Материализм и идеализм - два основных направления в философии
Решение вопроса об отношешии мышления к бытию не легкое дело. Над этим бились многие крупнейшие мыслители. На протяжении истории было создано немало оригинальных философских теорий, систем, существовало и существует множество различных философских направлений и школ, между которыми шла и идет ожесточенная борьба по вопросу об отношении мышления к бытию.
Однако как бы ни различались между собой многочисленные философские теории и системы, школы и направления, все они делятся на два больших лагеря - материалистический и идеалистический. В основе этого деления лежит определенное решение основного вопроса философии.
Те философы, которые признают первичным природу, материальное бытие, а сознание, идеи, мысли, понятия, взгляды людей рассматривают вторичными, производными, как свойство природы, материального бытия, образуют лагерь материалистов. Философы же, которые считают первичным сознание, дух, а природу, материальную действительность рассматривают как результат творческой деятельности этого сознания, духа, образуют лагерь идеализма.
"Ничего другого, - пишет Энгельс, - первоначально и не означают выражения: идеализм и материализм..." *.
* К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, стр. 283.
Ограниченные люди с мещанской моралью связывают с материализмом все пороки людей, в том числе тщеславие, жадность к деньгам, скупость, алчность. Реакционеры всеми силами старались и стараются оклеветать материализм. Идеализм же, наоборот, они стараются превознести, возвысить. С точки зрения филистера, человека ограниченного, идеализм представляет собой веру в добродетель, любовь ко всему человечеству и вообще веру в "лучший мир". Больше того, вера в поступательное движение человечества тоже будто бы является идеализмом. Если у человека имеются "идеальные стремления", он, стало быть, идеалист. Но так как всякий мало-мальски нормально развитый человек имеет "идеальное стремление", то, - иронизирует Энгельс, - "непонятным остается одно: как вообще могут быть на свете материалисты" **. Материализм в истинном его значении не отрицает "идеальных стремлений", он лишь научно объясняет их происхождение, исходя из материальных условий жизни общества.
** Там же, стр. 290.
Материалисты, опираясь на достижения науки и практики людей, правильно исходят из признания первичности материального бытия, вне нас существующего мира, и рассматривают ощущение, мышление, сознание как продукт этого мира. Однако всестороннее научное обоснование происхождения и сущности сознания, диалектического взаимоотношения материального и идеального, общественного бытия и общественного сознания дано относительно недавно, в середине XIX в. Марксом и Энгельсом. Естественнонаучное подтверждение материалистического решения вопроса о взаимоотношении физического и психического, сознания и бытия дано в исследованиях великого русского ученого И. П. Павлова и его последователей.
Идеалисты вопреки достижениям науки, техники и практики общественного развития защищали и защищают заведомо ложные, неправильные положения о природе мира и характере его развития.
Если с течением времени материалистическая философия все глубже и полнее вскрывает закономерности объективного мира, то идеалистическая философия становится все более реакционной, антинаучной, смыкающейся с религией.
В истории философии существовали различные виды материализма и идеализма.
Основными историческими формами материализма были, во-первых, наивный материализм древнего мира, главным образом Египта, Вавилона, Индии, Китая, Древней Греции и Рима; во-вторых, метафизический материализм XVI I - XVI11 - первой половины XIX вв; в-третьих, материализм русских революционных демократов XIX в.; в-четвертых, диалектический материализм.
Каждая из форм материализма имеет свои особенности, характерные черты. В то же время между всеми формами материализма существует тесная связь, единство. Все они исходят из признания первичности материального мира и вторичности сознания, все они признают вечность и несотворимость материального бытия, его развития, движения в пространстве и времени. На протяжении всей истории философии развитие материализма проходило и проходит в тесной связи с трудовой, производственной деятельностью и научным познанием, с борьбой против религиозно-идеалистического мировоззрения. Кроме того, каждая из последующих форм материализма более глубоко и всесторонне по сравнению с предыдущей формой вскрывает закономерности природы и общества, т. е. выражает поступательный характер развития материалистического мировоззрения. Высшей исторической формой материализма является диалектический и исторический материализм, созданный Марксом и Энгельсом, развитый и поднятый на новую ступень В. И. Лениным.
