ХОД БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
Советское правительство прилагало все усилия, чтобы с помощью дипломатических средств затруднить нападение Германии на СССР, совершало политический зондаж, выясняя намерения Германии. С этой целью 14 июня 1941 г. было опубликовано сообщение ТАСС. В нем сообщалось, что распространяемые иностранной печатью слухи «о близости войны между СССР и Германией» не имеют никаких оснований. Далее в сообщении отмечалось: «Происходящая в последнее время переброска германских войск, освободившихся от операций на Балканах, в восточные и северо-восточные районы Германии связана, надо полагать, с другими мотивами, не имеющими касательства к советско-германским отношениям».
Сообщение ТАСС не было опубликовано в германской печати, а вот на советских людей, в том числе на военнослужащих, оно оказало расслабляющее влияние.
21 июня 1941 г. немецкий посол в Москве Шуленбург получил телеграмму от министра иностранных дел Германии Риббентропа: «По получении этой телеграммы весь шифрованный материал... подлежит уничтожению. Радиостанцию привести в негодность».
В этот же день советский полпред в Берлине добивался приема у Риббентропа, но не был им принят.
О сроках нападения Германии на СССР сообщали многие наши разведчики.
В последние часы перед нападением Германии на СССР был получен ряд новых данных, неопровержимо свидетельствующих о том, что Германия нападет на Советский Союз утром 22 июня. Германские солдаты Альфред Лисков, Ганс Циппель, Макс Эммендорфер, Франц Гольд, перебежавшие на сторону СССР, сообщали об этом. Информацию подтвердили перебежчики, задержанные Дунайской военной флотилией, экипаж бомбардировщика Ю-88 Герман, Кратц, Шмидт и Аппель, посадившие свой самолет в Киеве. Когда рано утром 22 июня германским войскам был зачитан приказ Гитлера о начале войны, унтер-офицер Вильгельм Шульц бросился вплавь через Буг к советским пограничникам и, будучи смертельно раненым, сообщил им о начале войны.
Историю, как известно, нельзя «переиграть». И факт остается фактом. Вплоть до рокового дня 22 июня советское правительство считало крайне важным соблюдать величайшую осторожность. Меры по приведению советских вооруженных сил в полную болевую готовность были приняты слишком поздно.
Ранним утром 22 июня 1941 г. гитлеровская Германия без объявления войны, нарушив пакт о ненападении, вероломно напала на Советский Союз. Около четырех часов утра тысячи немецких орудий открыли огонь по советским пограничным заставам, войсковым штабам, укреплениям, узлам связи, районам расположения частей и соединений Красной Армии. Одновременно тысячи бомбардировщиков со свастикой на крыльях вторглись в воздушное пространство СССР. Фашистские летчики, до этого бомбившие Лондон и Ковентри, Дюнкерк и Страсбург, Бирмингем и Кале, обрушили бомбовые удары на Киев, Минск, Ригу, Каунас, Севастополь, Житомир и другие советские города.
Лишь в 4 часа утра, когда фашистские войска уже вели бои на территории Советского Союза, Риббентроп передал полпреду СССР в Берлине заявление об объявлении войны.
Вместе с Германией в войну против Советского Союза вступили ее союзники: Италия, Румыния, Финляндия, Венгрия. Правительство Виши разорвало дипломатические отношения с СССР. Япония, прикрываясь нейтралитетом, выжидала удобного момента для нападения.
План «Барбаросса» начал осуществляться на полях кровавых сражений.
Великую Отечественную войну можно условно разделить на три этапа:
- первый этап: 22 июня 1941 г. - ноябрь 1942 г. - начальный период войны;
- второй этап: 19 ноября 1942 г. - конец 1943 г. - коренной перелом в войне;
- третий этап: начало 1944 г. - 9 мая 1945 г. - победоносное завершение войны.
Пресловутая внезапность слишком дорого стоила армии и народу. Игнорируя многочисленные сообщения разведки, дипломатов о подготовке Германии к войне и сроках начала агрессии, Сталин до последнего момента не верил в то, что он обманут. Когда же война началась, советские войска не смогли сдержать немецкого наступления и несли потери, невиданные в истории войн.
В ходе оборонительных операций и отступления летом и осенью 1941 г. Красная Армия потеряла:
стрелкового оружия | - 6,29 млн. единиц |
орудий и минометов | - 101,1 тыс. |
танков и САУ | - 20,5 тыс. |
самолетов | - 10,3 тыс. |
К началу декабря убитыми и пропавшими без вести СССР потерял около 3 млн. человек.
