Период поздней схоластики (конец 13 -14 вв.)
Короткий золотой век расцвета схоластики сменяется периодом упадка и кризиса средневекового теологического мировоззрения.
Представители: Д.Скот, В.Оккам, Мастер Экхарт, Иоханн Таулер, Иоганн Рейсбрук.
Содержание этапа:
• Томизм, как господствующее течение, признанное официальной церковью, постепенно теряет свои позиции, исчезает интерес к человеку как личности;
• Усиливаются материалистические тенденции внутри самой схоластики, появляются новые течения: скотизм и оккамизм;
• Усиливаются иррационалистические мотивы и мистические тенденции внутри теологии.
Скотизм. Суть этого течений в критике томизма с позиций платонизма и аристотелевского дуализма с явной тенденцией к материализму, а в теории познания к эмпиризму и сенсуализму. Согласно Д.Скоту, все существующее (кроме Бога) слагается из материи и формы. Материя сама по себе везде одна и та же. Она - всеобщий субстрат. Ей присуще бытие и деятельность независимо от формы. Материя предшествует форме. Отсюда получается, сто материальны и душа, и ангелы.
Высшей реальностью, согласно Д.Скоту, обладает именно единичное, индивидуальное, конкретное (номинализм).Поэтому опыт является основой познания (эмпиризм). Знание происходит из ощущений (сенсуализм). Рассудок - лишь активное начало интеллекта.
Оккамизм. Суть учения В.Оккама в методологической установке не умножать сущностей, т.е. не принимать общие понятия за сущности, обладающие таким же бытием, каким обладают единичные вещи. Отсюда знаменитая «бритва Оккама». В 1324 г. это учение было осуждено, а его автор отлучен от церкви.
Оживление иррациональных мотивов и усиление мистических тенденций в средневековой философии связано с именами Мастера Экхарта, Иоханна Таулера и Иоганна Рейсбрука. Эти философствующие теологи исправляли грубый рационализм схоластики.
2. Основные черты средневековой философии:
1. Тесная связь со Священным писанием, которое являлось исчерпывающим знанием о мире и человеке.
2. Философия, основанная на традиции и текстах Священного писания, была догматична и консервативна; ей был чужд скептицизм.
3. Философия теоцентрична, поскольку определяющей реальностью всего сущего была не природа, а Бог.
4. Философский формализм, понимаемый как склонность к застывшим, «окаменелым» формулам, был основан на искусстве толкования и интерпретации текста.
5. Креационизм - главный принцип онтологии, а откровение - главный принцип гносеологии.
Развитие философской мысли Запада и Востока до XIV в. шло разными путями: на арабском Востоке и в части Испании, покоренной арабами, философия менее находилась под воздействием религии, чем в Европе и Восточной Азии. Арабская и арабоязычная наука в этот период ушла далеко вперед по сравнению с европейской. В Китае наука была тоже более передовой, чем в Европе, хотя влияние религии было весьма сильным. Ряд арабских философов создавал свои труды в русле научно-философских традиций, рожденных античным гением Демокрита - его учением об атомах, пифагорейской математикой, идеями Платона, философским и естественнонаучным наследием Аристотеля, особенно его системой логики.
В европейской философии материализм в средние века не получил такого распространения и влияния на культуру как на востоке. Господствующей формой идеологии была религиозная идеология, которая из философии стремилась сделать служанку богословия.
Дата добавления: 2014-11-30; просмотров: 1088;