Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства
Для ведения ЛПХ могут использоваться земельные участки как в черте поселений {приусадебный земельный участок), так и за чертой поселений {полевой земельный участок). И тот и другой участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, однако возведение жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений разрешается только на приусадебном земельном участке. На полевом земельном участке возведение зданий и строений не допускается.
Права на земельные участки подлежат обязательной государственной регистрации (не путать с регистрацией ЛПХ) в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»1. Лишь после такой регистрации граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства. Естественно, это касается тех граждан, которым земельные участки предоставлены (либо которые приобрели земельные участки по гражданско-правовым сделкам) после введения в действие Закона «О личном подсобном хозяйстве».
Данный Закон воспроизводит норму ст. 33 ЗК РФ о том, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков для ведения ЛПХ, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В ЗК РФ речь идет только о предоставлении земельных участков из указанных земель. Однако граждане могут приобретать земельные участки для ведения ЛПХ у других граждан (в порядке купли-продажи, дарения, наследования). Нормирование этих участков Кодексом не регулируется.
До вступления в силу Земельного кодекса РФ земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства могли быть закреплены за гражданами на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного бессрочного пользования. После введения в действие Кодекса предоставление земельных участков на указанных правах гражданам не допускается. Но на ранее выделенные в пожизненное наследуемое владение или в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки для ведения ЛПХ граждане вправе зарегистрировать право собственности, за исключением случаев, когда такой участок не может предоставляться в частную собственность (п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
В отличие от Земельного кодекса РФ, который, как отмечено выше, вводит нормирование предоставления государственных или муниципальных земель в собственность граждан, Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» (ст. 4) ограничивает максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих ЛПХ. Этот максимальный размер устанавливается законом субъекта Федерации, например, в Республике Карелия он равен 5 га, в Республике Коми — 15 га, в Волгоградской области — 5,5 га.
При наличии у гражданина нескольких земельных участков для ведения ЛПХ, общий размер которых будет больше установленной максимальной площади, производится отчуждение части участков, превышающих максимальный размер, в течение года со дня возникновения прав на эти участки. Граждане, желающие сохранить указанные земельные участки в полном объеме, должны в этот же срок зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей или создать и зарегистрировать крестьянское (фермерское) хозяйство (п. 5 ст. 4). Данная норма вызывает много вопросов.
Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» ограничивает максимальные размеры земельных участков, находящихся в собственности, однако площадь земельных участков, находящихся в аренде у одного арендатора, не ограничивает (ст. 4 и 9). В Федеральном законе «О личном подсобном хозяйстве» ограничения касаются участков, находящихся не только в собственности, но и на ином праве. Для граждан «иное право» — это право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения либо право аренды. Но «отчуждать» такие участки граждане не могут, так как не являются их собственниками. Следовательно, речь может идти лишь об отказе от прав на участки, находящиеся в пользовании и владении, либо о расторжении договора аренды, а не об «отчуждении» участков. Применение этих норм может вызвать споры на практике.
К обязательствам граждан, ведущих ЛПХ на земельных участках, превышающих установленные максимальные размеры, вероятно, могут в соответствии с п. 4 ст. 23 ГК РФ применяться правила Гражданского кодекса об обязательствах, связанных с предпринимательской деятельностью. В частности, граждане, ведущие ЛПХ, могут нести в этом случае повышенную (без вины) ответственность по заключенным ими сделкам. И напротив, если ЛПХ ведется на земельных участках, размеры которых не выходят за максимальные пределы, то норма п. 4 ст. 23 ГК РФ к таким гражданам не применима независимо от того, какой доход они получают от хозяйства. Этот вывод следует из прямого указания Закона о непредпринимательском характере деятельности по ведению ЛПХ и из того обстоятельства, что граждане не нарушают действующего законодательства о нормировании земельных участков, используемых для данных целей.
Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством. Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», устанавливающий особенности оборота таких участков, на земельные участки для ведения ЛПХ не распространяется.
Дата добавления: 2014-12-13; просмотров: 887;