострища, размер сгребенной к центру кучки угля, толщину и состав кострища в других местах, жженые кости в кострище, урны и сосуды, их заполнение, положение и координаты каждой находки, ямы под кострищем, их размеры, заполнение, в какой земле вырыты, глубину находки в ямах, глубину материка; признаки сожжения на месте или на стороне. Описание профилей курганов: форма поверхности, задернованность, чередование слоев, ямы и выкид из них, грабительские ямы, зольные и иные прослойки, лента погребенного дерна (кострища), материк. Опись фотографий. Дата начала и конца раскопок. Подпись составителя.

Далее указываются обстоятельства открытия могильника: по разрушенной могиле, горизонтальной зачистке площади, обнажению в обрыве, остаткам дерева и т. п.

Все записи сопровождаются толкованиями особенностей строения кургана, конструкции сооружений и пр.

Дневники лучше всего вести в толстой переплетенной тетради с бумагой в клетку, на одной стороне листа, с полями. Записи делаются простым карандашом, с нажимом, свободно, но без злоупотребления красными строками. Можно записи делать и шариковыми ручками, так как текст, написанный ими, не расплывается от дождя. Рисунки делаются с левой стороны, простым карандашом или цветными, но в этом случае рекомендуется проложить рисунок бумагой, чтобы он не пачкал записи на другой стороне. В тексте следует избегать сокращения слов, значков, латинских и греческих букв, так как дневник очень часто переписывается на пищущих машинках, а в их шрифтах значков и латинских букв нет. Следует их избегать и в чертежах. Страницы дневника должны быть пронумерованы.

Ряд археологов предпочитают форму анкетных дневников. Такие дневники представляют собой анкету с рядом вопросов, ответы на которые обязательны. К анкете прилагаются чистые листы для записи явлений и наблюдений, не предусмотренных вопросами.

Обычно анкеты составляются на каждый пласт каждого квадрата и на каждое сооружение. Они обобщаются в дневнике раскопа, который ведется по обычной системе. При раскопках погребений анкеты составляются на каждую могилу.

По окончании раскопок или обследований археолог должен представить о них отчет в отдел полевых исследований Института археологии АН СССР.

Отчет.Археологический отчет представляет прежде всего научную фиксацию материалов, полученных разведками или раскопками. Он должен возможно полнее раскрывать историю того общества, которое оставило нам данный памятник.

Отчет составляется согласно требованиям инструкции к открытому листу (см. приложение) и «Правилам представления отчетов».

В отчет включаются история археологических исследований данного памятника и краткие выводы прежних исследований. Нужно обрисовать все, что дали раскопки, произведенные автором отчета. Здесь должны быть зафиксированы все находки, открытые сооружения, выявленная стратиграфия и статистические обобщения, а также основные дневниковые данные. В заключение на основании полученных новых фактов излагается история данного участка.

Инструкция Инстит








Дата добавления: 2014-12-17; просмотров: 3469;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.106 сек.