Общественно-исторический прогресс. Дискуссии и подходы.

Современное представление об обществе невозможно без признания о том, что общество не находится в неизменном состоя­нии, а постоянно изменяется. Откуда мы и куда идем, чего ждать от настоящего и будущего – это и есть вечные темы размышлений философов.

Диалектика рассматривает общество в состоянии изменения, т.е. в его развитии, изучая общество как процесс. Процесс (от лат. processum - продвижение) - ­это последовательное изменение состояния объекта. Социальная фи­лософия осмысляет общественно-исторический процесс. ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС – это последовательное из­менение состояний общества.

Если общественные события выстраиваются в необратимый ряд причин и следствий и имеют направленность, то можно говорить о развитии общества. Общественное развитие многосторонне, на каж­дом этапе реализуются различные варианты событий. Социальная фи­лософия использует понятия прогресса и регресса для характеристики и­ направленности развития.

ПРОГРЕСС - это поступательное восходящее развитие общества, представляющее собой переход к более совершенным формам.

РЕГРЕСС- это нисходящее развитие, представляющее собой возвращение к прежним общественным формам.

Среди философов не существует единого мнения о том, какой из видов развития общества является основным. В истории можно найти примеры, подтверждающие как оптимистический вариант развития, так и пессимистический (общества погибали в результате природных катастроф, нашествий, внутренних кризисов). Сторонники и той и другой позиции приводят свои доводы, но в целом вопрос о прогрессе и регрессе остается вопросом скорее веры, чем строгого доказательства.

Обратившись к философам XVIII века, обнаруживаем, что во Франции среди философов-просветителей Вольтер и Д.Дидро защищали идею прогрессивного, а Ж.-Ж. Рус­со - регрессивного развития европейского общества.

Дискуссия о направленности общественного развития (прогрессивном или регрессивном варианте) с необходимостью привела к обсуждению проблемы критериев (от греч. kriterion - мерило) общественного развития. КРИТЕРИЙ ПРОГРЕССА - показатель степени развития общества.

Среди философов нет единого мнения не только в вопросе о существовании общественно-исторического прогресса в применении ко всей человеческой истории, но и по вопросу о том, если прогресс существует, что можно считать его критерием?

В философии существует такое понятие, как факторы общественного развития, т.е. его движущие силы. Их разделяют на объективные и субъективные. К объективным факторам общественного развития относят материальное производство (экономический фактор), природную среду (природный фактор), социальные ресурсы (демографический фактор), науку и технику (научно-технический фактор) и др. К субъективным факторам общественного прогресса относят целенаправленные, осознанные действия, как отдельных людей, так и всего общества.

В социальной философии существуют МНОГОФАКТОРНЫЕ ТЕОРИИ ПРОГРЕССА, признающие, что общественное развитие обусловлено целым рядом равнозначных факторов, и однофакторные, выделяющие в качестве основного какой-либо один фактор, например, географическую среду, или материальное производство, или деятельность великих личностей.

2. Эволюция и революция – основные формы общественного развития.

Основными формами общественного развития выступают эволю­ция и революция. Эволюцией называют процесс постепенных измене­ний, а революцией - резкие переходы от одного состояния к другому. В социальной философии рассматриваются различные виды рево­люций: социальная, политическая, научная, технологическая.

Под социальной революцией понимается изменение типа общественного устройства, под политической - изменение формы власти. Научная революция - это переворот в научном знании, основанный на крупном научном открытии. В результате научной революции ме­няется научная картина мира. Технологической революцией называ­ют качественное изменение в развитии производительных сил: напри­мер, промышленный переворот XVIII-XIX вв., сущность которого заключалась в переходе от ручного труда к машинному, от мануфак­туры к фабрике. Технологической революцией является и научно-тех­ническая революция, превратившая в середине ХХ в. науку в непо­средственную и ведущую производительную силу. Достижения науки и техники стали широко применяться в различных сферах…

В ХХ в. особую известность приобрела концепция Карла Ясперса, который выделил особую «ось» исторического развития (V в. до н.э.). По мнению Ясперса, вся история делится на период доосевых культур и период осевых.

