Камень с надписью с о. Оак
Во время раскопок 1849–1850 годов было установлено, что колодец напрямую сообщается с морем через один или даже два искусственных канала. Именно по ним вода проникала в колодец и затопляла его до уровня, соответствовавшего уровню воды в океане. Искатели пытались зондировать колодец и в результате открыли так называемую «камеру-сокровищницу», из которой были извлечены три звена золотой цепочки — неопровержимое доказательство того, что в тайнике действительно имеется драгоценный металл. К сожалению, никто не знает, куда потом делись эти звенья. Сегодня многие исследователи склонны полагать, что они были попросту подброшены самими копателями — с целью привлечения инвесторов…
Как бы то ни было, инвесторы нашлись. В последующие годы на острове Оук побывали десятки экспедиций. Они привозили с собой мощные насосы, драги, землечерпалки, буровые механизмы. Но никакие ухищрения не смогли остановить приток воды, и никакие приспособления не позволили добраться до дна шахты.
На поиск были затрачены миллионы долларов, в ходе изнурительных работ погибли пять человек. Наградой за все эти усилия стали упоминавшийся выше фрагмент золотой цепочки, железные ножницы и кусок пергамента с двумя латинскими буквами: то ли «ui», то ли «vi», то ли «wi»… Этот фрагмент исследовали специалисты по палеографии из Бостона, которые заключили, что он выделан из овечьей кожи, а значки написаны тушью и гусиным пером. Кроме того, был найден плоский камень, испещренный «неразборчивыми значками». А телекамеры, опущенные на дно заполненной водой шахты, показали наличие на ее дне каких-то ящиков или сундуков. Здесь же плавала… отрубленная человеческая рука, а в глубине этой мизансцены кто-то даже углядел человеческий труп! Правда, специалисты, смотревшие это видео, в один голос заявили, что ничего не могут на нем разобрать: слишком все темно, невнятно и неопределенно.
За истекшие два столетия шесть жизней и миллионы долларов были брошены в ненасытную глотку «Денежной шахты», но ее тайна так и осталась нераскрытой. В 1967 году поисковикам, обшаривавшим остров, удалось найти пару железных ножниц. Эксперты установили, что ножницы — испано-американские, сделаны, по всей вероятности, в Мексике, и их возраст составляет 300 лет. В другом месте кладоискатели наткнулись на остатки плотины, входящей, по-видимому, в состав таинственных гидротехнических сооружений острова Оук. От нее уцелели лишь несколько бревен. Через каждые полтора метра бревна были размечены вырезанными в них римскими цифрами. Как показал радиоуглеродный анализ, эта древесина была срублена 250 лет назад.
Вообще же находок в «Денежной шахте» и на всем острове за все время поисков было сделано на удивление мало, чего нельзя сказать о гипотезах, объясняющих происхождение гипотетических сокровищ острова Оук.
Самая популярная версия приписывает клад знаменитому пирату — капитану Кидду. Другие утверждают, что клад на острове Оук действительно пиратский, только укрыл его в «денежной шахте» не Кидд, а другой не менее знаменитый пират — Эдвард Тич. Говорили также, что на остров некогда штормом занесло испанский корабль с сокровищами, и моряки спрятали золото в «Денежной шахте». Предполагаемыми «хозяевами» клада назывались викинги, ацтеки, беглые гугеноты, британские солдаты времен Войны за независимость североамериканских штатов и, наконец, французские короли династии Бурбонов — не исключено, что в «Денежной шахте» острова Оук накануне или в первые годы кровавой революции 1789 года были спрятаны ценности французской короны.
В 1954 году кто-то пустил слух, что сокровища острова Оук — вовсе не пиратское богатство, а нечто более дорогостоящее, чем золото: священные реликвии из Иерусалимского храма, манускрипты и документы, некогда принадлежавшие ордену тамплиеров. Может быть, на дне «Денежной шахты» хранится даже чаша Святого Грааля! Что ж, эта находка многое в истории тамплиеров расставила бы по своим местам…
Заключение
«КОЖАНЫЙ ЧУЛОК» ЛИШАЕТСЯ АМЕРИКАНСКОГО ГРАЖДАНСТВА,
или СПОР ВОКРУГ «КЕННУИКСКОГО ЧЕЛОВЕКА»
Находку решено похоронить
Этот человек жил в Америке 9300 лет назад. Теперь за право владеть его останками спорят археологи и американские индейцы. Самое удивительное, что, судя по строению черепа, древний абориген не был индейцем. Кто же он?
За неимением титула и имени его зовут «Кеннуикским человеком». Его останки нашли около десяти лет назад неподалеку от города Кеннуик, в илистых отложениях на берегу реки Колумбия, протекающей по американскому штату Вашингтон. Они настолько хорошо сохранились, что их первый исследователь, антрополог Джеймс Чаттерс, решил, что перед ним скелет какого-нибудь «Кожаного Чулка», умершего пару веков назад.