Главными разновидностями идеализма являются, во-первых, объективный идеализм и, во-вторых, субъективный идеализм. Объективный идеализм исходит из признания первичности духовного мира, мира идей, чистой мысли, мирового разума, а мир вещей, растительный и животный мир, людей с их чувствами и мыслями рассматривает лишь как порождение духовных сил, как различные проявления этих сил. Объективный идеализм в своих суждениях о мире идей, порождающем мир вещей, о мировом разуме, творящем природу и общество, близок к религиозным утверждениям о сотворении мира и человека сверхъестественной божественной силой.
В истории философии наиболее видными представителями объективного идеализма были древнегреческий философ Платон, немецкий философ нового времени Гегель.
Субъективный идеализм признает первичным человеческие ощущения, человеческое сознание, а вещи, предметы, материальный мир рассматривает как комбинацию этих ощущений, как порождение и результат творческой деятельности субъекта. Виднейшими представителями субъективного идеализма были английский философ Беркли, немецкий философ Фихте, австрийский физик-философ Э. Мах. Современные буржуазные философы в своем большинстве выступают как субъективные идеалисты.
И та и другая разновидность идеализма превратно решает вопрос об отношении мышления и бытия, духа и природы, признает основу мира в духовном начале, - различие между ними касается лишь понимания этого духовного начала.
Таким образом, в зависимости от решения первой стороны основного вопроса философии все философы делятся на два основных лагеря - материалистов и идеалистов, между которыми шла и идет непримиримая борьба по всем проблемам философии.
В истории философии были и есть философы, которые пытались и пытаются примирить материализм с идеализмом, подняться выше того и другого. Так, выдающийся французский философ XVII в.
Р. Декарт и многие его последователи считали, что в мире существуют два независимых якобы друг от друга начала: материальная и духовная субстанции. Основным свойством материальной субстанции Декарт объявлял протяжение, а духовной - мышление. В декартовской философии снимается вопрос о том, что первично, материя или сознание. Он выступает как дуалист (от латинского dualis - двойственный). Его учение противоречиво. В области естествознания, говорил Маркс, Декарт развивал глубокие материалистические положения, а в философии выступал как идеалист *. Согласно Декарту духовная и материальная субстанции соединяются в человеке не в процессе естественного развития, а богом, притом, соединившись, они якобы существуют рядом, независимо друг от друга.
* См.: К. Маркс 5 0и Ф. Энгельс. Соч., т. 2, стр. 140.
Большинство философов стремилось к единому, целостному, монистическому мировоззрению, которое в основу всего существующего кладет не два, а одно начало - материальное или духовное.
Дуалистическая философия не составляет самостоятельной третьей линии в философии. В конечном счете представители этой философии примыкают к одному из двух основных направлений - материализму или идеализму. "Материалистическое устранение "дуализма духа и тела ", (т. е. материалистический монизм), - писал В. И. Ленин, - состоит в том, что дух не существует независимо от тела, что дух есть вторичное, функция мозга, отражение внешнего мира. Идеалистическое устранение "дуализма духа и тела" (т. е. идеалистический монизм) состоит в том, что дух не есть функция тела, что дух есть, следовательно, первичное..." **.
** В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 88.
В последней трети XIX и в начале ХХ в. широкое распространение получила философия эмпириокритицизма, основоположниками которой были Э. Мах и Р. Авенариус. Эмпириокритики утверждали, что они преодолевают односторонность, ограниченность и материализма, и идеализма, что они исходят не из материи и сознания, а из критически осмысленного опыта, что в процессе опыта они имеют цело с "элементами", которые по своей природе не физические и не психические, а нейтральные. Эти элементы и составляют основу мира. Они могут якобы выступать в опыте как физические или как психические лишь в зависимости от того, с какой точки зрения их рассматривает человек В своей книге ("Материализм и эмпириокритицизм" В. И. Ленин убедительно показал, что эмпириокритики не преодолевают "односторонности" материализма и идеализма, а ведя борьбу против диалектико-материалистической философии, защищают реакционную субъективно-идеалистическую философию. Под "нейтральными" элементами мира махисты понимали ощущения, а предметы и вещи они, подобно Беркли, рассматривали как комбинацию, комплекс этих ощущений *.
* См.: В.И.Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, гл. I, II, III.