Философские модели общественно-исторического процесса чрезвычайно разнообразны. В современной социальной философии теории, придерживающиеся прогрессистского варианта, представлены в двух видах: формационная теория и теория стадий роста. Сторонники прогрессистского подхода исходят из трех основных принципов:

1) признается прогресс в историческом развитии;

2) в качестве критерия прогресса выбирается материальная сфера общества, а не духовная;

3) Европа (Запад в целом) рассматривается как идеальная (образцовая) модель прогрессивного развития.

В качестве критерия развития общества философы выбирали различные стороны общественной жизни. Вначале внимание уделялось развитию духовной стороны культуры. Так, на­пример, в концепции Гегеля история развития человечества - это путь к политической свободе. Маркс как философ обратился к материаль­ной стороне жизни общества, анализируя пути достижения экономи­ческой свободы. К. Маркс, являясь создателем теории формационного развития, выделял в истории пять общественно-экономических формаций (през. 11, слайд 3). ФОРМАЦИЯ – это этап общественного развития, в основе которого лежит определенный способ производства. Развитие формаций – объективный процесс, независящий от человека. Маркс называет его «естественно-историческим процессом» (през. 11, слайд 4).

Согласно Марксу, способ производства – это совокупность производительных сил и производственных отношений. В основе производственных отношений, по Марксу, лежат отношения собственности. Противоречие производительных сил и производственных отношений разрешается через классовую борьбу.

Формационная теория стала одной из наиболее распространенных в ХХ веке.

В начале 90-х годов большинство российских исследователей общества и его развития изменили парадигму исследований, перейдя от марксизма к теориям социальной стратификации. Общество стало рассматриваться как многомерное, иерархически организованное социальное пространство, в котором социальные группы и слои различаются между собой степенью обладания собственностью, властью и статусом. Основными критериями расслоения рассматриваются экономический, профессиональный, властный, а также степень адаптации к трансформационным процессам и самоидентификация. Отказываясь от классового подхода в пользу стратификационного, многие исследователи непоследовательны и по-прежнему говорят о «среднем классе», рабочем классе, классе собственников и классе наемных работников.

Немарксистские концепции исторического развития нередко принимали идею исторического прогресса, а материальные факторы усматривали в технологии (У. Ростоу, Р. Арон, Д. Белли др.).

В ХХ веке одной из распространенных является теория стадий роста. (У.Ростоу).

СТАДИЯ РОСТА – этап общественного развития, связанный с определенным уровнем развития промышленности, техники и науки.

Стадиальная теория в качестве критерия прогресса выбирает развитие науки и техники и выделяет стадии развития общества (през. 11, слайд 5).

Иной взгляд на развитие истории представлен Н.Я.Данилевским – основоположником цивилизационного подхода. Он отрицал общие закономерности развития общества, исходя из того, что это развитие осуществляется параллельно несколькими социально-историческими организмами, складывающимися на основе общности культуры (культурно-исторические типы).Цивилизационный подход (О.Шпенглер, А.Тойнби) исходит из трех принципов:

1. В общественно-историческом развитии в целом прогресса не существует. О нем можно говорить по отношению к отдельной культуре, которая, как и любой живой организм проходит стадии рождения, расцвета, гибели.

2. Развитие культуры и цивилизации связано не с экономикой или техникой, а в первую очередь с религией. Именно тип религии определяет своеобразие общества и логику его развития.

3. Не существует идеальной модели развития, каждое общество и культура самоценны. (през. 11, слайд 6).

Отметим, что в существующих концепциях общественного развития есть свои сильные и слабые стороны. Но универсальной схемы общественно-исторического процесса пока не существует.

Вопросы для самопроверки (Презент. 11, слайд 7):

1. Перечислите основные характерные черты общества.

2. В чем содержание материальных и духовных, экономических и производственных составляющих общество?

3. В чем суть прогресса и регресса?

4. Каковы основные формы общественного развития?

5. Перечислите принципы прогрессистского подхода.

6. Чем отличается формационный подход от цивилизационного?

 








Дата добавления: 2014-11-30; просмотров: 2225;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.