Общесоциальные и специально-юридические функции правоприменительной практики
Среди общесоциальных функций ПП ведущее место занимает экономическая функция. Дело в том, что реальное включение нормативно-правовых предписаний в экономический механизм осуществляется в процессе их реализации, в частности, правоприменения. В связи с этим весьма актуальны как в науке, так и на практике вопросы о принципах, пределах и методах правового регулирования экономических отношений, о допустимых средствах и способах юридического воздействия на строго определенные сферы экономической жизни общества. От правильного сочетания правовых и неправовых, гражданских и административных, поощрительных и принудительных мер воздействия на экономические отношения зависит эффективность социального (государственного) управления различными сферами хозяйственной жизни, степень влияния на интенсификацию экономики, повышение производительности и качества труда, выполнение договорных обязательств и т.д.
Содержание политической функции ПП выражается в том, что она выступает одним из важнейших орудий осуществления политической (государственной) власти, “юридически материализуя“ государственную волю, закрепляя и охраняя основные политические институты, обеспечивая реализацию компетенции государственных органов и иных субъектов политической системы, функций государства, способствуя решению многих других важнейших политических задач в обществе. “Правосудие укрепляет власть“ (justitia firmatur solium), – считали римские юристы.
Сущность социальной функции ПП наиболее полно выражается в том, что по своей природе она относится к социально-преобразующей деятельности, которая направлена на обработку “людей людьми“ (К. Маркс). Объектом социальной функции являются распределительные отношения и социальное обеспечение, многие жилищные вопросы и отношения в области образования, культуры, здравоохранения и т.п.
Главный акцент в процессе реализации экологической функции при более или менее разработанном экологическом законодательстве должен быть сделан на повышение эффективности ПП. В современных условиях необходимо осуществлять жесткий контроль за претворением в жизнь требований природоохранительного законодательства, должны пресекаться любые действия хозяйственных организаций, должностных лиц и отдельных граждан, которыми наносится вред природе; компетентные органы должны привлекать к строгой уголовной, административной и материальной ответственности лиц, виновных в подобного рода правонарушениях.
К числу основных в системе общесоциальных функций ПП относится идеологическая функция. Главная задача, стоящая перед всеми субъектами ПП, заключается в формировании привычек, навыков, стойких установок и ориентиров, личного убеждения каждого гражданина и должностного лица в объективной необходимости и полезности правомерного поведения, во вредности правонарушений и необходимости активной борьбы с ними в обществе.
Как уже было отмечено выше, специфическая природа и роль ПП в ПСО прежде всего проявляется в ее специально-юридических функциях. Значение регулятивно-ориентационной функции обусловлено тем местом, которое занимает ПП в процессе реализации права. С ее помощью осуществляется правовая ориентация участников общественных отношений, индивидуальное регулирование конкретных социально-правовых ситуаций. Суть регистрационно-удостоверительной функции заключается в юридическом закреплении уже существующих и вновь появляющихся общественных отношений, конкретных социальных ситуаций, удостоверении прав и законных интересов субъектов, договоров, сделок в официальном регистрировании и свидетельствовании подлинности и верности документов и т.д.
В литературе идет спор о том, осуществляется ли в процессе ППД конкретизация права или здесь следует говорить о его индивидуализации. Под конкретизацией мы понимаем деятельность, направленную на уменьшение объема понятий и общих юридических предписаний на основе расширения их содержания с целью повышения четкости и определенности (конкретности) правового регулирования. Ее объектом могут быть нормативные, правоприменительные, интерпретационные акты, отдельные нормы и их части.
Разновидность же конкретизации на уровне правоотношения (конкретизацию субъективных прав и обязанностей) следует рассматривать в качестве индивидуализации. Поэтому в процессе ППД происходит и конкретизация, и индивидуализация правовых предписаний. Таким образом, правоконкретизирующая функция любой ПП включает преобразование, перевод абстрактного содержания правового предписания на более конкретный уровень, осуществляемый путем операции ограничения понятий, содержащихся в данном предписании.
Правоохранительная функция ПП состоит из ряда подфункций: правообеспечительной, превентивной, правовосстановительной, компенсационной, карательной и др.
