Мода в период 1870-1890
Мода этих двух десятилетий - это мода большого города. Фрак, который в предшествующий период еще одевали для улицы, теперь увидеть невозможно. В это время для выхода в город носят гепельц (Gehpelz), меховое пальто, и герок (Gehrock), сюртук. В основе своей мужская одежда с начала века почти не изменилась. Менялись только детали, скорее материалы, но не отделка и покрой. После 1875 года установился тот тип мужской одежды, каким мы его знаем сейчас, - брюки, жилет и пиджак, все из одного материала, из солидных английских тканей. В женской моде этого периода также закладывается основа современного дамского гардероба. Женская одежда стала приближаться к мужской: появился женский костюм, дорожное платье, плащ от дождя и пыльник, получившие в дальнейшем большое распространение. Но в то время как в Германии, в Средней Европе, а также в Америке в богатых кругах моден солидный женский силуэт барокко, т. е. в моде женщины «рубенсовского» типа, во Франции и в Англии предпочитают стройную линию, там моден тип стройной женщины. Разница между этими двумя направлениями как бы определялась двумя художественными течениями. В Средней Европе главенствовал австрийский художник Ганс Макарт, под влиянием которого во всех модных начинаниях царил «макартовский» стиль, который победил и на Всемирной выставке в Вене в 1873 году. Квартиры домов богатых предпринимателей были оборудованы тяжелой псевдоренессансной и псевдобарочной мебелью с темными картинами в резных рамах, окна закрывались тяжелыми плюшевыми занавесями. Искусственные пальмы, фальшивые доспехи и позолоченная посуда дополняли интерьер салонов буржуазии, которая большим вкусом не отличалась. И женская одежда также украшалась тяжелыми воланами, бархатом, вышивкой, тесьмой, искусственными цветами, пуговицами, а также различными драгоценностями.
441. Огюcт Ренуар, Ложа. Галерея Института Курто, Лондон.
В это же время в Англии зародилось новое движение в искусстве, которое освобождало моду и все с нею связанное от фальшивых исторических стилей. Во главе его стояли Джон Рескин, Уолтер Крейн и Уильям Моррис. Линия платья теперь подчеркивает стройность фигуры, во всем наблюдается стремление к возвышенной простоте. Основой нового течения является стиль прерафаэлитов, предшествующий модерну. Однако сама мода этого периода возникла во Франции. Именно там она нашла свое отображение, с одной стороны, в произведениях поэта Стефана Малларме, а, с другой, в картинах французских импрессионистов. Малларме был исключительным теоретиком женской моды; в 1874 году он основал выпуск нового модного журнала «Ла дерньер мод» (La derniere mode], сам его редактировал и сам же писал для него статьи (первый номер вышел 6 сентября а всего было издано, по всей вероятности, восемь номеров). Это был светский развлекательный журнал нового типа. Малларме умел видеть и чувствовать тенденции новой моды. Он следил за их развитием по витринам модных салонов, на больших свадьбах и маскарадных балах. Он говорил о моде, как импрессионист — искренно и благородно. Он никогда ни поучал, ни морализировал. В его подтексте всегда таилось какое-то очарование. И в целом ему удалось то же, что и импрессионистам: он придал моде и её аксессуарам повседневную праздничность. Подписчицы журнала были счастливы, что им и о них пишет поэт. Смысл всех перемен в моде этого периода выражают его следующие слова:
«О чем мы писали в одном из номеров нашего журнала ранней осенью? О том, что победит турнюр и исчезнут сборки. Это была основа наших предположений для любых перемен, до которых могла бы дойти мода зимой этого года. Шаг за шагом, иногда раньше, иногда позже, мы проследили это развитие моды либо даже опередили. Результатом этого является костюм коллан (costume collant) - наряд, плотно облегающий фигуру, который победит и сделает из вас, милые дамы, стройных, возвышенных фей в стиле Жана Гужона. Да, долой сборки! Это значит, что должно исчезнуть все, что «торчит», увеличивая фигуру, в том числе и верхняя юбка, а одноцветный фартучек, несмотря на то, что он плотно прилегал к фигуре и был только скромно украшен внизу одним бантиком, уступил место поясам, также низко положенным и тесно стягивающим бока, их задачей будет «нести» переднюю часть платья.