У местных индейцев было свое мнение. Они считали эти кости останками одного из их предков, а прах предков грешно тревожить. И потому, пока ученые исследовали найденный скелет, индейцы требовали немедленно захоронить его с соблюдением всех ритуалов. Так, на американской земле наука нежданно схлестнулась с языческим суеверием, когда научные факты переплелись с древними преданиями. С газетных страниц споры перенеслись в залы судебных заседаний. А было ли из-за чего дискутировать?
Джеймс Чаттерс без колебаний определил тип черепа как «кавказоидный». Иначе говоря, обладателя найденного черепа при жизни нельзя было отнести к монголоидам или негроидам. В число его особенностей входили узкая скуловая кость, характерная спинка носа и слегка выступающая верхняя челюсть. То есть ничего индейского в чертах лица этого человека не было? Значит, найдены останки переселенца из Европы или Азии? А что еще отметили ученые?
«Кеннуикский человек» прожил тяжелую жизнь и умер в сорок с небольшим лет. Он жил с пробитым когда-то черепом; несколько раз ломал себе ребра; из-за давнего повреждения локтя не мог нормально владеть своей левой рукой. В бедре правой ноги носил пулю или дробинку. Каково же было удивление ученого, когда при томографическом анализе эта «пуля» оказалась… каменным листовидным наконечником копья. Такими американские индейцы сражались самое позднее пять тысяч лет назад. А потом оружие сменилось, и подобные наконечники были забыты.
Но кто же сразил траппера музейным копьем? Однако тут покойному было отказано в звании североамериканского колониста. Радиоуглеродный анализ показал, что «Кеннуикский человек» умер… 9300 лет назад.
Сразу же посыпались вопросы. Они завели ученых буквально в тупик. Откуда же прибыл в Новый Свет «кавказоидный» человек? Почему он оказался одним из старейших жителей Америки? К каким народам Старого Света ближе всего по антропологическим особенностям останки человека из Кеннуика? Неужели Америку изначально населяли представители разных рас? И вообще — были ли индейцы первыми жителями Американского континента? Возможно, лабораторные исследования останков прольют свет на их происхождение. Находку решено похоронить.
Но тут набег на владения антропологов совершили индейцы. Пять местных племен потребовали вернуть им останки «предка» для немедленного захоронения на потаенном кладбище. Ученые «бесчестят нашего предка», заявили вожди современных краснокожих. Один из них, Арманд Минтхорн, выразился категорично: «Мы живем здесь с начала времен. Мы не переселялись ниоткуда, ни с какого континента, что бы там ни говорили ученые». По словам Минтхорна, в преданиях, пересказываемых индейцами из поколения в поколение, сохранено все, что произошло с ними за последние десять тысяч лет.
Минтхорн, вождь племени уматилла, похоже, даже не знает, что его родное племя переселилось на северо-запад Америки, на территорию штата Вашингтон, всего две тысячи лет назад. Не знает он и о другом выводе антропологов: факты, передаваемые устно, из поколения в поколение, со временем искажаются или теряются. Через 450 поколений предание окончательно утрачивается. Так что сто веков истории племени уматилла не могут сохраниться в устной традиции.
Однако на стороне индейцев вместо правды факта стала сила буквы. В 1990 году был принят закон о сохранении наследия американских индейцев. По этому закону всякий раз, когда будет обнаружено старинное захоронение, надлежит выяснить, не являются ли найденные здесь останки индейскими. Если ответ будет утвердительным, нужно немедленно передать их индейцам. На практике это означает, что любые человеческие останки возрастом старше пятисот лет, то есть относящиеся к доколумбовой эпохе, принудительно, в судебном порядке объявляются индейскими останками — даже если они выглядят так же странно, как «Кеннуикский человек».
Минтхорн и его сторонники нисколько не смущены странным обличьем аборигена из Кеннуика, воссозданным в лаборатории антропологов: «Наши предки поведали нам, что некогда мы выглядели иначе, чем сейчас». Американские власти, блюдя принцип политкорректности, однозначно встали на сторону индейцев. Тонкости древней истории мало волнуют их по сравнению с современными проблемами. Разрешая последние, они готовы пожертвовать таким пустяком, как уникальная историческая находка.
Восемь именитых антропологов, работающих в различных университетах США, обратились с жалобой, объясняя всю ценность таинственных останков. Остается лишь ждать, чем закончится борьба ученых с юристами. Если победой последних, то наука лишится нового «краеугольного камня», который мог бы лечь в основу теории заселения Америки.
Когда же люди заселили Америку?