Иногда в литературе отождествляются правоохранительная и правообеспечительная (под)функции, что представляется не совсем правильным. Правообеспечительная подфункция – одно из важных, но не единственное направление правоохраны. В данном случае с помощью той или иной разновидности ПП создаются определенные условия, предпосылки, средства и способы, обеспечивающие (иногда принудительно) нормальное функционирование общественных отношений, достижение соответствующих целей, осуществление требований права. Так, в целях эффективного исполнения закона или иного правового акта, решения стоящих перед судом, органом дознания, следствия и т.п. задач в уголовном судопроизводстве применяются, например, такие правообеспечительные меры, как подписка о невыезде, личное поручительство, залог; в гражданском судопроизводстве – наложение ареста на имущество или денежные суммы, принадлежащие ответчику и находящиеся у него или других лиц, и т.п.
ПП – важный канал общесоциального, специально-криминологического и индивидуального предупреждения правонарушений. Римские юристы считали, что “правосудие истинно предупреждающее предпочтительнее, чем сурово карающее“ (melior est justitia vere praeveniens quam severe puniens). Поэтому вызывает некоторое недоумение позиция А. Тамаша, когда он пишет, что “предупреждение не является целевой задачей применения права, но оно дано как возможность и как допустимое, имеет социальное действие“ [61. С. 60].
Правовосстановительная подфункция связана с реализацией соответствующих мер правовой защиты, отмены неправомерных действий, решений и актов-документов, фактическим и юридическим восстановлением правопорядка, прав и законных интересов граждан, их коллективов и организаций.
Значение компенсационной подфункции заключается в том, что все разновидности ПП должны быть нацелены на возмещение любого материального или морального вреда (ущерба), который причинен противоправными (а иногда и правомерными) действиями отдельным лицам, социальным группам, организациям или обществу в целом. Суть карательной подфункции проявляется в ПП к правонарушителю таких мер юридического воздействия, которые связаны с лишениями материального, личного, организационного или иного характера.
Правовосполнительная функция ПП обусловлена неполнотой законодательства и практическими потребностями оперативного восполнения пробелов с помощью аналогии закона и аналогии права в процессе правоприменения (см. п. 14.8).
Контрольная функция ПП выражается в том, что определенные компетентные в своей области органы осуществляют проверку соблюдения прав и свобод человека и гражданина, надзор за исполнением законов отдельными лицами, их коллективами и организациями (государственными и негосударственными). Например, в соответствии со ст. 1 ФКЗ “О Конституционном Суде РФ“ он является судебным органом конституционного контроля, а на основании ст. 1 ФЗ “О прокуратуре РФ“ на эти органы возлагается функция надзора за исполнением действующих подзаконных актов.
Суть координационной функции ПП заключается в устранении параллелизма, дублирования в работе соответствующих организаций и учреждений, установлении целесообразного и оптимального соотношения между действиями органов (органа) в целом и их звеньями (структурными подразделениями), позволяет полнее и эффективнее использовать имеющиеся средства и приемы, налаживать учет, обмен полученными результатами и информацией, ликвидировать значительное распыление сил, сокращать материальные, трудовые и иные издержки при решении одних и тех же вопросов, перейти от экстенсивных к интенсивным формам и методам деятельности (подробнее см. [46]).
Правотворческая функция в ПП является выражением ее связей с процессом создания права, развитием и совершенствованием законодательства. Она служит одновременно и социальным, и юридическим источником права. Однако в романо-германской семье ПП не относится к форме права, т.е. не должна выражать и закреплять нормы права и иные нормативно-правовые предписания. Здесь “обязанность судьи отправлять правосудие, а не издавать законы” (judicis est jus dicere non dare).
ПП сигнализирует правотворческим органам о недостатках, неполноте законодательства, о неэффективности норм права или отдельных нормативных актов. В определенных случаях разнообразные правоположения (особенно те, которые сформулированы в процессе казуального восполнения пробелов) и другие материалы судебной и иных разновидностей ПП служат первичной основой для форирования нормативно-правовых предписаний.
Функция социально-правового согласия и установления компромиссов нацелена на разрешение юридических споров (трудовых, семейных и т.п.) и конфликтов (национальных, межгосударственных и т.п.).
В зависимости от юридических последствий ПП функции бывают правонаделяющими, правоизменяющими и правопрекращающими. В отличие от аналогичных по названию функций правотворческой практики здесь речь идет о наделении (прекращении и т.п.) конкретными, индивидуализированными правами и обязанностями, правомочиями и пр. персонально определенных участников общественных отношений.
Таким образом, каждая из рассмотренных нами функций и подфункций показывает отдельные направления, стороны, аспекты социально-преобразующей природы ПП. В совокупности функции ПП могут дать более или менее цельное представление о ее месте и роли в ПСО.
Дата добавления: 2014-12-16; просмотров: 2005;