Сущность человека - душа. Этика Сократа
Человек состоит из тела и души, но душа – важнее, считает Сократ. Душа реализуется в познании, недостаток последнего есть невежество. Философ был сторонником этического реализма, согласно которому:
• любое знание есть добро;
• любое зло, порок совершается от незнания.
Тело человека не довлеет над его душой, оно является инструментом души. Развивая добродетели (мудрость, справедливость, умеренность), человек достигает гармонию души и тела (калокагатию). А это означает, что человек становится свободным.
Счастье (благо) – гармония тела и души.
1.3.4. «Майевтика» Сократа
Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы - диалога. Искусство диалога («диалектика») у Сократа получило название "майевтика". Суть майевтики не в том, чтобы давать готовую истину, а в том, чтобы с помощью логических приемов, наводящих вопросов подводить собеседника к самостоятельному нахождению истины. При этом Сократ выделял три этапа: дисквалификациясебя и собеседника (отсюда афоризм "Я знаю, что ничего не знаю"), ирония, рождение мысли.
Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н.э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом — цикутой. Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:
• ввел диалогический метод нахождения истины — путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;
• воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых "сократических школ".
1.3.5. Платон – автор концепции идей
Платон (427 - 347 гг. до н.э.) – ученик Сократа, основатель собственной философской школы — Академии, основоположник идеалистическогонаправления в философии (так называемая «линия Платона»). Главные положения идеалистического учения:
• материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;
• окружающий мир («мир вещей») также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;
• реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);
• чистые идеи истинны, вечны и постоянны;
• идеи можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности.
Вещи не рассматриваются Платоном только в их привычном для нас чувственном существовании. Для каждой вещи фиксируется ее смысл, идея, одна и та же для любой вещи данного класса вещей. Есть множество лошадей (гнедых, вороных и т.д.), но у всех у них есть один и тот же смысл – «идея лошади». Идея - это то самое единое, которое составляет суть многого.
Дата добавления: 2014-11-30; просмотров: 2071;