Ленинская критика философии эмпириокритицизма полностью сохраняет свое значение в борьбе против современной буржуазной идеалистической философии, пытающейся так же, как и махизм, выйти за пределы материализма и идеализма, создать третью линию в философии. Так, экзистенциалист (от латин. existentia - существование) К. Ясперс уверяет читателей, что он якобы устранил противоположность между субъектом и объектом, между "Я" и предметом. В основе действительности, по Ясперсу, лежит не материя и не сознание, а нечто третье. Этим третьим является "Всеобъемлющее", которое проявляется то как "сверхъестественное", то как "сознание вообще", то как "дух", то как "мир", то как "разум". Из сказанного видно,что Ясперс и многие другие современные буржуазные философы на словах преодолевают противоположность материализма и идеализма, а на деле защищают и развивают различные идеалистические теории.
Ревизионисты различных групп так же, как и буржуазные философы, стремятся завуалировать противоположность материализма идеализму. Например, югославский философ М. Маркович утверждает, что деление философов на материалистов и идеалистов устарело, потому что у каждого философа имеется своя система взглядов и свое мнение и т. д. В наше время, по его словам, делить философов на материалистов и идеалистов - это значит совершать такую же ошибку, как делить страны на капиталистические и социалистические. Французский ревизионист А. Лефевр полагает, что материализм и идеализм являются совершенно равноправными постулатами, правильность каждого из которых нельзя доказать, а надо допустить как нечто заранее данное. Подлинный диалектический материализм, утверждает ревизионист, не может быть отнесен к лагерю материализма, так как он якобы объединил в высшем синтезе как материализм, так и идеализм и встал над ними. Подобные идеи отстаивают и другие ревизионисты (Р. Гароди), желая смазать противоположность и непримиримость не только материализма и идеализма, но и социалистической и капиталистической систем.
В истории философии были и такие философы, которые снимали основной вопрос философии тем, что объявляли мысль материальной, отождествляли сознание с материей.
Все попытки примирить материализм с идеализмом не дали и не могли дать положительных результатов, так как невозможно отождествить материальное и идеальное, бытие и сознание. Это ведет к путанице, к идеализму или вульгарному материализму.
Вторая сторона основного вопроса философии касается вопроса о том, способен ли человек познать мир или нет. Философы-материалисты, как правило, не сомневаются в том, что мир и его закономерности познаваемы. Они считают, что нет непознаваемых вещей, а есть лишь вещи непознанные, которые с течением времени будут познаны. Диалектический материализм подчеркивает противоречивость и трудности познания. С одной стороны, писал Энгельс, нет непознаваемых вещей, а с другой - мир бесконечен и находится в постоянном развитии. Поэтому между познанным и непознанным всегда будет противоречие, которое разрешается в ходе познания с вступлением в жизнь новых поколений *.
* См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр, 86 - 94, 124; В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 134 - 141.
Познаваемость мира признают и некоторые идеалисты, например, Беркли, Гегель и др. Но их суждения о познании не являются подлинно научными, потому что они исходят из ложного, антинаучного положения - из признания первичности сознания и вторичности природы. Идеалисты могут высказать и развить некоторые ценные мысли о познании, но на идеалистической основе нельзя разработать последовательно научную теорию познания, обосновать пути и средства овладения законами природы, общества и мышления.
Среди философов древнего и нового времени были мыслители, сомневающиеся в возможности познания мира. Этих философов называют скептиками (от греч. skeptikos - критикующий, взвешивающий, быть в нерешительности). По поводу каждого предмета, говорят скептики, допустимы два исключающих друг друга мнения - утверждение и отрицание. Поэтому наши знания якобы недостоверны и нужно воздерживаться от определенного утверждения, а в практике необходимо обеспечить "безмятежность5"0 души, бесстрастное отношение к предметам.
Были и есть философы, которые решительно отрицают возможность познания мира. Таких философов называют агностиками (от греч. "а" - не, gnosis - знание). (Наиболее видными агностиками философии нового времени были Д. Юм и И. Кант.) Все формы и виды скептицизма и агностицизма опровергаются как достижениями науки и техники, так и практикой общественного развития.
Дата добавления: 2014-12-11; просмотров: 3859;