Типы, виды и подвиды правовой культуры
Типология как метод научного познания предполагает расчленение всех существовавших и существующих ПК на отдельные единицы и группировку их с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа. В рамках каждого типа, как правило, можно выделять отдельные виды и подвиды ПК. В данном контексте, по существу, речь идет о пространственной структуре ПК (подробнее см. [59]).
В отечественной литературе в качестве самостоятельных типов обычно выделяют ПК личности, ПК отдельных социальных групп и общества в целом. В зависимости от уровня и глубины познания правовых явлений, их использования в правовом поведении ПК личности в свою очередь подразделяют на обыденную, профессиональную и теоретическую (см., например, [1, 2, 11, 12, 14, 33]).
В.П. Сальников считает также, что можно говорить о «цивилистической, криминалистической, административной и судебно-процессуальной ПК» личности. «Нет необходимости вести речь о самостоятельной структуре ПК личности исходя из всех отраслей права, – пишет он, – однако могут иметь и имеют место в реальной жизни различные ее направления с учетом существенных особенностей деятельности суда, органов внутренних дел (в целом административных органов), следствия или цивилистики. Наблюдаются такие особенности и применительно к деятельности различных служб милиции. Поэтому и выделяются направления правовой культуры личности, ориентированные на гражданское, административное, уголовное право, на судебный процесс» [23. С. 367].
Нам представляется, что пространственная структура ПК является более богатой и многообразной.
1. Действительно, по ее носителям (творцам, агентам и т.п.) можно выделять ПК индивидов (Иванова, Петрова и т.п.), социальных групп и слоев населения (например, пенсионеров и студентов), классов (например, рабочего класса), наций (например, французов и немцев) и общества в целом (ПК российского общества). Особое место в этом ряду занимает ПК должностных лиц, поскольку степень знания и понимания ими права, грамотные юридические действия существенно влияют на авторитет власти, реализацию прав и законных интересов граждан и организаций, эффективность юридических преобразований во всех сферах общественной жизни.
2. Нельзя не согласиться с наличием обыденного и научного (теоретического) типов (уровней) ПК (подробнее см. [1, 2, 10, 11, 23, 38]).
Обыденная ПК – это все проявления юридических ценностей в обыденной жизнедеятельности людей, о которых они чаще всего не задумываются. Ведущую роль в ее содержании играют традиционные ценности, юридические стереотипы, установки, обычаи, привычки и т.д. Значительное место в регулировании общественных отношений на этом уровне занимают подсознательные и бессознательные элементы в правовом поведении людей и их коллективов. Все возникающие проблемы, ведущие в последующем к изменениям ПК, как правило, назревают в обыденной культуре и затем осознаются, подвергаются рефлексии, рационализируются в научной, профессиональной и иных специализированных сферах ПК.
Научный (теоретический) тип ПК, как правило, присущ ученым-юристам и включает систему специальных теоретических знаний, умений, навыков, идей, принципов, концепций, моделей правового регулирования общественных отношений и других юридических ценностей, выраженных в их творческой деятельности, ее результатах, рекомендациях и предложениях по совершенствованию содержания и форм права, юридической практики (правотворческой, правореализующей, правосистематизирующей и т.д.), психологического механизма поведения субъектов правоотношений. Не случайно основоположник современной культурологии Л.А. Уайт (1900 – 1975 гг.) полагал, что наука и техника, а не те или иные разновидности индивидуального и коллективного поведения (деятельности) или идеи, традиции и знания определяют в конечном счете развитие культуры и общества в целом (ср.[61. С. 291 – 292]).
В широком смысле юридическая наука начинается с построения (реконструкции и т.п.) рациональной картины правовой действительности, на основе изучения закономерностей развития и функционирования последней.
Порой складывается впечатление, что вся юридическая наука является относительно самостоятельным типом (компонентом и т.п.) ПК. Однако в правоведении существует и много ложных (действительных или кажущихся) суждений (выводов, идей, теорий и т.п.), которые «выпадают» из системы правовых ценностей, служащих прогрессивному, поступательному движению общества. Поэтому следует достаточно осторожно подходить к роли и оценке юридической науки в формировании ПК на всех этапах развития цивилизации.
