Принципы правоприменительной практики
Разнообразные типы (виды, подвиды) ПП должны базироваться на определенных принципах – фундаментальных идеях (идеалах) и исходных нормативно-руководящих началах (общеобязательных требованиях), обеспечивающих ее высокое качество и эффективность. Данные принципы, способы их формирования, закрепления и реализации составляют ядро правоприменительной (юридической) политики.
Здесь необходимо также выделять принципы, сформулированные юридической наукой и выработанные ПП (принципы оперативности, экономичности, научности, публичности, профессионализма и др.) и принципы позитивного права (исходные, основополагающие, нормативно-руководящие начала), которыми обязаны руководствоваться субъекты и участники ПП: исходные начала, отражающие природу отдельных институтов права; принципы, характерные для смежных институтов права; отраслевые принципы; межотраслевые нормативно-руководящие начала; общие для отдельных национальных правовых систем принципы права; принципы, отражающие природу той или иной семьи; общепризнанные принципы международного права; и т.д.).
Выскажем некоторые соображения об основных, наиболее существенных принципах, которые служат исходной основой для всех типов (видов, подвидов) ПП.
Одним из главных является принцип законности, закрепленный в ст. 15 Конституции РФ, ст. 3 УК РФ, ст. 1.6. КоАП РФ и других основополагающих нормативных актах. “Законность – основа государства“ (legalitas regnorum fundamentum), “мы можем делать (только) то, что можем делать законно“ (id (tantum) possumus quod de jure possumus), – говорили древние. Данный принцип предполагает, что все субъекты ПП должны, во-первых, действовать в пределах своей компетенции; во-вторых, строго и неукоснительно руководствоваться в ППД Конституцией РФ, соответствующими законами и подзаконными актами; в-третьих, требовать соблюдения (исполнения и т.п.) права от других участников ПП. Являясь стержневым, всеобщим принципом, он не теряет своей специфики в отдельных разновидностях ПП. Поэтому не правы те авторы, которые отрицают самостоятельное содержание этого принципа, например, в уголовном и гражданском судопроизводстве (критику указанных взглядов см. [62. С. 83-84; 63. С. 17-19]).
Принцип гуманизма выражается в том, что ПП должна быть нацелена на удовлетворение материальных, духовных и иных потребностей человека, своевременное и правильное осуществление его прав и свобод, служить надежным средством охраны жизни, здоровья, чести, достоинства, жилища и т.п. Он нашел закрепление во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в российской Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г., Конституции РФ.
Принцип объективной истины предполагает полное, всестороннее и объективное рассмотрение и разрешение любого юридического дела. Римские юристы считали, что “justitia non novit patrem nec matrem; solum veritatem spectat justitia“ – “правосудие не знает ни отца, ни матери; правосудие взирает только на истину“.
Многогранным является принцип юридического равенства граждан перед законом и любыми субъектами ПП, который нашел, например, выражение в ст. 1, 2 и 7 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст. 19 и др. Конституции РФ, ст. 6 ГПК РФ, ст. 1 СК РФ, ст. 4 УК РФ. Равенство должно быть не только в правах, но и обязанностях, гарантиях, условиях совершения юридических действий, в ответственности за содеянное.
ПП основана, как правило, на принципе гласности (см. ст. 10 ГПК РФ, ст. 11 АПК РФ), который предполагает открытое разбирательство дел во всех органах, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной либо коммерческой тайны.
Принцип справедливости “есть постоянная и неизменная воля каждому воздавать по заслугам“ (justitia est constans et perpetua voluntas suum cuigue tribuere). Он носит нормативно-оценочный характер. Его роль в ПП должна рассматриваться по крайней мере в четырех аспектах. Во-первых, справедливость заложена в самом содержании права, в тех общественных отношениях, формой которых право является. Во-вторых, сама деятельность субъектов и участников ПП должна быть пронизана идеей справедливости (judex aequitatem semper spectare debet – судья всегда должен иметь в виду справедливость). В-третьих, вынесенные правоприменительные решения, устанавливающие права и обязанности, меры поощрения и ответственности должны по форме и существу быть справедливыми. И, наконец, ПП должна служить важнейшим юридическим средством наиболее полного осуществления социальной справедливости во всех сферах общественных отношений.
Справедливое, законное и эффективное решение достигается субъектом ПП с помощью различных средств и факторов. Одним из них является принцип наиболее целесообразного применения права. Суть его выражается в том, что из всех возможных вариантов действий и решений субъекту необходимо избрать в рамках соответствующих правовых предписаний такой, который обеспечивал бы максимально полное и точное достижение намеченной им цели при данных конкретных условиях места и времени. Целесообразность ПП является антиподом формально-бюрократическому подходу к разрешению дел.
Презумпция невиновности (omnis indemnatus pro innoxis legibus habetur – каждый неосужденный рассматривается правом как невиновный) и право на юридическую защиту имеют строго определенное содержание в уголовном судопроизводстве. Однако верно указывается в литературе, что эти принципы имеют более широкое содержание. “Презумпция невиновности – презумпция добропорядочности граждан, презумпция их невиновности не только в совершении преступления, но и любого другого правонарушения (административного, гражданского и т.д.). Право на защиту – это право на защиту своих интересов не только обвиняемым (подсудимым) в уголовном процессе, но и право на защиту своих интересов перед любым правоприменительным органом, рассматривающим вопросы о нарушенных правах и свободах граждан“ [65. С. 148 и след.].
Таким образом, можно с полным основанием говорить о наличии двух самостоятельных принципов ПП – принципе невиновности в совершении правонарушений и праве на защиту от любых посягательств на законные права и интересы любого участника ПП.
В судебной практике действует принцип независимости судей и подчинения их только закону (ст. 120 Конституции РФ), который имеет здесь специфическое содержание и назначение. Но никто, видимо, не станет отрицать, что по существу он есть проявление более общего принципа. Последний можно сформулировать как принцип независимости и подчинения только закону (требованиям права) любого субъекта ПП при рассмотрении и разрешении любого юридического дела. Иная постановка вопроса способствовала бы теоретическому оправданию вмешательства различных лиц в ПП уполномоченных на то субъектов.
Очень важным общим принципом, особенно в сфере административной практики, является принцип оперативности. Здесь следует иметь в виду, с одной стороны, что “закон не одобряет промедления“ (mora reprobatur in lege), с другой – “festinatio justitiae est noverca infortunii“ (торопить правосудие – значит призывать несчастье). Любое дело должно быть рассмотрено не только правильно и в соответствии с правом, но, согласно этому принципу, быстро, с минимальным использованием материальных, трудовых и иных издержек. От оперативности разрешения дела зависит порой экономический и социальный результат, превентивное и воспитательное значение ПП, ликвидация негативных явлений и процессов, эффективное исполнение прав и обязанностей.
Существуют и иные принципы (демократизма, состязательности, коллегиальности, безопасности, вины и др.), служащие фундаментальными идеалами и нормативно-руководящими основаниями ПП.
Дата добавления: 2014-12-16; просмотров: 1191;