Правовая культура как полиструктурное образование
Взгляды на структуру культуры вообще и ПК в частности настолько же многообразны, насколько разнообразны их дефиниции. Рассмотрим наиболее типичные, по нашему мнению, позиции по данному вопросу.
В новейших философских словарях структура культуры рассматривается как совокупность программ деятельности, поведения и общения, которые представлены в форме знаний, навыков, норм, идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентаций и т.д. В своей статике и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт (см., например, [47. С. 344]).
В философии, социологии и культурологии большинство ученых полагают, что культура имеет два измерения – материальное и нематериальное. Материальная культура включает физические объекты, созданные руками человека (их еще называют артефактами): орудия труда, книги, украшения и т.д. Нематериальную, или духовную, культуру образуют правила, образцы, нормы поведения, законы, ценности, символы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык (см., например, [25. С. 14 – 15]).
При анализе основных черт ПК мы уже обращали внимание на духовно-материальную ее природу. Указанный вывод будет методологически исходным и при исследовании структуры ПК.
В юриспруденции структура ПК также понимается по-разному. Так, В.И. Каминская и А.Р. Ратинов к структурным элементам ПК относят право, правоотношения, правовые учреждения и правовое поведение (деятельность) (см. [36. С. 19, 43]).
В.П. Сальников пишет: «Структурными элементами ПК выступают компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения: право, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов» ([23. С. 366; см., также: 1, 12, 15].
С.С. Алексеев полагает, что основными элементами ПК являются состояния: правосознания в обществе; законности; законодательства, совершенство его содержания и формы; практической работы в области права (см. [9. С. 270 – 271]).
А.П. Семитко в качестве элементов ПК выделяет правовые тексты, деятельность, правовое сознание и субъектов, взятых в определенных качественных состояниях и уровнях прогрессивно-правового развития (см. [2, 19. С. 341 – 342]).
Анализ указанных и иных точек зрения позволяет сделать два существенных уточнения по поводу исследования структуры ПК. Во-первых, философские, социологические, культурологические модели структуры носят, как правило, достаточно абстрактный характер и не всегда могут быть использованы при изучении ПК. Во-вторых, подавляющее большинство ученых-юристов не обращает внимание на то, что ПК – это полиструктурное образование, включающее, в частности, генетическую и функциональную, логическую (логико-философскую) и психическую, временную и пространственную, стохастическую и другие структуры (подробнее о специфике разнообразных структур применительно к различным юридическим явлениям см., например, [8. Ч. 1 – 10]).
Итак, в самом общем плане структура правовой культуры – это такое ее строение, расположение элементов и связей, которое обеспечивает ее целостность, сохранение основных свойств и функций при воздействии на нее разнообразных внутренних и внешних, объективных и субъективных факторов реальной действительности.
Рассмотрим некоторые из указанных выше структур ПК. Генетическая структура раскрывает связи отдельных элементов и ПК в целом с экономическими и политическими, социальными и духовными, организационными и нравственными, юридическими и иными предпосылками общественной жизнедеятельности. Именно она дает возможность выяснить причины и условия возникновения и развития ПК, механизм детерминации отдельных ее элементов и ПК в целом.
Указанная структура позволяет рассматривать происхождение ПК в рамках разнообразных теорий, а именно: теологической, философской, социологической, психологической, социо-культурной, семиотической, коммуникативной и др.
Функциональная структура, во-первых, показывает, насколько качественно и эффективно функционирует каждый из элементов ПК (право, правосознание, правовое мышление, юридическая практика и т.д.); во-вторых, раскрывает способы взаимодействия и функциональные связи между различными ее элементами; в-третьих, указывает на функции, которые выполняют ее отдельные типы (виды и подвиды) и ПК в целом. В данном случае уже сама ПК выступает в качестве определенной детерминанты по отношению к другим социо-культурным феноменам, экономической и политической, социальной и духовной средам, иным сферам жизнедеятельности общества (подробнее о функциях ПК см. п.20.4).
Логическая (логико-философская) структура дает возможность отразить взаимосвязи частей и целого, элементов и системы, содержания и формы ПК (подробнее см. п. 20.2.2).
Психическая структура ПК позволяет более обстоятельно и детально раскрыть внутреннюю, субъективную ее природу, проявление в ней словесно-логических, наглядно-образных и наглядно-действенных сторон, осознанных, предсознательных и бессознательных уровней правового мышления, исследовать соотношение между теоретическими и практическими, аналитическими и интуитивными, продуктивными и репродуктивными, произвольными и непроизвольными, реалистическими и другими элементами мыслительной деятельности.
Мы уже неоднократно писали о том, что в правоведении мало внимания обращается на стохастическую структуру юридических явлений, анализ которой имеет важное учебно-методическое, теоретическое и практическое значение (см., например, [8. Ч. 1 – 10; 58 ]).
Стохастическая структура позволяет применительно к каждому типу (виду и подвиду) и ПК в целом на конкретном этапе развития правовой системы общества выяснить объективно-необходимые и случайные (нестационарные, переменные и т.п.) ее свойства, стороны, элементы состава и связи между ними.
Изучение процесса возникновения и развития ПК осуществляется в рамках временной ее структуры. Этот аспект проблемы рассматривается, как правило, в рамках истории государства и права России и зарубежных стран, истории политических и правовых учений. В общетеоретическом плане он практически не изучен. Актуальность его исследования в настоящее время обусловлена тем, что в изменившихся экономических, политических, юридических и иных условиях происходит становление новой российской ПК, которая должна сыграть роль мощнейшего катализатора преобразований во всех сферах жизнедеятельности при переходе от одной общественной системы к другой.
Пространственная структура отражает соответствующие типы, виды и подвиды ПК, которые характеризуются специфическими чертами, структурами, функциями в национальных и других правовых системах (см. п. 20.3).
Таким образом, полиструктурность ПК позволяет нам более последовательно, детально и всесторонне рассмотреть ее природу, строение, развитие и функционирование в различных сферах жизнедеятельности гражданского общества.
Дата добавления: 2014-12-16; просмотров: 1304;