Обращаем ваше внимание, что это лишь примерные темы. Точные темы будут известны лишь за 15 минут до экзамена.
· «Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует» ( Иоганн Вольфганг Гёте)
· «Человек разрушит мир скорее, чем научится в нем жить» ( Вильгельм Швебель)
· «Природа - творец всех творцов» ( Иоганн Вольфганг Гёте)
· «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, не только не блага, но несомненное и очевидное зло» ( Л.Н.Толстой)
· Красота природы
· Природа в жизни человека
· «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» ( Антуан де Сент-Экзюпери)
· Поэзия родной природы
· Роль природы в жизни человека
· Благодарная природа и неблагодарный человек
· «Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно» ( Иоганн Готфрид Зейме)
· Природа - главный помощник человека
· Борьба человека за чистоту окружающего мира
· «И что только ни делает с человеком природа!» (Ф.Г.Раневская) «Леса учат человека понимать прекрасное» (А.П.Чехов)
Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.
Если рассматривать пейзаж, как единицу, используемую автором в своем произведении, то он может использоваться с разной целью. Функций пейзажа несколько: может выступать в качестве фона, на котором протекают события, или передавать внутреннее состояние героев, или же задавать общую тональность произведения, а также быть образом-символом.
Но если смотреть глобально, с позиции экологических, социальных проблем, связанных с природой, то здесь всё достаточно просто. Есть конкретная проблема, в которой, разумеется, виноват человек. Вспомним повесть «Прощание с Матёрой» В.Г. Распутина (Матёра – это деревня). Сначала идет описание жизни, несколько судеб, история этой деревни, но потом оказывается, что вся эта история будет затоплена. Виной тому – предстоящее строительство ГЭС. Разумеется, жители, а в массе своей это старики, встали грудью на защиту своей земли. Потому что у многих здесь же похоронены их предки.
Это проблемы старой и новой жизни, традиций. Молодежь смотрела с оптимизмом на это, потому как ждала новой жизни в городе. А старики просто хотели спокойно дожить свой век на родной земле.
В «Слове о полку Игореве» – природа является отдельным персонажем, которому уделено большое внимание. Она во всех смыслах живая: происходит солнечное затмение перед походом на половцев, что является дурным знаком, предвещая, таким образом, беду. Она же, природа, помогает князю Игорю сбежать из плена. Но она помогает не всем, только самым достойным.
Рекомендуемая литература:
· «Слово о полку Игореве»;
· И.С. Тургенев «Записки охотника», «Ася»,
· А.И. Куприн «Олеся»,
· М.М. Пришвин «Кладовая солнца»,
- М.А. Шолохов «Тихий Дон»,
- В.П. Астафьев «Царь-рыба»;
- В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»;
- В.П. Катаев «Белеет парус одинокий»;
- Ч. Айтматов «Плаха»;
- В.М. Шукшин «Заревой дождь».
Примерные темы сочинений для подготовки:
- Красота природы
- Природа в жизни человека
- Русская природа в изображении М.М. Пришвина
- Картины природы, которые я представляю, читая стихотворения о природе
- Поэзия родной природы
- Роль природы в жизни человека
- Благодарная природа и неблагодарный человек
- Зимнее утро
- Природа - главный помощник человека
- Борьба человека за чистоту окружающего мира
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «МЦЫРИ»
Исследователи творчества М. Ю. Лермонтова отмечали одну из характерных особенностей его поэтики: отвратительным, отрицательным явлениям реальной жизни поэт противопоставляет гармоничный, прекрасный мир природы. В обществе людей царят зло, вражда, насилие, дисгармония, и лирический герой поэмы «Мцыри» становится жертвой этих беспощадных законов.
