ГРАФОЛОГИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Графологическое движение, вызвав широкий интерес общества поставленными проблемами, нашло свое отражение и в произведениях художественной литературы, как и каждый, имеющий большое общественное значение, вопрос. Сейчас имеется большое количество литературных произведений как на русском, так и на иностранном языках, в которых авторами использованы те или иные графологические положения, напр., "Гофман, в одном из своих произведений ("Двойнике"), рассказывая о двойнике одного человека, вполне справедливо полагает, что он должен иметь и одинаковый с этим человеком почерк..." Едва взглянул на него (письмо), как вскрикнул, точно болезненно охваченный невидимой, враждебной ему силой. Почерк письма был точь-в-точь его собственный.
Поль Бурже в своем романе "Ученик" наделяет героя почерком, графологически соответствующим даваемой ему ранее характеристике.
"...Рассказывая это, г. Валетт протянул философу экземпляр "Психологии бога", который последний машинально развернул. И в самом деле, он увидел, что каждой печатной странице соответствует листок, исписанный почерком, довольно похожим на его собственный, но еще более неразборчивым и неровным. По тенденции строк падать книзу, графолог определил бы предрасположение к быстрой смене настроений, это сходство почерков впервые бросилось в глаза ученому и вызвало в нем тяжелое чувство".
Чехов чувствует в почерке отражение физических особенностей человека ("Любовь").
"...в размашистом, но не смелом почерке, я узнал походку Саши, ее манеру высоко поднимать брови во время смеха, движения ее губ".
Локк, характеризуя одного из героев романа "Девушка с Востока", как легкомысленного, порывистого и смелого человека, наделяет его и соответствующим почерком.
"...бойкий, дерзкий, хвастливый почерк Паскуале вызывал во мне неприятное чувство."
В. Микулич в своем рассказе "Графолог" выводит под фамилией Абендлейхтера, известного в свое время графолога Моргенштерна, обладающего, по словам автора, способностью устанавливать по почерку даже года наиболее важных событий жизни писавшего.
Сюжет последнего романа Льва Гумилевского ("Собачий переулок"), изд. 1927 г. построен на сходности почерков двух героев романа.
Марк. Криницкий, выводя в одном из своих произведений весьма оригинальную по характеру женщину, наделяет ее и соответствующим по своеобразности почерком.
"...Колышко осмотрел письмо... но почерк был крупный и решительный. Он вскрыл конверт. Приятно остановили ровные, широкие, густые строки. Большие буквы напоминали маленькие, буква "ж" — перечеркнутое "ш". Повеяло ароматом индивидуальности".
Петровский, описывая в своих воспоминаниях Ве-лемира Хлебникова, говорит о следующем:
"...Голос у него был до странности неожиданный для большого человека; высокий, детский, какой-то закругленный, похожий только разве на его почерк".
Главное действующее лицо (Лий Рондон) романа современного американского писателя Джозефа Гершегеймера "Cytherea", разбирая характер одного из персонажей романа, приходит к заключению, что:
"...по почерку, подписи (ранее полученного им письма) он правильно определил характер (автора): она действительно оказалась властолюбивой и решительной".
Подобных примеров можно указать очень много. Графологией интересовались крупнейшие представители литературы, как-то: Гете, Шекспир, Жорж-Занд, Ляфатер, В. Соловьев, В. Скотт, Эдгар Поэ, Анри Барбюсс и мн. др.
Цель работы автора — установление графологическим путем характерных признаков в почерке для представителей различных видов искусства. Помимо этой цели, автор пытается установить в почерке отражение отдельных школ и направлений. Наконец, третья задача — установить графологические признаки одаренности и степени ее.
СОДЕРЖАНИЕ
ОТЗЫВЫ
Подписано в печать 23.07.92. Формат 84х108 1/32.
Бумага типогр. № 1. Печать офсетная. Усл. печ. л. 5,1.
Уч.-изд. л. 5,4. Тираж 30 000 экз. Зак. 2-277.