А платья? Они будут украшены, но все известные украшения, рюшки, воланы и плиссе, будут красиво, со вкусом положены на юбке. В платье, избавленном от мелких украшений, удлиненный лиф спустится глубоко ниже пояса... Мы предсказываем большое будущее перьям, как естественным — петушиным, павлиньим и фазаньим, так и страусовым перьям, окрашенным в синий и розовый цвета; мы также придерживаемся того мнения (это наше предсказание отличается от остальных), что стеклянные и металлические украшения переживут ещё эту зиму».
Далее Малларме с восторгом описывает великолепный туалет признанной парижской королевы моды мадам Ратацци:
«Тесно облегающее, черное кружевное платье со шлейфом, причудливо усеянное стальной синевой сверкающих блестков. А кроме того - четыре ряда огромных бриллиантов, украшающих диадему, на темном фоне волос, почти погруженные в их роскошную черноту... Какое захватывающее зрелище, какой образ! Легче об этом мечтать, чем описывать, ибо эта красота потрясает и надолго вызывает очень сильные впечатления.
В общем мы не знаем другой эпохи, в которой бы тяжелые ткани - такие, как бархат и золотая либо серебряная парча, царили бы с таким великолепием. И только легкий, мягкий, светлый новый кашемир, из которого теперь шьют вечерние туалеты, еще идет с ними в ногу. И под этими сложными и в то же время простыми туалетами, больше, чем когда бы то ни было, нам является женщина так, как она создана, со всем очарованием её силуэта и прелестнейшими линиями своего тела (пока сзади широкий роскошный шлейф заключает в себе все складки широкой мягко струящейся ткани)». К метким замечаниям поэта можно добавить еще то, что в то время женская мода и её сулуэт были подвержены гораздо более быстрым переменам, чем до сих пор. Эти перемены сосредоточились прежде всего на юбке. Около 1867 года исчез «кринолиновый стиль», а в 1870 году уже появился первый турнюр.
442. Карикатура из журнала «Ульк» (Ulk). Берлин, 1883 г. Пособие по генеалогии: Развитие турнюра.
443. «Иллюстрирте фрауэнцайтунг» (Illustrierte Frauenzeitung), 1874 г. Выходное платье с турнюром, богато украшенное кружевами и орнаментальной драпировкой. Девочка одета по моде взрослых.
444.«Виктория» (Victoria), 1871 г. Послеобеденные платья с турнюром: левое дополнено полонезом - с помощью шнурков присборенной кверху туникой - и богато обшито по низу юбки лентами, правое отделано кружевами. Шляпки украшены лентами, которые падают на плечи.
445. Из английского модного журнала, 1880 г. Повседневные платья в 80-е годы -после широких платьев предшествующего десятилетия — весьма узкие и неудобные.
446. Из модного журнала, 1875 г. У девичьих и дамских платьев опять турнюры, материя на рукавах и по краю юбки богато присборена. На девушке пальто с многослойным воротником и зашнурованные ботинки.
