Проблема сущности мира в истории философии
Как отмечалось, раньше, в философии отношения «человек – мир» выступает как ее основная проблема. Поэтому, рассмотрение вопроса о природе и сущности человека предполагает необходимость рассмотрение вопроса о природе и сущности мира. Ведь человек живет в мире, который выступает в качестве объективной предпосылки, условий, в которых стало возможным само появление человека, его развития. В истории человеческой мысли, на различных этапах истории вопрос о природе и сущности мира решался по-разному. Наиболее важными концепциями о природе и сущности мира явились мифологическая, религиозная, научная, философская. Исторически первой была мифологическая картина мира. Она сформировалась в период становления человека как субъекта социальной деятельности. С тех пор, как человек выделился из животного мира и начал осознавать свое место в нем и отношение к нему, перед ним встал вопрос о том, что же представляет собой окружающий его мир.
Проблема сущности мира – это онтологический вопрос, предполагающий оперирование такими понятиями, как «сущность», «субстанция», «существование», «бытие», «небытие» и т.д. Категория материи является фундаментальным философским понятием, как и бытие.
В ходе формирования философии складывалось и понимание сущности мира, которое неразрывно связано с пониманием материального. На пути своего формирования категория «материя» прошла несколько этапов. В античности материя отождествлялась с той или иной природной стихией (наивным материализм). Вторым этапом, можно считать отождествление материи с атомами, веществом, с комплексом их свойств. Она предстает как вещественный
субстрат, как нечто такое, что само по себе вещественно, материально, но чувственно не воспринимаемо. С точки зрения Демокрита, материя – это совокупность бесконечного числа атомов – мельчайших неделимых частиц. Они отличаются друг от друга своими формами, величиной, положением и порядком. Все атомы непрерывно перемещаются в пространстве. Различный характер взаимодействия между атомами приводит к различному качественному «оформлению» существующих в мире вещей, их многообразию. Атомистическая модель материи, в основе которой лежат представления о дискретности материи, находит свое продолжение в натурфилософии и естествознании. Идея дискретного строения материи пользовалась авторитетом в науке вплоть до начала XX в.
Третий этап развития философского понимания материи связан с появлением механистического или метафизического материализма. Во многом это объясняется тем, что со времен Декарта механика считалась самой совершенной наукой. В этот период разрабатывается понимание материи как субстанции-тела, с единственным свойством – протяженностью. С точки зрения Декарта, материя не имеет предела деления, она есть сама природа, «универсум» – гигантский механизм, в котором кругообразное движение различных по своей величине частиц материи осуществляется под влиянием божественного «первотолчка» по законам механики.
Четвертый этап формирования категории «материя» связан с тем, что было установлено, что атом на самом деле не является мельчайшей неделимой частицей. Он делим, что подтверждалось открытием электрона. Кроме этого, физиками было открыто такое состояние материи, которое принципиальным образом отличалось от вещества. Эта физическая реальность, названная полем, имела свойство вполне самостоятельно перемещаться, независимо от объекта, с которым связывалось существование этого поля. Речь шла о совершенно новом виде материи, которого не знали в прошлом.
В силу невозможности объяснить новые открытия с помощью атомистической теории в конце XIX – начале XX в. в физике возник кризис. Его преодоление было сопряжено с ломкой старых представлений о материи, связанных с отдельными ее видами, и переходом к пониманию материи как объективной реальности, охватывающей бесконечное многообразие существующих в мире объектов или систем, которые наблюдаемы или могут быть таковыми в потенции.
В философском понимании категории «материя» можно выделить и пятый этап, где эта категория предстает как совокупность многих атрибутов, и которая (в определенной мере) в «снятом» вид содержит указанные выше ее трактовки. Это так называемое субстанциально-аксиологическое представление о материи, которое возникло в середине нашего столетия.
Дата добавления: 2014-12-11; просмотров: 2781;