Перлит продакшн, ЛТД. 254080, Киев, ул. Межигорская, 87
Оригинал-макет изготовлен фирмой "АС" Полнграфкомбинат "Молодь". 254119, Кигв, ул. Пархоменко, 38—44.
* С. Оттоленги.— «Экспертиза почерка и графическая идентификация», пер. с итальянского. Изд. Наркомвнудела, 1926 г., Москва, стр. 8.
«L'écriture a le caracfere», par J. Crepieux—Jamin, Paris. 1895.
«Preyer., Handschrift und character». 1894.
* В Германии «Система графологии» Крейша вышла в 13-м издании и «Учебник графологии» Мейера — в 12-ом издании.
При большом опыте, основанном на долголетней графологической практике, возможны и обратные заключения: т.е., исходя из внешнего поведения человека, делать вывод о свойствах и особенностях его почерка.
Мною замечено, что на лиц, страдающих нервным расстройством, успокаивающе действуют ежедневные упражнения в письме (медленное и тщательное списывание каллиграфических прописей).
По предположению проф. Викторова, почерк должен отражать во внутреннем построении также и те нравственные (психические) восстановления, какие произойти в человеке после операции. Над изучением таких восстановлений письма, в связи с произведенной операцией «омоложения», в настоящее время и работает автор этой книги.
Например, при писании левой или поврежденной рукой, или другими органами тела (ногою, ртом и т. п.) в почерке непременно проявляется разница от письма естественного, которая тем значительнее, чем меньше навык: часто по почерку легко определить, какие физические недостатки имеет рука писавшего. Влияние длины руки на почерк несомненно и выражается тем, что почерк высокого человека отличается от почерка малорослого определенными характерными особенностями.
* В этой же статье Попялковский приводит, в качестве примера, чрезвычайно интересное как по содержанию, так и по расстановке знаков препинания, письмо одного больного. Приводим его дословно:
«Его святейшеству Папе. Рымскому, моему знакомому. Заявление, о том, что мы желаем. Отбыть в сию резиденцию. Папы Рымского"
Особенно характерна в этом письме поставленная над буквой «ю» в слове «сию» точка.
Замечено, например, что английские дети, обучающиеся во Франции и Германии, сохраняют особенности английского письма. (Ег1ептеуег, а-г, 0«е ХсппП, 162 5).
* Кречмер.— «Строение тела и характер". Госиздат.. 1924 г.
Е.Ф. Буринский.— «Судебная экспертиза документов». 1903 г. СПБ. стр. 189.
О подобном же стремлении к оригинальности можно судить по надписям на фотографических карточках, конвертах и т. п., если они исполнены резко наискось.
Проф. Шнейдемиль рассказывает, что он знал одного юношу, имеющего пристрастие обращать большое внимание на свою внешность (он носил яркие, бросающиеся в глаза галстуки, преувеличено большие нагрудные значки и т. п.), при чем подобная украшенность наблюдалась и в его почерке. Ему непрестанно указывали на эту некрасивую склонность, но безрезультатно. В последних классах училища подобная склонность исчезла, и характернее всего, что одновременно с этим исчезла и украшенность письма, которое стало проще и естественнее. (Проф. Шнейдемиль.— «Определение почерка». Лейпциг. 1922 г.).
Также следует обращать внимание на начало и конец письма. Часто линии строк в начале письма, отличаясь ровностью, теряют ее к концу письма. Почерк постепенно становится крупнее, размашистее и неравномернее.
Весьма характерен для данного случая почерк, принадлежащий профессиональным борцам. Как пример, приводим два типичных автографа видных представителей этой профессии.
Самые различные направления письменных знаков могут быть точно определены: их направления выражаются в угловых градусах.