Злою волею оторванный от родной земли, еще ребенком Мцыри осознает весь ужас своего положения. Внешне он смиряется с тем, что живет в рабстве на чужой земле. Он не ищет ни жалости, ни сострадания, ни милосердия, но в душе своей лелеет несбыточную мечту вернуться в родное гнездо, к своим родителям, братьям и сестрам. Отчаяние вынуждает его решиться на опасный и, как ему казалось, спасительный шаг — разорвать путы, связывающие его вольнолюбивый дух. Три дня продолжались скитания юного пленника. Изнуренный голодом, отчаянной борьбой за выживание, Мцыри возвращается туда, откуда пытался убежать. Годы пленения оказали свое пагубное действие: Мцыри не смог отыскать дорогу домой. Он был чужим для пленивших его людей в такой же степени, как и для родного народа. Но эти три дня стали для него днями настоящей счастливой жизни, а не жалкого рабского существования. Люди не приняли Мцыри в свой мир, люди отвергли эту пламенную, свободолюбивую и гордую душу.
И лишь природа сочувственно отнеслась к скитальцу, даровала ему силы, умиротворение, вернула воспоминания об отцовском доме. Стены мрачной обители не могли заменить герою пышных полей, холмов, покрытых деревьями, горящего в снегах, как алмаз, Кавказа. Изображая горный пейзаж, поэт уподобляет деревья и скалы человеку. Это уподобление довольно точно передает чувства и мысли Мцыри. «Дерев… шумящих свежею толпой, как братья в пляске круговой»; а скалы, разделенные горным потоком, простерли каменные объятия навстречу друг другу:
И жаждут встречи каждый миг;
Но дни бегут, бегут года — Им не сойтиться никогда.
Так же и герой в своих мечтаниях распростер объятия в ожидании встречи с родными, но плен и порабощение навеки разделили родных людей.
По признанию героя, он убежал из обители, когда другие, напуганные грозой, молились о спасении перед алтарем. Для Мцыри буря была спасением: он готов был с бурей обняться, как с родным отцом:
Скажи мне, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен Той дружбы краткой, но живой,
Меж бурным сердцем и грозой?..
Именно поэтому герой и рад был буре природной, ибо она звучала в унисон с его душевной бурей.
Мцыри не пугают дикие звери, плачущий, как дитя, шакал, скользящая меж камней змея:
Я сам, как зверь, был чужд людей И полз и прятался, как змей.
Мцыри ощущает себя частью природы. Ему понятен немолчный ропот, вечный спор усиленного грозой потока и груды камней. Природа дает ему силы не останавливаться на пути к победе:
…Дохнули сонные цветы,
И, как они, навстречу дню Я поднял голову мою…
Отчуждение Мцыри от мира людей усиливается. Он вслушивается, припав к земле, к волшебным странным голосам. Все природные звук: слились воедино, «как будто речь свою вели о тайнах неба и земли». Только в этом стройном хор не раздавался голос человека. Юноша не сдается, и природа, словно откликаясь на его мольбы дарует ему встречу с прекрасной грузинкой Странная и сладкая тоска, рожденная глубоки! мраком очей незнакомки, будоражит Мцыри. Но он не решается войти в саклю, зазывающую к себе трепетным огоньком.
Превозмогая усталость и голод, он стремится к одной цели. Однако мы видим, что природа подает Мцыри недобрый знак. Скрываясь в лесной чаще, герой теряет из вида горы и начинает сбиваться с пути. Чуждый лес окружает скитальца спутанным плющом, темнота пугает миллионом черных глаз. Впервые в жизни герой заплакал, только темный лес, месяц, поляна, окруженная непроницаемой стеной деревьев, стали свидетелями его отчаяния. Природа готовит Мцыри очередное испытание. Могучий барс устремляет свой кровавый взор на жертву. Перед лицом опасности сердце Мцыри зажглось жаждой борьбы и крови. Он отважно борется со страшным зверем и побеждает его в схватке.
Но злая судьба возвращает скитальца в его тюрьму. Отчаяние Мцыри разделяет природа:
…Мир божий спал В оцепенении глухом Отчаянья тяжелым сном.
Оказавшись отвергнутым миром людей, Мцыри нашел успокоение в красоте и гармонии окружающего мира. Картины кавказской природы поэме тесно связаны с чувствами и переживаниями главного героя.
Дата добавления: 2014-11-30; просмотров: 2244;