Некоторые методологические аспекты проблемы

Какими бы терминами ("психологический", "социально-психологический" и пр.) ни обозначали "поток сознания" (М.Г. Ярошевский), регулирующего правовое поведение личности, все они будут условными. Ни один из них достаточно адекватно не отражает тот сложнейший процесс, который охватывал бы индивидуальные и социальные, идеологические и психологические, сознательные и бессознательные, биологические и психические его аспекты. Поэтому в качестве рабочих (признавая их ограниченность) мы будем использовать как равнозначные понятия "психологический механизм" и "социально-психологический механизм" правового поведения (юридической деятельности). Это во-первых.

Во-вторых, стремясь представить ПС в качестве системного образования, включающего взаимодействующие между собой блоки и компоненты, мы отдаем себе отчет в том, что построенная здесь модель не воспроизводит в должной мере существенные свойства, элементы и стороны системы-оригинала, не в полном объеме раскрывает основные психические и психофизиологические процессы, происходящие при регулировании поведения людей в сфере права. Однако набросанная схема механизма осознанной детерминации деятельности все-таки дает определенное представление о происходящих в данной области процессах и состояниях.

В отечественной юридической литературе эта проблема трактуется порой весьма упрощенно. Так, Е.А. Лукашева пишет, что "для раскрытия сущности правосознания индивида первостепенное значение имеет исследование элементов социально-психической регуляции, которые заложены в правовом сознании, – интересов, мотивов, цели, волевой направленности. Все эти элементы действуют как система и в своем единстве регулируют поведение человека в правовой сфере" [1. С. 302].

По мнению И.М. Максимовой, «к компонентам правосознания, которые оказывают влияние на правовое поведение личности ... следует отнести: правовую установку, ценностные ориентации личности, убеждения, цели, мотивы»[55. С. 13].

В.Н. Кудрявцев отмечает, что «каждый сознательный человеческий поступок имеет более или менее развернутую структуру. Ему свойственны постановка цели, выбор средств, определение способов совершения действий, места и времени, а также предвидение последствий. Сознательная волевая регуляция сопровождает все этапы внешнего поведения вплоть до наступления результата; оценка совершенного поступка в сознании человека сохраняется и после его окончания. Все это весьма существенно для понимания механизмов воздействия извне на поведение, в том числе и посредством права; без участия сознания и воли человека эффективное воздействие на него оказалось бы невозможным» [2. С. 83 – 84].

В.В. Лазарев, исследуя социально-психологические аспекты применения права, отмечает, что нормы права, строго говоря, регулируют внешние поведенческие акты не иначе как через сознательные детерминанты. «Правовые нормы – это программа, в соответствии с которой вербальное и реальное поведение адресатов норм или саморегулируется их психологическим механизмом, или регулируется через посредство психологического механизма правоприменителя».«Психологический механизм действия норм представляет собой обусловленное установками осознание адресатами предписаний и затем взвешивание, примерку, эмоциональное переживание и соизмерение цели и средств их достижения, предписываемых нормами, с идеальными и реальными целями и средствами, а также с теми, которые субъект хотел бы видеть реализованными в действии других лиц»[3. С. 97 – 98, 103].

Е.А. Белканов полагает, что механизм ПС должен выглядеть следующим образом: 1) Воспринимаемая правовая информация определенным образом истолковывается и оценивается (положительно или отрицательно). Таким образом, постепенно у индивида складывается особая система критериев восприятия, истолкования и оценки соответствующей информации – план интерпретации. 2) В дальнейшем происходит процесс закрепления – забывания полученной правовой или иной информации. 3) Соотнесение поступающей к субъекту информации о реальной действительности с представлениями о должном, желаемом и сущем в праве. 4) Выбор варианта поведения в зависимости от цели, которую ставит перед собой индивид. 5) Формирование воли, т.е. стремление осуществить выбранный вариант деятельности. 6) При реализации волевых актов происходит их коррекция под воздействием вновь поступающей информации, уточнение ранее поступившей и т.д. 7) И, наконец, в момент, непосредственно предшествующий внешне выраженному акту-действию, складывается план правового поведения, который и реализуется (см. [7. С. 20 – 21]).

Анализ взглядов указанных и других ученых-юристов, представителей философских, социологических и иных наук (Б.Г. Ананьева, П.К. Анохина, А.Г. Асмолова, Л.М. Веккера, В. Вундта, Л.С. Выготского, Ю. Галантера, А.Г. Карпова, Ю. Ко-зелецского, О.А. Конопкина, Дж. Миллера, А.Н. Леонтьева, Ж. Пиаже, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, Г.В. Суходоль-ского, В.Д. Шадрикова и др. – библиографию см. в [4 – 6, 8 – 15, 18]) привел нас к выводу о том, что в психологическом механизме юридически значимого поведения необходимо выделять следующие блоки: сбора и обработки фактической и правовой информации, мотивационный, программно-целевой, опытно-индивидуальный, энергетический, оценочный, блок принятия рационального решения и его реализации.








Дата добавления: 2014-12-16; просмотров: 702;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.