Чтобы не подорвать свой авторитет, Сталин решил «найти» виновников происшедшего. Удар обрушился на командование, штаб и управление Западного фронта. Командующий Западным фронтом Д.Г. Павлов и группа генералов были объявлены виновниками поражения и расстреляны.
За 4 месяца немецкие войска вышли к Москве, Ленинграду, захватили 1,5 млн. квадратных километров нашей земли с населением 74,5 млн. человек.
Стремительное продвижение немцев в 1941 г. привело к тому, что в фашистском плену оказалось 3,9 млн. советских военнослужащих, большинство из которых погибло. Это была цена приказов Сталина, запрещавших отступление. Еще в 1929 г. СССР отказался подписать Женевскую конвенцию по обращению с военнопленными. Всего в плен за годы войны попало более 5,7 млн. человек. Тем же, кто выжил в фашистских лагерях к окончанию войны или вырвался из окружения, предстояли новые испытания: проверки в спецлагерях НКВД, «Смершах» или направление в штурмовые отряды действующей армии. Шпиономания сталинской диктатуры обрекла на гибель десятки и сотни тысяч невинных людей.
Неподготовленные к продолжительной войне в зимних условиях фашистские войска под Москвой потерпели первое с начала Второй мировой войны серьезное поражение. Были проведены успешные контрудары под Тихвиным и Ростовом-на-Дону. Несмотря на это, перелома в войне достичь не удалось. Вопреки возражениям ряда военных, Сталин принял решение о начале в 1942 г. наступления по всему фронту, что привело к катастрофе в Крыму, а затем и на Юго-Западном фронте. В результате враг прорвался к Волге и на Северный Кавказ и был остановлен лишь ценой неисчислимых жертв, террора против своих же солдат.
Перелом в войне был обусловлен рядом причин.
Во-первых, советское командование извлекло серьезные уроки из поражений и неудач начального периода войны. Возросло доверие к военным кадрам, что проявилось в ликвидации института военных комиссаров в августе 1942 г.
Во-вторых, к середине 1942 г. удалось перевести народнохозяйственный комплекс на военные рельсы. Вступили в строй и начали давать продукцию более 1200 эвакуированных промышленных предприятий. В итоге, уже с конца 1942 г. СССР производил больше танков, самолетов, орудий и другой военной техники, чем Германия. Это стало материальной основой победы.
Общеизвестен тезис о ВКП(б) как о воюющей партии. Действительно, 80% ее членов состояли в рядах вооруженных сил, партизанских отрядах или вели подпольную борьбу в тылу врага. Более 3 млн. коммунистов (каждый второй) погибли в борьбе с фашизмом. Однако вплоть до сегодняшних дней фактически нет научного анализа партийного руководства партизанским движением, подпольными организациями. Возглавляемое коммунистами сопротивление на оккупированной территории было действительно массовым и героическим, но наказание за действия партизан, как правило, несло мирное население: старики, женщины, дети. Списывать тысячи их жизней на издержки войны не только безнравственно, но и преступно.
С июля 1941 г. в армии действовал институт военных комиссаров, которым давались широкие полномочия. Однако вчерашние парторги и секретари парторганизаций, одевшие форму со шпалами и ромбами наравне с кадровыми командирами, начали руководить войсками. Их некомпетентность в военном деле еще более усилила неразбериху в начальный период войны, а сумасбродные решения, патологическая подозрительность и доносительство влекли тяжкие последствия. Многие командиры и генералы явились жертвами той обстановки. Не сразу, но и Сталин понял, что пресловутый институт комиссаров победы ему не принесет, что эффективно управлять войсками может лишь командный состав на основе единоначалия. Это обстоятельство вынудило его в труднейший период войны летом 1942 г. ликвидировать институт политкомиссаров.
Но огромное количество партфункционеров не желало расставаться с «авангардной ролью» и идти в атаку наравне с солдатами. Это понимал и Сталин, введя новый институт заместителей командиров по политической части. Став специалистами по организации и пропаганде, партийные руководители (наравне с военными) преуспели в этом. В безоглядной требовательности, нередко доходящей до слепой жестокости, кроется одна из главных причин наших невиданных в истории потерь. Только смерть бойца или гибель соединения могли стать уважительной причиной невыполнения спущенного сверху приказа, далеко не всегда обусловленного хотя бы элементарной целесообразностью. История войны знает сотни примеров, когда командиры начинали заведомо безнадежную операцию с полной уверенностью в ее гибельном исходе. Если на первом этапе войны такую политику можно было объяснить стремлением любой ценой остановить противника, то в завершающий период наглядно проявилась суть античеловеческой сталинской системы. Десятки тысяч солдат погибли, стремясь выполнить приказ о взятии Киева к 7 ноября 1943 г., а чего стоило стремление завершить разгром Германии к первомайским праздникам 1945 г.!
