ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ЛИРИКЕ С. А. ЕСЕНИНА
Давно ушли в прошлое многие события, волновавшие поэта Сергея Есенина, но каждое новое поколение открывает для себя в его творчестве нечто близкое и дорогое. Объяснить данное явление довольно просто: поэзия Есенина рождена любовью к человеку и природе. М. Горький писал: «… Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой “печали полей”, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком». Милосердие, сочувствие и любовь ко всему живому — вот основные составные поэзии С. Есенина всех периодов творчества.
Для героя Есенина родная земля это своеобразный храм, в котором, молясь «на алы зори» и причащаясь у ручья, можно забыть о людском горе. Мягкая зелень полей — лучшие в мире палаты и хоромы. Человек и природа говорят на одном языке, доверяя друг другу душевные тайны, горести и мечты:
Говорят со мной коровы
На кивливом языке.
Духовитые дубровы
Кличут ветками к реке.
Поэтические пейзажи Есенина наполнены светлой радостью и ярким колоритом. Любуясь особенностями деревенской жизни, картинами природы, мы просто заражаемся авторским ощущением полноты и красоты жизни. Мы сочувствуем и оплакиваем горькую судьбу Танюши, краше которой не было во всем селе. Мы слушаем незатейливые мотивы тальяночки, а потом вдруг оказываемся в душной и угрюмой кузнице. Наслаждаемся отлаженной мастерской работой сельского кузнеца. С каждым ударом сердце зажигается пожаром, в работе забывается горе.
Игривые мечты, улетающие в заоблачную даль, превращаются в сталь. А там, вдали, «за черной тучей, за порогом хмурых дней, реет солнца блеск могучий над равнинами полей». Картины родной природы неразрывно связаны у Есенина с чувствами и переживаниями лирического героя. Есенинская параллель природа — человек отмечена яркой печатью национальной самобытности, поэт находит для нее типично русские реалии быта и пейзажа, характерные приметы образа мыслей и чувств русского человека. Все у него — из мира родной природы, народных поэтических представлений, переживаний.
Картины сенокоса, молотьбы, выпаса лошадей пробуждают во мне воспоминания о минувшем лете. Я, как и лирический герой, вдыхая аромат свежескошенного сена, забывал обо всем на свете. Природа у Есенина словно живая. Прием очеловечивания природы, перенесения явлений природы на внутренний мир лирического героя в принципе не нов, он использовался классиками. Есенин же существенно обогатил этот прием, пользовался им весьма своеобразно. Чем богаче становился духовный мир лирического героя, тем содержательнее и драматичнее становились образные уподобления, взятые из мира природы или переносимые на него.
В основе художественного метода Есенина — полное и органичное слияние внутреннего переживания с природой. Его пейзаж одушевленный — это образное самораскрытие, философская медитация. В картине природы, в ее поэтической метафоре поэт запечатлевает что-то свое, своего героя и общее для людей. Через посредство природы — о самом сокровенном, о том, что свойственно человеку:
Листья падают, листья падают.
Стонет ветер,
Протяжен и глух.
Кто же сердце порадует?
Кто его успокоит, мой друг?
При этом, особенно в ранний период творчества, поэт использует традиционную фольклорную символику: «понакаркали черные вороны»; «стая туч твоих, по-волчьи лающих». Для создания общей эмоциональной картины используются хорошо знакомые каждому явления и состояния природы. Для передачи грустных настроений, утрат, душевного смятения — образы осени, листопада, пронизывающего ветра, зимней метели:
Хорошо в эту лунную осень Бродить по траве одному И сбирать на дороге колосья В обнищалую душу-суму.
Для передачи умиротворенного состояния души — образы лета, весны, зрелых колосьев на полях, цветущих лугов:
Гляжу в простор твоих полей,
Ты вся — далекая и близкая.
Сродни мне посвист журавлей И не чужда тропинка склизкая.
Один из любимейших образов поэта — русская береза. Появляется он в одном из первых опубликованных стихотворений «Белая береза под моим окном». Внешняя простота, безыскусность несет в себе неведомые глубины чувств, переживаний. Душа восемнадцатилетнего юноши, очарованная красотой родной природы, стремится в неизведанные дали. В одном из последних стихотворений у Есенина есть строки:
Я навек за туманы и росы Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.
Становится понятным, что белая береза с тонким станом олицетворяет для поэта и русскую природу, и женщину, и возлюбленную, и саму родину. По словам А. Толстого, Есенин — это «певучий дар славянской души»; «он весь растворен в природе, в живой, многоголосой прелести земли». Растворение в родной природе, родной стихии и привлекает нас в творчестве этого великого национального поэта.
