Формы функций права
Вопрос о формах ФУП на первый взгляд более подробно разработан и конкретизирован в современной литературе, но и не менее запутан. Так, в своей совместной работе Т.Н. Радько и В.А. Толстик выделяют «информационную, ориентационную и регулятивную формы» [194. С. 59-96]. Однако в последующих своих работах Т.Н. Радько рассматривает их уже в качестве относительно самостоятельных ФУП (см. [26. Т. 2. С. 56-74; 187. С. 211-232]), что, на наш взгляд, представляется более правильным и научно обоснованным.
В.П. Реутов полагает, что в отличие от положений, разработанных Т.Н. Радько и В.А. Толстиком, «предпочтительнее использовать категорию формы осуществления функций права и правового воздействия в другом значении, а именно: для анализа связи между государством и правом в процессе реализаций их функций…, что понятие форм осуществления функций права должно вытекать из анализа роли государства по отношению к праву» (?). В заключение автор приходит к выводу, что подобный анализ позволяет выйти «на достаточно хорошо изученную проблему реализации права или реализации норм права. Это вполне логично. Есть понятие форм реализации права. Оно и может быть использовано для характеристики форм реализации функций права, ведь реализация функций и есть реализация норм права. На сегодняшний день, – продолжает автор, – общепризнано существование таких форм реализации права, как соблюдение, исполнение, использование и применение права» [181. С. 15-16].
Не вступая в пространную полемику по поводу изложенных выше В.П. Реутовым положений, отмечу лишь следующее: соблюдение, исполнение, использование и применение – это не формы, а типы (виды) правореализующей практики, каждый из которых имеет свою структуру, содержание, формы, выполняет строго определенные функции в ПСО (подробнее см. [8. С. 10 и след.; п. 14.1. и 14.2.]).
А.И. Абрамов пишет, что «существуют две формы реализации регулятивной функции права – субъективная (правосознание людей) и объективная (правоотношения, правопорядок, иные явления объективной реальности)» [193. С. 8, 20, 22]. Если исключить из этого ряда правоотношения, то какие-либо контраргументы и комментарии по указанной позиции автора нам представляются излишними.
Формы – это способы организации, существования и внешнего выражения содержания исследуемого объекта. Поэтому в философских, юридических и иных науках выделяется внутренняя и внешняя формы разнообразных явлений (см. [6-10; 81. С. 69 и след.]).
Внешние формы представляют собой способы выражения вовне содержания ФУП. Это в первую очередь разнообразные правовые акты-документы, в которых закрепляются юридические действия субъектов, способы и средства их осуществления, результаты правовой деятельности. К внешним формам можно отнести и акты-действия. Думается, что они выступают в качестве формы в тех случаях, когда ФУП имеет «свернутое» содержание, упрощенную структуру, они служат тогда как бы генерализирующим компонентом, включающим большинство или даже все элементы содержания ФУП. Их существование обусловлено характером определенных ФУП, и не случайно чаще всего они выражаются устно либо путем конклюдентных действий. Иногда акты-действия фиксируются в дальнейшем в письменном документе. Однако рассмотрение в качестве формы актов-действий не должно вести к отождествлению компонентов содержания ФУП и ее формы.
К внутренней форме, т.е. способу организации внутренней связи элементов содержания, относится процедурно-процессуальное оформление ФУП, которое определяет объем процессуальных прав и обязанностей субъектов, сроки и время совершения ими правовых действий, порядок оперирования средствами и методами, условия и процедуру принятия и исполнения решений, порядок их закрепления и другие процедурные требования, связывающие в единое целое разнообразные свойства и элементы содержания ФУП.
Что касается правоотношений, то развитие содержания и форм ФУП обеспечивается временными и генетическими, внутренними и внешними, прямыми и обратными, юридическими и неюридическими связями и отношениями, с помощью которых совершается перенос энергии, информации, свойств и т.д., осуществляется взаимный обмен результатами различных разновидностей ФУП, взаимодействие их субъектов. Главное место среди этих связей и отношений занимают правовые отношения, которые в силу своей нормативной заданности, персонифицированности, гарантированности в каждой социально-правовой ситуации определяют индивидуализированные полномочия и обязанности, конкретную направленность юридических действий субъектов ФУП (подробнее о правоотношениях см. [11; главу 17 данной книги]).
Дата добавления: 2014-12-16; просмотров: 1034;