3. По уровню наличия (отсутствия) преимущественно профессиональных (непрофессиональных) элементов в ее содержании и формах ПК подразделяется на профессиональный и непрофессиональный типы.
Профессиональная ПК включает специальные юридические знания, способности, практические умения, навыки, привычки, нормы, стандарты, мастерство и т.п., которые связаны с конкретной юридической профессией (уровень овладения профессиональной ПК выражается обычно в соответствующем «квалификационном разряде»). Так, в отечественной юридической науке немало работ посвящено ПК судей, сотрудников органов внутренних дел (милиции и т.п.), пенитенциарных учреждений и др. (см. [37, 62, 63, 64]). Причем отдельные авторы порою забывают различать, с одной стороны, формальную квалификацию, которая документально отражена в официальных удостоверениях, дипломах, аттестатах, сертификатах и т.д., а с другой – реальную правовую квалификацию, предполагающую не только наличие определенных теоретических и учебно-прикладных знаний и ценностей, правил и моделей юридической деятельности, но и личного профессионального опыта (умения, привычек, мастерства и т.п.), сформированного в ходе конкретной юридической практики (в суде общей юрисдикции, арбитражном суде и т.п.). Профессиональной ПК становится лишь при гармоничном сочетании указанных двух начал.
4. В зависимости от определенного исторического типа (формационный подход) необходимо разграничивать ПК рабовладельческого, феодального, буржуазного, социалистического и постиндустриального общества.
5. Как известно, в относительно самостоятельные типы группируются правовые системы, которым присущи некоторые общие черты в содержании права и формах его выражения, юридической практике (правотворческой, правоприменительной, судебной и т.д.) и правоотношениях, правовой психологии и идеологии (подробнее см. [8. Ч. 1]). Поэтому можно говорить о романо-германской и англосаксонской, традиционно-религиозных (мусульманской, индусской, иудейской и т.п.) и иных типах ПК.
Если иметь в виду, например, перспективы распространения и освоения исламского юридического наследия, развития мусульманско-правовой культуры в России (да и в мире в целом), то в данном случае мы сталкиваемся с фундаментальными вопросами, которые имеют ключевое теоретическое и практическое значение, от решения которых зависит будущее страны и всего человечества. Дело в том, что в правовые системы других стран привносятся не богатейшие достижения мусульманско-правовой культуры, а скорее антикультурные элементы, которые ведут к усилению национализма, фанатизма, экстремизма, терроризма и т.д. (о некоторых тенденциях проявления мусульманско-правовой культуры см., например, [53]).
В этом плане очень интересной представляется проблема культурно-правовой экспансии в целом, которая лишь только поставлена в отечественной и зарубежной юридической науке и требует глубочайшего и всестороннего исследования (см., например, [8. Ч. 1; 66]).
Глубочайшие мысли по поводу особенностей русской культуры, в частности нравственной и правовой, в свое время были высказаны Ф.М. Достоевским. Он писал: «Национальная идея русская есть в конце концов лишь всемирное общечеловеческое объединение» [57. С. 457]. В России, по его мнению, «возникает высокий культурный тип, которого нет в мире, – тип всемирного боления за всех» [там же].
Особую роль в настоящее время играет международная ПК, поскольку разрабатываемые на данном уровне правовые ценности (стандарты, образцы, эталоны, общепризнанные нормы, принципы и т.д.) имеют глобальное и универсальное воздействие на правовые системы многих стран мира. Данный тип ПК можно назвать «культурной суперсистемой».
Нельзя, видимо, забывать и о значимости региональных международно-правовых культур. Например, в Европейском Союзе складываются специфические для данного сообщества правовые ценности, которые, с одной стороны, впитывают все позитивное из национальных ПК, а с другой – формируют общее для всех стран, входящих в ЕС, культурно-правовое пространство.
6. По доминирующей роли в той или иной правовой системе правовых ценностей следует выделять господствующую и подчиненную ей ПК. Так, в течение нескольких столетий в большинстве стран Западной Европы господствующей считалась римская ПК, в арабских и некоторых других странах (регионах) с начала VII века н.э. и по настоящее время – мусульманская ПК.
7. Естественно, что следует различать ПК господствующих и эксплуатируемых классов (слоев, социальных групп и т.д.). Здесь уже речь идет о другой по своей сущности типологии ПК.