Одной из проблем, которые волновали и, очевидно, будут волновать человечество на протяжении всех веков его существования, является проблема взаимоотношений человека и природы. Тончайший лирик и прекрасный знаток природы Афанасий Афанасьевич Фет так сформулировал ее в середине XIX века: «Только человек, и только он один во всем мироздании, чувствует потребность спрашивать, что такое окружающая его природа? Откуда все это? Что такое он сам? Откуда? Куда? Зачем? И чем выше человек, чем могущественнее его нравственная природа, тем искреннее возникают в нем эти вопросы».
О том, что человек и природа связаны неразрывными нитями, писали и говорили в прошлом веке все наши классики, а философы конца XIX — начала XX века даже установили связь между национальным характером и образом жизни русского человека, природой, среди которой он живет.
Евгений Базаров, устами которого Тургенев выразил мысль определенной части общества о том, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», и доктор Астров, один из героев пьесы Чехова «Дядя Ваня», сажающий и выращивающий леса, думающий о том, как прекрасна наша земля, — вот два полюса в постановке и решении проблемы «Человек и природа».
Погибающее Аральское море и Чернобыль, загрязненный Байкал и высыхающие реки, наступающие на плодородные земли пустыни и страшные болезни, появившиеся только в XX веке, — вот лишь немногие «плоды» человеческих рук. А таких, как Астров, слишком мало, чтобы остановить разрушающую деятельность людей.
Тревожно зазвучали голоса Троепольского и Васильева, Айтматова и Астафьева, Распутина и Абрамова и многих, многих других. И возникают в русской литературе зловещие образы «архаровцев», «браконьеришек», «туристов-транзистор-щиков», которым «сделались подвластны необъятные просторы». «На просторах» они так резвятся, что за ними, как после Мамаева войска, — сожженные леса, загаженный берег, дохлая от взрывчатки и отравы рыба». Люди эти потеряли связь с землей, на которой они родились и выросли.
Голос сибирского писателя Валентина Распутина в повести «Пожар» звучит гневно и обличающе против людишек, которые не помнят родства своего, своих корней, истока жизни. Пожар как возмездие, обличение, как сжигающий огонь, уничтожающий на скорую руку построенное жилье: «Горят лес-промхозовские склады в деревне Сосновка». Повесть, по замыслу писателя, созданная как продолжение «Прощания с Матерой», говорит о судьбе тех, кто...предал свою землю, природу, самую человеческую суть. Прекрасный остров уничтожен и затоплен, так как на его месте должно быть водохранилище, оставлено все: дома, огороды, неубранный урожай, даже могилы — место святое для русского человека. По указанию начальства все должно быть сожжено. Но природа противится человеку. Как кресты, торчат из воды обгорелые скелеты деревьев. Гибнет Матера, но гибнут и души людей, теряются духовные ценности, сохранявшиеся веками. И по-прежнему одиноки продолжатели темы чеховского доктора Астрова Иван Петрович Петров из повести «Пожар» и старуха Дарья из «Прощания с Матерой». Не услышаны ее слова: «Эта земля рази вам одним принадлежит? Это земля-то вся принадлежит кто до нас был и кто после нас придет».
Тональность темы человека и природы в литературе резко изменяется: из проблемы духовного обнищания она превращается в проблему физического уничтожения природы и человека. Именно так звучит голос киргизского писателя Чингиза Айтматова. Автор рассматривает эту тему глобально, в общечеловеческом масштабе, показывая трагичность разрыва связей человека с природой, соединяя современность с прошлым и будущим.
Уничтожающий и продающий заповедный лес Орозкул превращается в быкоподобное существо, отвергающий народную нравственность и отстранившийся от жизни родных ему мест Сабиджан, вообразивший себя большим городским начальником, проявляет черствость и неуважение к умершему отцу, возражая против его похорон на родовом кладбище Ана-Бейт, — это «герои» романа «Буранный полустанок».
В «Плахе» до предела заострен конфликт между природой и «темными силами», и в лагере положительных героев оказываются волки. Имя волчицы, теряющей по вине людей один выводок за другим, — Акбара, что значит «великая», а глаза ее охарактеризованы теми же словами, что и глаза Иисуса, легенду о котором Айтматов сделал составной частью романа. Огромная волчица не угроза человеку. Она беззащитна перед мчащимися грузовиками, вертолетами, винтовками.
Природа беззащитна, она нуждается в нашей помощи. Но как порой обидно за человека, который отворачивается, забывает о ней, обо всем добром и светлом, что только есть в ее недрах, и ищет свое счастье в ложном и пустом. Как часто мы не прислушиваемся, не хотим слышать сигналы, которые она без устали посылает нам.
Свои размышления я хочу завершить словами из рассказа Виктора Астафьева «Падение листа»: «Пока падал лист; пока он достиг земли, лег на нее, сколько же родилось и умерло на земле людей? Сколько произошло радостей, любви, горя, бед? Сколько пролилось слез и крови? Сколько свершилось подвигов и предательств? Как постигнуть все это?
Дата добавления: 2014-11-30; просмотров: 5382;