Концептуальное оформление истины.
В современной философии выделяются три концепции истины:
· концепция соответствия, согласно которой истинными являются высказывания, соответствующие действительности;
· когерентная концепция истины, в соответствии с которой высказывания должны быть непротиворечивыми и доказательными;
· прагматическая концепция истины, в которой истинность и ложность суждений проверяются на практике.
Все эти концепции истины не противоречат друг другу, а являются взаимодополняющими (Презент. 10, слайд 2).
Некоторые философы считали в прошлом и считают в настоящем, что нельзя найти прочного основания, с помощью которого можно было бы решить вопрос об объективной истинности знания, поэтому склонялись и склоняются к скептицизму и агностицизму.
Другие философы полагали, что достоверность всего человеческого знания можно доказать путем выведения его из небольшого числа всеобщих положений, истинность которых самоочевидна в силу их ясности и отчетливости; противоречие им просто немыслимо. Однако таких самоочевидных положений, не требующих доказательства, в действительности нет, а ясность и отчетливость мышления – слишком зыбкий критерий для доказательства объективной истинности знания.
Современная наука не склонна принимать в качестве самоочевидных никаких теоретических положений, она подвергает сомнению любое утверждение, считавшееся ранее святыней, и, наоборот, выдвигает в качестве исходных принципов совершенно немыслимые утверждения, не уповая на их самоочевидность. Новые положения, как правило, кажутся необычными, далеко не самоочевидными.
Таким образом, ни чувственное наблюдение, ни самоочевидность, ясность и отчетливость всеобщих положений не могут служить критериями истинности знания.
К. Маркс обратил внимание на недостаточность попыток найти критерий истины в рамках субъекта: последовательный материализм сталкивался здесь с явным преувеличением роли субъективного; из этого круга не выводили ни прежний материализм, замыкавшийся в чувственности и оказывавшийся созерцательным, ни идеализм с его рационалистическим активизмом. Встала задача найти такой критерий, который, во-первых, был бы непосредственно связан со знанием, определял бы его развитие, и в то же время сам бы им не являлся; во-вторых, этот критерий должен был соединять в себе всеобщность с непосредственной действительностью. Таким феноменом оказалась ПРАКТИКА – это целенаправленная предметная деятельность по преобразованию действительности.
Дата добавления: 2014-11-30; просмотров: 935;