8. По уровню зрелости ПК может быть высокая, средне-достаточная и низкая. Последний тип уже граничит с антикультурой.
9. По типу юридической практики, в которой формируются и осуществляются те или иные правовые ценности, можно говорить о ПК правотворческой и интерпретационной, правосистематизирующей и правореализующей, судебной и следственной, нотариальной и т.п. практики.
10. В зависимости от сферы общественной жизни, в которой используются правовые ценности, следует выделять ПК в области образования, здравоохранения, торговли и т.д.
11. В любом обществе можно выделить массовую и элитарную ПК. Массовая ПК характерна для широких слоев населения и формируется, как правило, средствами массовой информации, архаичными системами юридического образования (в России в данном случае речь идет, прежде всего, о «карликовых» факультетах и частных вузах) и правовой пропаганды. Данное понятие может быть осмыслено как в позитивном, так и в негативном аспектах. Негативный смысл выражения «массовая ПК» заключается в том, что населению (отдельным лицам, социальным группам и т.д.) прививаются примитивные юридические знания, представления, действия и т.д., которые приводят порой к «юридическому одичанию».
Позитивный смысл данного понятия можно видеть в том, что некоторые агенты ПК стремятся внедрить правовые ценности высокого уровня и зрелости в многомиллионные массы народа (например, международные стандарты и социально-правовые механизмы защиты прав и свобод человека в практику различных стран) (подробнее см. [55]).
Элитарная ПК – это совокупность юридических понятий, идей, идеалов, убеждений, установок, навыков, мастерства, грамотного понимания и осуществления юридических предписаний в практической деятельности разнообразных субъектов права, которыми обладают обычно немногие юристы (ученые и практики), государственные, политические и общественные деятели. Носителями элитарной ПК, например, были римские юристы Ульпиан, Гай, Павел, Модестиан и др. Не случайно в Дигестах Юстиниана кодифицированы сочинения тридцати девяти виднейших римских юристов (больше всего заимствований – около 2500 фрагментов – было из трудов Ульпиана).
В культурологии практически все авторы обращают внимание на существование в любом обществе разнообразных субкультур, их соотношение с массовой и элитарной культурой, контркультурой и т.д. Безусловно, что существуют и соответствующие юридические субкультуры. Многие отечественные авторы (Ю.М. Антонян, М.М. Бабаев, Е.Г. Багреева, А.И. Гуров и др.) основной акцент в данном случае делают на преступной субкультуре. Однако понятие «юридическая субкультура» следует рассматривать более широко. Оно не всегда предполагает антагонистические, неразрешимые противоречия и противостояния между базовыми правовыми ценностями и специфическими правовыми взглядами, представлениями, идеями, юридическими поступками, например, отдельных социальных групп и слоев населения (молодежи, этносов и т.п.) общественных и религиозных объединений. Правовая субкультура в этом аспекте раскрывается как часть общей ПК, в некоторых свойствах (элементах, сторонах и т.п.) отличающаяся и / или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая развивать ПК данного общества. Она не противостоит господствующей ПК, а включает ряд юридических ценностей доминирующей ПК и добавляет к ним новые ценности, характерные только для данной субкультуры, отражая тем самым пеструю юридическую картину любого общества (см.[59. С. 10 – 11]).
В рамках определенных типов, можно рассматривать и отдельные виды и подвиды ПК. Например, в романо-германском типе ПК относительно самостоятельное место занимают романская и германская виды ПК. В культуре правореализующей практики (тип) можно выделить ПК судебной и следственной практики (виды), ПК конституционных судов и судов общей юрисдикции (подвиды) и т.д.
Можно рассматривать, видимо, и другие типы, виды и подвиды ПК: западную и восточную, африканскую и латиноамериканскую, общенациональную и этническую, городскую и сельскую, молодежную и разнообразные смешанные ПК, которые занимают свое особое место в культурно-правовом пространстве.
Многообразие культурных типов (видов и подвидов), несмотря на их своеобразие и относительную самостоятельность, позволяют достаточно широко и глубоко уяснить природу ПК в целом, показать ее место и фундаментальное значение в преобразовании всех сторон общественной и личной жизнедеятельности. В определенной степени этот аспект проблемы мы затронем и при характеристике отдельных функций ПК.
Дата добавления: 2014-12-16; просмотров: 1304;