Культура и религия народов Сирии и Финикии.
Главное культурное достижение - финикийское письмо. Первое письмо – протобиблское (слоговое линейное). Там около 100 знаков. Чуть усложнили – и вот уже слогове письмо в 30 знаков (Угарит, XIV век). Именно финикийское (хотя долго считалось семитским). Для умников: по сути квазиалфавитное (потому что многие звуки и фонемы просто отсутствуют). В целом культура сильно опирается на Месопотамскую. Очень большие дворцы, украшены в шумерском духе. В Финикии особое внимание – фортификации. Крепости. Финикийцы хороши в резке по кости, очень хорошие портреты и графика. «Золота чаша с охотничьей сценой» из Угарита (очень круто передано движение). Хорошие географы и математики. Так популярны, что даже Фалеса считают выходцем из Финикии. Их пантеон со временем развился. У каждого города – покровитель. Адонис («сады Адониса»), Баал, Мелек (Молох), Мелькарт и Астарта. «Библейское время». Большинство ветхозаветных книг – тогда. Исайия, Иезекииль, Иеремия. Неясно, что за «культура Сирии» (в городах Алалахе, Эбе).
34. Израильско-Иудейское царство и его распад. «Вавилонское пленение».
1. Семиты, семитская ветвь. На месте – XIII в. (до этого – мытарства в пустыне и Египет).
2. Союз 12 племён. Придя в Палестину, потеснили ханаанеев. Там оседают, но государство только с XI в. (основной стимул – войны с филистимнянами – см. воп. 34). Первый царь – Саул. Терпит сокрушительное поражение от филистимнян и кончает с собой. На его месте – Давид (1000-965). Присоединяет Иерусалим, заключает мир с филистимнянами. Укрепляет государство: новый аппарат управления, перепись населения, общая централизация. Младшего сына зовут Соломон (965-935). Строит Храм, отстраивает города и ставит новые. Для этого увеличиваются налоги, вводится тродовая повинность для всего населения, что ведёт к росту недовольства. Усложняется обстановка вовне – возникает Дамаск. Происходит раскол: Иудея и Израиль. В 930 по ним проходится египетское войско (фараон Шешонк). Затем медленно гниёт и попадает под Ассирию.
После разгрома Ассирии Иудея восстанавливает на короткий период независимость. Царь Иосия (640-609) – последняя попытка возродить величие: расширение владений, ряд реформ 622 года, чтобы снять соцнапряжённость. Реформы: общ: централизация культа + соц: кабальные отпускаются через 6 лет (подтвреждение Библейских правил) и им даётся некоторый капитал в дорогу. Но к концу правления Иосии – Египет усиливается настолько, чтобы заняться ПА (см. Саисское возрождение). После битвы при Мегиддо 609 года (Битвы при Мегиддо было 2: одна – Тутмос III в 1503/4 громит антиегипетскую коалицию. Другая – эта) Иудея подчиняется Египту. В 587 переходит к Вавилонии. Там – депортация иудеев в Вавилон (политика переселений – «насаху»: враждебное окружение – восстание исключено), продолжающаяся до прихода персов. Персы отпускают и восстанавливают Иерусалим как привилегированный город (см. раздел Империя воп. 5).
3. Экономика: Торговля. В основном, ремесло, но большое значение имеет с/х. Очень силён частный сектор. Царская земля – для раздач чиновникам.
4. Соц.: Основные группы: светская аристократия, духовная, «дети земли» (общинники – ополчение, налоги, трудовая повинность), чужеземцы (ограничены в правах). Рабы (число незначительно). Пророческое движение VIII-VI вв.: пророки ужасаются современной картиной жизни и надежды свои возлагают на Спасителя. Ссылаясь на их идеи, проводят реформы (см. выше).
5. Источники: пророк Иеремия.
Дата добавления: 2014-12-12; просмотров: 993;