Принято считать, что первые люди прибыли в Америку 11–12 тысяч лет назад из континентальной Азии. Они перешли из Азии в Америку по Берингову мосту — сухопутному перешейку, связывавшему тогда две части света. Вероятно, это были сибирские охотники, преследовавшие мамонтов и бизонов. Добравшись до Америки, они расселились в восточном и южном направлениях. Кости и наконечники копий древнейших американских жителей найдены в местечке Кловис, на территории штата Нью-Мексико.
Однако подтверждают ли они принятую версию? Некоторые археологи продолжали сомневаться в общепринятых, но неубедительно доказанных гипотезах.
Перенесемся на юг Чили, в болотистое, лесное местечко Монте-Верде. Еще в семидесятые годы прошлого века американский антрополог Том Диллехей вместе с несколькими чилийскими студентами обнаружил здесь кости мастодонта, одного из родичей слона, вымершего уже в постледниковую эпоху. Вот на этих костях он и заметил следы надрезов, возможно, сделанных человеком. В последующие годы Диллехей отыскал каменные орудия, следы костров, деревянные предметы, обработанные человеческой рукой, а также остатки тела мастодонта и плетеные изделия. Он очистил фундамент протяженного дома, в котором могли проживать до полусотни человек. В некотором отдалении от него ученый обнаружил полукруглый фундамент из гравия и песка, подобного он еще не видел.
Больше всего поразила Диллехея датировка найденных памятников: 12500—12800 лет. Откуда же человеческому обществу в эти сроки быть в Южном Чили? Такая дата опровергала привычную схему заселения Америки. Может быть, привычная схема — «продвижение восточных азиатов с севера на юг, вплоть до Огненной Земли» — неверна? И первые поселенцы прибывали в Америку не только из Чукотки, но и, например, из Южной Азии? Быть может, они появились в этой части света гораздо раньше, чем мы считаем. Ведь обширные районы Америки к югу от экватора до сих пор были плохо изучены археологами. Не ждут ли нас новые удивительные находки?
Однако в 1999 году история открытия прояснилась. Том Диллехей признался, что фальсифицировал его, подделав находки. Значит, «барьер Кловиса» неколебим?
Между тем непривычно ранние следы пребывания человека отыскались и в Венесуэле, и в Бразилии: наконечники стрел и наскальные рисунки возрастом около 13 тысяч лет. Один из французских археологов оценил возраст каменных орудий, найденных в бразильском местечке Педра-Фурада, ни много ни мало в 48 тысяч лет. Впрочем, большинство его коллег избегают отправляться за ним в столь отдаленную эпоху. Они считают, что обнаруженные французскими учеными «грубые каменные орудия» — обычные камни, отшлифованные ветром и водой.
Тем не менее эти спорные находки заставили археологов искать столь же древние памятники и в Северной Америке. Их не могло не быть, если потоки переселенцев двигались только с севера на юг. Наконец, в местечке Мидоукрофт (штат Пенсильвания), раскапывая «слой Кловиса», археологи обнаружили под ним незнакомые следы пребывания человека: кусочек плетеной корзины и каменные клинки, напоминающие скорее орудия из Сибири или Китая, нежели из Кловиса. Три различные лаборатории датировали пятьдесят два объекта, найденные в Мидоукрофте. Результат позволил ученым осторожно заявить: «Возраст древнейших свидетельств пребывания здесь человека может составить даже девятнадцать тысяч лет»!
В США, например, в местечке Кактус-Хилл, делались и другие любопытные открытия. Здесь находили фрагменты черепных костей человека, которые не очень-то напоминали индейские, а по возрасту были такими же древними, как «Кеннуикский человек». Эти «незначительные» находки старались игнорировать. Они совершенно не вписывались в академическую теорйк) заселения Америки. Однако после обнаружения «Кеннуикского человека» замалчивать неудобные факты стало нельзя: уж слишком убедительно выглядели останки «кавказоида» с берегов Колумбии. Вокруг них пришлось выстраивать новые теории. Назовем некоторые из них.
«Теория побережья». По волнам Тихого океана — в те счастливые недели и месяцы, когда он и в самом деле был тихим, — мчались лодки, на которых сидели азиаты. Что гнало их сквозь морскую пустыню? Наконец лодки пристали к берегу незнакомой страны; в ней и решено было поселиться. Постепенно переселенцы распространились по Тихоокеанскому побережью Америки с севера на юг.
«Полинезийская теория». Лодки с полинезийцами плыли по южной части Тихого океана, пока не достигли побережья Южной Америки. Оттуда люди двинулись на север сухопутными дорогами.
«Европейская теория». Наконечники копий, найденные в Кловисе, обработаны с обеих сторон. Эта техника могла бы показаться уникальной, если бы еще раньше, 16500— 22000 лет назад, точно такие же наконечники не изготавливали люди культуры солютре, а они тогда населяли отдельные районы Франции, Испании и Португалии.
