Истина как философская проблема.
Результатом процесса познания выступают знания. Знание, соответствующее действительности, называют истиной. По своему содержанию истина объективна, т.е. независима от познающего ее субъекта. По своей форме истина всегда субъективна, так как вне сознания ее не существует. Одно из первых определений объективной истины было дано Аристотелем: познание истинно, когда оно соответствует существующим вне сознания вещам и их связям. Кант выявил проблему противоречивости самого понятия истины, отметив, что признаками объективности истины являются всеобщность и необходимость, но сама истина субъективна, поскольку является формой деятельности субъекта. Истина долгое время рассматривалась как законченное состояние, в котором достигается полное знание предмета. Гегель показал, что истина - не застывшая система, а процесс все большего совпадения предмета с отражающим его понятием, причем истина предполагает и изменение самого предмета в процессе познания.
Истины имеют свою форму по характеру отражаемого объекта, по видам предметной реальности, по степени полноты освоения объекта и др.:
Предметная истина (отражение потока информации, идущей от материальных систем);
Экзистенциальная истина (представления о духовно-жизненных ценностях людей);
Концептуальная истина (понятие «истинности»);
Операциональная истина (методы и средства познания);
Истины повседневного знания и религиозные истины;
Относительная и абсолютная истины (Презент. 10, слайд 1.)
Для деятельности человека нужно знание объективно-истинное и доказанное. Достоверность предполагает наличие критерия, позволяющего выявить объективную истинность знания.
Дата добавления: 2014-11-30; просмотров: 1583;