Основные признаки и определение правоприменительного акта
Правоприменительные акты (далее – ППА), как известно, являются важнейшей формой ПП, т.е. представляют собой способы внешнего выражения и закрепления ее содержания. Многие отечественные авторы под ППА понимают разнообразные акты-документы (actum), содержащие индивидуально-конкретные предписания и закрепляющие решения по юридическому делу.
Некоторые ученые-юристы к внешней форме ПП относят и акты-действия (actus) (см., например, [60. С. 12; 158. С. 79-81]). Думается, что акты-действия выступают в качестве формы в тех случаях, когда ПП имеет свернутую, упрощенную структуру. Они служат тогда как бы генерализирующим компонентом, содержащим в себе большинство или даже все элементы практики. Их существование обусловлено характером определенной ПП, и не случайно чаще всего они выражаются устно (устные приказы и распоряжения начальника воинской части) либо с помощью определенных знаков, жестов и иных конклюдентных действий (например, жесты сотрудника ОВД, регулирующего движение транспорта, специальные знаки, подаваемые работниками воздушного транспорта). Иногда акты-действия фиксируются в дальнейшем в письменном документе (удаление свидетеля из зала судебного заседания отражается в судебном протоколе). Однако рассмотрение в качестве формы ПП актов-действий не должно вести к отождествлению компонентов ее содержания и формы.
В последующем основное внимание нами будет уделено актам-документам. Всему разнообразию ППА присущи некоторые общие черты.
1. Они представляют собой разновидность правовых актов. Поэтому им присущи многие признаки, характерные для любых юридических актов (см. [39; 253]).
2. Они относятся также к разновидности актов реализации права, занимая свое место среди договоров, сделок, заявлений и других индивидуальных юридических актов.
В отличие от нормативных актов ППА, во-первых, связаны с разрешением конкретных обстоятельств юридического дела. Во-вторых, они адресуются персонально определенным участникам общественных отношений (Сидорову, ТОО “БИС“ и т.п.). В-третьих, юридическое содержание ППА составляют не только персонально определенные, но и индивидуально-конкретные веления, требования, приказы, распоряжения и т.п. Таким образом, ППА конкретизирует, индивидуализирует и персонифицирует нормативно-правовое предписание, содержащееся в нормативных актах, применительно к конкретной социально-правовой ситуации, ее участникам и т.п. Поэтому не случайно древние говорили, что “novum judicium non dat novum jus, sed declarat antiquum“ (новые приговор или решение не создают нового закона, но объявляют старый).
3. Указанные акты официально закрепляют и оформляют (фиксируют) правоприменительное решение по конкретному юридическому делу. Поэтому мы не согласны с авторами, которые отождествляют данный акт с самим решением по делу. ППА выступают специфической знаковой системой, делающей доступным для восприятия принятое решение. В актах ППА находят отражение все основные элементы как содержания ПП (юридические действия, средства и способы их осуществления, результаты действий и т.п.), так и ее внутренней (процессуальной) формы.
4. Властный характер ППА выражается в том, что они обязательны для всех, кому персонально адресованы.
5. Обязательность и определенная соподчиненность ППА позволяет говорить об их юридической силе. Так, приказы министра, например, обладают более высокой юридической силой, чем указания его заместителей и начальников управлений министерства.
6. Властность, обязательность, юридическая сила применения ППА обеспечивается разнообразными материальными и духовными, поощрительными и принудительными, организационными и иными мерами, в том числе и мерами государственного воздействия.
7. Это акты не любого участника, а только строго установленных субъектов ПП, которые издают их лишь по вопросам, входящим в их непосредственную компетенцию (infra juridictionem – в пределах юрисдикции). К ним относятся как государственные органы (представительные и исполнительные, суды и т.п.), так и негосударственные организации (органы местного самоуправления и т.п.). Поэтому трудно согласиться с мнением большинства авторов (А.В. Авериным, Ф.А. Григорьевым, В.А. Юсуповым, М.Н. Николаевой и др.), что ППА всегда носят государственный характер, выражают государственную волю (см., например [73; 158. С. 81 и след.]).
8. Соответствующие виды и подвиды ППА должны приниматься с соблюдением строго определенной для них процедурно-процессуальной формы. Так, для судебных приговоров существует один порядок их подготовки и издания, который закреплен уголовно-процессуальным законодательством, для протестов и представлений органов прокуратуры – другой. В этом обнаруживается единство внутренней и внешней форм ПП.
9. ППА является особым юридическим фактом (составом), который специально нацелен на возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Анализ указанных и иных признаков ППА позволяет сформулировать следующее его краткое определение. Правоприменительный акт –это официальный акт-документ, закрепляющий решение компетентного субъекта правоприменительной практики по конкретному юридическому делу и содержащий персонально адресованные и индивидуально определенные обязательные юридические предписания.
Дата добавления: 2014-12-16; просмотров: 1292;