Неужели жители Западной Европы задолго до Колумба и наших «доколумбов» пересекли Атлантический океан и открыли Америку? Что говорят факты? Они, может, и были бы «вещью упрямой» ввиду стольких спекуляций вокруг открытия Америки, да только факты, интересующие ученых, занятых этой темой, вещь очень редкая. Тем важнее и удивительнее останки «Кеннуикского человека», единственные в своем роде. Их тщательный анализ показал, что их обладатель не был ни индейцем, ни европейцем. Он похож, скорее, на полинезийца, но особенно на айна — коренного жителя Японии. Айны были отменными мореплавателями, так что, видимо, верна «теория побережья». Древние жители островов, лежавших у берегов Азии, могли на лодках доплывать до Америки, чтобы потом, следуя вдоль моря, расселиться на новой земле. Следует подчеркнуть, что лингвисты давно отметили некоторое сходство айнского языка с индейскими языками Северной Америки.
Очевидно, было несколько волн переселений в Америку. Кто шел пешком, кто плыл на лодках, кто по «мосту», кто по воде — так они пробирались в Америку, путая карты антропологам. Возможно, что через каждые несколько столетий человечество «роится». Повинуясь неведомому зову, множество людей устремляется вдаль, расселяясь за тысячи километров от прежнего места обитания. Монголы и гунны, скифы и арабы и многие-многие другие бежали с одного края света на другой. Что гнало их? Что заставило «опрокинуть логику истории»? А что двигало людьми, пускавшимися 10–12 тысяч лет назад в неведомую даль, пока за краем света они не находили новую землю для поселения? Итак, предки современных индейцев Северной Америки были лишь одними из тех, кто заселил неведомые земли? И, может быть, не они открыли их?
Страх американцев перед вторжением айнов
История «Кеннуикского человека», очевидно, еще получит свое продолжение. В древности редко кто по доброй воле пускался в странствия в одиночку. Быть может, в ближайшие десятилетия последуют новые находки «кавказоидных» черепов каменного века на территории Америки. И такая перспектива пугает коренных жителей США.
«Страх — вот что заставляет индейские племена выступать против дальнейших исследований «Кеннуикского человека», — говорит Джеймс Чаттерс. — Страх, что кто-то уже мог побывать здесь раньше их предков; страх, что они утратят статус аборигенов». Впрочем, Чаттерс, похоже, слишком увлекся полемикой. Видный антрополог Дэвид Херст Томас, бывший руководитель Американского музея естественной истории, так прокомментировал его слова: «Ни один договор, заключенный с индейцами, не содержит условия, по которому данный документ будет аннулирован, если выяснится, что предки индейцев не были первыми жителями этой страны. Ведь когда сюда прибыли европейские колонисты, полноправными хозяевами страны были только индейцы. Точка».
И все-таки находка «Кеннуикского человека» подвергает сомнению право индейцев называться единственным исконным населением древней Америки. Судьями же в этом историческом споре станут антропологи — люди, которым индейцы давно не доверяют. Десятилетиями антропологи занимались систематическим грабежом индейских захоронений и расчленением трупов; останки индейцев в нарушение всех этических норм они вывозили в естественно-исторические музеи как образчики скелетов «дикого человека». Большинство подобных экспонатов, впрочем, нашли пристанище где-нибудь в музейных подвалах. Так, в помещении Смитсонианского института хранятся останки почти 20 тысяч индейцев. После того как в 1990 году вступил в действие упомянутый выше закон, многие индейские племена стали требовать вернуть им кости предков, и очень часто их требования бывали удовлетворены. Антропологи жалуются, что юристы лишают их ценного материала для исследований — материала, пылившегося десятилетиями в музеях и даже не описанного надлежащим образом.
Спор о «Кеннуикском человеке» продолжается — спор по преимуществу не научный, а юридический. Приговор суда, обжалование, новый приговор, обжалование. Кто контролирует американскую историю? Кому она принадлежит? Можно ли исследовать прошлое? Или оно неприкосновенно? Вопросы, вопросы…
Так неожиданно академическая наука оказалась на переднем крае политической борьбы, а тайны прошлого объявлены приоритетами правоведов.
В книге-сенсации известных авторов Андрея Жукова и Николая Непомнящего собраны новые для российского читателя археологические и исторические данные, которые свидетельствуют о том, что задолго до эпохи Великих географических открытий между Старым и Новым Светом существовали самые тесные контакты.
Европейские, азиатские и африканские мореплаватели — от египтян и карфагенян до ранних христиан и викингов — открыли Американский континент на 1,5–2 тысячи лет раньше Колумба и создавали на его берегах свои колонии.
Дата добавления: 2014-11-30; просмотров: 1036;