Но носят и юбки, называемые «полонезы», сзади высоко присборенные, — такие, какими их знало рококо. Эти выходные платья оказывают влияние и на домашнюю одежду. В выходных и светских туалетах юбка продолжена до длинного шлейфа, украшенного воланами, сборками и лентами. Во второй половине 80-х годов мод турнюров достигает своего апогея. Материи для платьев комбинировались из разных видов отличных друг от друга цветов, а сами платья украшались чем дальше, тем богаче. Еще до 1880 года не короткий период изменилась модная линия: лиф спустился глубоко на бока, тесно облегая тело, и тем самым ограничивал движения. Насколько сократилась юбка спереди, настолько увеличился её шлейф сзади. Узкие рукава, опущенные плечи и высокие каблуки придавали тонкой женской фигуре какую-то тепличную хрупкость. И в профиль женская голова уменьшилась. Прическа поднялась выше и только несколько кудрей падало на лоб. Маленькие шляпки с перьями и зонтики от солнца заботливо прятали лицо от солнечных лучей. Эта мода нашла свое отражение в незабываемой картине Жоржа Сера («Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт»), где точно показан женский силуэт того времени; там же мы видим девичьи платья, мужскую одежду, рабочую и светскую, а также разные аксессуары, которые были характерны для того времени. Разумеется, в это время Сера уже не работает в манере мерцающего импрессионизма, пуантелизма, на его стилизованной картине все как бы застыло, одеревянело. На этой картине можно видеть черты будущей эпохи. Поворот в моде снова наступил в 90-х годах. Езда на велосипеде становится светским увлечением и мужчин и женщин; вместе с этим исчезают и последние турнюры, фасон костюмов упрощается и приспосабливается к новым требованиям. Наиболее удобной спортивной одеждой становится костюм с рубашкой и галстуком, несмот ря на то, что его рукава еще представляют отголосок моды эпохи бидермейера.
447. Из модного журнала, 1875 г. Выходное платье состоит из юбки с турнюром и короткого жакетика, отороченного мехом. Частым дополнением к костюму является аленькая муфточка. Простое домашнее платье (слева) расширено до турнюра и украшено лентами. Детская мода повторяет моду взрослых.
448. Из модного журнала,1875г. 3имние выходные платья имеют опять турнюры, они дополнены короткими жакетами, отделанными мехом. На обеих дамах шляпки, назыв. капот (capote).
449. Анри Тулуз-Лотрек,«... большую часть общества составляют пожилые англичанки...». Из «Кайе де зиг-заг»(Cahier de zig-zags), во время пребывания в Ницце, 1880-1881 г. На рисунке тогда еще очень молодого художника точно схвачен модный силуэт английских дам.
450. Эдгар Дега, Компания по производству хлопка в Новом Орлеане. Музей изобразительного искусства, По. Мужчины постепенно сменяют цилиндры на котелки, а фраки на пиджаки.
451. Принц Уэльский, позднее король Эдуард VII, играет в теннис. Гравюра, 1883 г. Спортвный костюм мужчин состоит из длинных брюк и рубашки, спортивный костюм мальчиков -из матроски и длинных, или коротких штанов. Женская спортивная одежда еще не отличается от простого выходного платья.
452. Эдгар Дега, Гладильщицы. Около 1884 г. Лувр, Париж. Рабочая одежда в конце столетия почти не изменилась. Она состоит из рубашки с короткими рукавами, длинной юбки и маленького платка на плечах.
453. Фотография друзей Эдгара Дега. Повседневные домашние костюмы и платья, которые мы видим на фотографии, имеют простейший покрой и сшиты из обычнейшего материала в отличие от тех, которые мы видим в модных журналах того времени.
454. Камиль Коро, Дама в голубом. Лувр, Париж Голубое вечернее платье без рукавов отделано черными полосами, юбка с турнюром.
455. Анри Тулуз-Лотрек. Тэнец в Мулен Руж. Коллекция Генри П. Мак Илхенни, Филадельфия. Выходные туалеты дам, которые посещают Мулен Руж украшены перьями, юбки слегка расширены до турнюра. Шляпы тоже украшены перьями.
456. Анри Тулуз-Лотрек, Доктор Тали де Селеран в Комеди Франсэз. Музей Тулуз-Лотрека, Альби. Выходным костюмом и в дальнейшем остается фрак со светлым жилетом и цилиндр.
457. Огюст Ренуар, Танцы в Мулен де ла Галет Лувр, Париж. Летние послеобеденные платья были из легкой белой или полосатой материи. Юбки с турнюром и украшены лентами и кружевами. Мужчины носили низкие соломенные шляпы, т. н. канотье (canotier).
458. Огюст Ренуар, Художник Сислей с женой Валлрафф-Рихартц-Музей, Кёльн. Домашнее платье состоит из юбки с полонезом, отделанной по краю плиссе, и белой кофты сжилеткой. На художнике длинный темный пиджак с темным галстуком и светлые длинные брюки.
Дата добавления: 2014-12-16; просмотров: 1032;