Большой интерес заслуживают два примера, проводимые проф. Прейером в одном из его графологических сочинений. У Прейера хранятся около 2000 писем его отца, распределенных в хронологическом порядке. Эта коллекция показывает, как человек от природы чувствительный, страстный, вспыльчивый, раздражительный, своенравный, с годами, под влиянием жизненных условий, постепенно утрачивает эти качества и напротив развивает в себе самообладание и сдержанность (подобное можно наблюдать в почерке известного писателя Ибсена). Всю эту психическую метаморфозу отца Прейера можно проследить по его письмам, в которых почерк из косого становился все более и более прямым; в первые годы угол наклона почерка составлял 37—38°, через 10 лет он увеличился до 40°, и, наконец, последний год жизни старика достиг 58°. Другой пример еще поразительнее. В письмах молодой разошедшейся со своим мужем женщины и ее матери в течение одного месяца почерк из сильного косого превратился в прямой. Прейер объясняет это явление вынесенным молодою женщиной сильным психическим потрясением. Когда же через несколько лет состоялось примирение с мужем, ее почерк принял наклон вправо, т.е. стал косым. (Preyer. - Zur Psychologie des Schreibens. 176).
Такая крайность, чтобы в почерке все буквы не были связаны между собой и стояли особняком, изолированно, подобно типографскому набору — встречается очень редко и должно рассматриваться, уже как известное графическое преувеличение (см. общие положения), тем самым обнаруживая в пишущем, кроме вышесказанного, и известное стремление к выявлению своей личности, желание производить впечатление, обращать на себя внимание, присутствие фантазии. Чаще всего подобная изолированность встречается у поэтов, писателей, художников.
Как на пример сплошной изолированности, можно указать на почерк (последних лет) покончившего самоубийством в 1925 г. поэта С. Есенина, в почерке которого каждая буква живет как будто бы своей собственной, отдельное жизнью (см. автограф). Подобная изолированность письма, которой достиг, постепенно распадаясь в своей связи, ранее совершенно связанный (1918 г.) почерк Есенина, в данном случае безусловно указывает на тот распад личности, который произошел с ним за этот срок.
У французских графологов крупные почерки обозначаются термином "aspirations elevees» (высокое вдыхание), а мелкий почерк называется «amor de detail» (любовь деталей), и характеризует предпочтение его обладателя к занятию подробностями.
Крупный почерк (если еще при лом особенно увеличены заглавные буквы) нередко указывает на тщеславие: пишущий как бы старается обратить на себя внимание необычайной величиной своих букв, но о том же самом говорит и чрезвычайно мелкий почерк: он также бьет на эффект (напр. почерк поэта-футуриста Велемира Хлебникова, известного своими странностями в личной жизни).
Подобная особенность почерка обратила на себя внимание еще римлянина Светония, составителя жизнеописаний римских императоров. Он характиризуя скупость императора Августа, говорит, что последний «писал слова, ставя буквы тесно одна к другой, и приписывал еще под строками».
* G. Schneidemule - "Die Handschriften beurteilung" Leipzig. 1922.
Г.И. Карпов. «Творчество душевнобольных», изд. Главнауки, 1926 г.
Недавно берлинским журналом «Berliner Jilustrirt Zeitung" был объявлен конкурс с ценными денежными премиями, под лозунгом — «почерк и лицо». В журнале были одновременно с портретами крупных деятелей науки и искусства (Эйнштейна, Либермана, Гауптмана, Янигса и др.), воспроизведены и автографы, при чем почерки были помещены не под портретами и не в том порядке, а также без обозначения, кому из приводимых лип они принадлежат — на это и предлагалось ответить самим читателям. Подобный конкурс, как говорится в предисловии к нему, вызван все увеличивающимся интересом к графологии.
Почерк, прогрессивно ухудшаясь во время болезни, приближается к нормальному, обычному письму по мере выздоровления. (Иллюстрирующие это положение автографы приводят в своих работах Крепье-Жамэн, Шней-демиль и др.).
Исследование почерка Есенина сделано мною за несколько дней до его трагического конца, по просьбе ответственного редактора издательства «Современная Россия», поэта И. Савкина.
Исследование почерков Анри Барбюсса и Вайян Кутюрье помещено в журнале «30 дней" за 1927 г., № 12.
Дата добавления: 2014-12-16; просмотров: 1233;