Неопозитивизм, постпозитивизм.
Неопозитивизм («логический атомизм», «логический позитивизм», «аналитическая философия», «логический эмпиризм») является широко распространенным философским течением. В рамках этого течения были развиты идеи «первого позитивизма» и «второго позитивизма».
Логический позитивизм зародился благодаря взглядам представителей «Венского кружка» (Л. Витгенштейн, Р. Карнап, Ф. Франк, О. Нейрат, Г. Хан и др.).
Общая черта неопозитивизма, чаще всего называемого сегодня «аналитической философией», – детальное исследование языка с целью прояснения философских проблем. Л. Витгенштейн выдвигает принцип верификации – проверка, проверяемость, способ подтверждения, проверка с помощью доказательств, каких-либо теоретических положений, алгоритмов, программ и процедур путем их сопоставления с опытными (эталонными или эмпирическими) данными, алгоритмами и программами.
Начиная с 60-х гг. XX в. наиболее значимыми для логико-методологических исследований становятся концепции постпозитивизма, или, как его иногда называют, «четвертого позитивизма». Продолжая поиски позитивизма в области повышения научности, строгости философии, его представители, наиболее известными из которых являются К. Поппер, Т. Кун.
Взгляды К. Поппера на познание имеют различия с теми, которые свойственны сторонникам неопозитивизма. Эти различия заключаются в следующем:
- неопозитивисты источником познания считали данные чувственного опыта, для Поппера равноправны любые источники познания; Поппер не различает, как это делают неопозитивисты, термины эмпирического и теоретического познания;
- неопозитивисты в качестве критерия размежевания между истинным и ложным знанием выдвигали верифицируемость, т.е. проверяемость, а Поппер фальсифицируемость, т.е. опровергаемость;
- неопозитивисты стремились дискредитировать значение метафизики, а Поппер относился к ней терпимо;
- в качестве основного метода науки логические позитивисты выделяли индукцию, а Поппер – метод проб и ошибок, включающий только дедуктивные рассуждения;
- у логических позитивистов философия науки сводится к логическому анализу языка науки, а у Поппера – к анализу процесса развития знания;
- многие представители неопозитивизма (Р. Карнап, К. Гемпель и др.) допускали применение идеи закономерного к явлениям общественной жизни, а К. Поппер в своих работах «Открытое общество и его враги» и «Нищета историцизма» доказывал обратное.
Все перечисленные выше этапы позитивизма свидетельствуют о поставленной проблеме в науке – это определение критериев научности. В настоящее время философия не имеет всеми разделяемых критериев научности, рациональности и не может полноценно противостоять развитию и распространению псевдо- и лженаучных направлений.
Вопросы для самоконтроля
1. Можно ли отметить общие черты на всех этапах развития позитивизма?
2. Какие три стадии развития проходит человеческий интеллект по О. Конту?
3. В чем отличие принципа «верифицируемости» от принципа «фальсифицируемости»?
План семинарского занятия
Дата добавления: 2014-12-11; просмотров: 2257;