Усиление внимания партийного руководства к экономике сыграло важную роль в том, что народное хозяйство СССР преодолело трудности военной перестройки, но вместе с этим административно-командная система получила мощный импульс для своего развития.
Огромные полномочия по управлению народным хозяйством порождали такие методы партийного руководства экономикой, как субъективизм, волюнтаризм, формализм и компанейщину. Стремление выполнить план любой ценой, не считаясь с затратами ресурсов, физических и душевных сил людей, далеко не всегда вызывалось объективной необходимостью. Пренебрежение к человеку окончательно превратилось в норму жизни.
Поощрение многочисленных движений, инициатив и починов, стремление широко развернуть социалистическое соревнование для раскрытия величайших творческих возможностей советской экономики вели к пропагандированию голого энтузиазма, не подкрепленного материальной заинтересованностью. Это создавало картину интенсивной и эффективной деятельности трудящихся, принижало роль специалистов, инженеров, ученых. Обстановка страха, царившая в стране, произвол и репрессии поддерживали миф о преимуществах социалистической экономики.
Выиграть экономическое противоборство с Германией помогла не только мобилизация всех сил и средств. Согласно «Акту содействия обороне США» (ленд-лиз) Советский Союз получил значительную помощь из-за океана. Только одних автомобилей поступило в Красную Армию более 400 тыс., 2,5 млн. тонн нефти, 15 млн. пар обуви, 4,3 млн. тонн продовольствия. Стоимость помощи по ленд-лизу составила около 11 млрд. долларов. Американская помощь, особенно в начальный период войны, сыграла определенную роль в оснащении армии и перестройке экономики СССР на военный лад.
Дорогой ценой платил советский народ за политику сталинского правительства. За время войны в Красной Армии служило около 31 млн. человек сорока возрастов. На оккупированной территории оказалось около 69 млн. человек. Удельный вес женщин в промышленности достигал в 1942 г. 53%, а молодежи в возрасте до 18 лет - 15%.
Безусловно, велика была роль в войне Верховного Главнокомандующего (без военного образования) «товарища Сталина». Созданный им в 30-е гг. непоколебимый культ «отца народов» едва не рухнул при первых неудачах Красной Армии в июне 1941 г. Свалив вину на других и жестоко их наказав, он самолично возглавил руководство армией. Очередной просчет Сталина привел к тому, что поражения весны-лета 1942 г. стали началом новой трагической страницы истории войны. В который раз, не признавая своей вины и упреждая гнев народа, он поступил привычным ему способом. 28 июля 1942 г. был подписан приказ № 227, более известный как «Ни шагу назад». Суть его сводилась к тому, что вся ответственность за поражения на юго-западном направлении ложилась на трусов и паникеров. Для остановки врага, согласно приказу, формировались заградотряды в тылу каждой армии. Их задача состояла в том, чтобы в случае отступления, паники и беспорядочного отхода частей расстреливать их на месте. Наряду с этим, из трусов и паникеров формировались штрафбаты и штрафроты. Этот приказ не всегда останавливал отступающих, а зачастую способствовал переходу на сторону германских войск и сдаче в плен.
С расширением активных военных действий увеличились льготы военнослужащих. Создание новых воинских формирований способствовало быстрому продвижению офицеров по служебной лестнице. Система материально-бытового снабжения увеличила социальную дистанцию между солдатом и офицером, а также между отдельными категориями офицеров. Увеличение окладов офицерам-фронтовикам, плата за ордена, система аттестатов для семей офицерского корпуса усилили социальную стратификацию общества. Введение в начале 1943 г. погон в армии придало этому процессу внешнее оформление.
Процесс расслоения шел не только по пути увеличения социальных льгот части категорий военнослужащих, но и по пути увеличения бесправия других категорий людей. Это касалось введения института штрафбатов и распределения ролей между привилегированными и непривилегированными воинскими соединениями при организации боевого порядка войск.
Социальная стратификация наблюдалась и в партии. Номенклатура, переводившаяся в состав военных советов, автоматически получала высокие воинские звания вместе с соответствующими привилегиями в виде бесплатной формы, личного оружия, охраны и т.д. Директора крупных заводов и транспортных предприятий также получали высокие воинские звания с платой за них, другие льготы.
Гегемонистские устремления как гитлеровского правительства, так и сталинского встречали справедливый отпор со стороны народов, подвергшихся агрессии. В странах, оккупированных Германией, развернулось мощное движение сопротивления. Ряд эмигрантских правительств (Польши, Чехословакии и др.) имел на захваченных территориях воинские формирования. Параллельно со стихийным антифашистским движением существовало и коминтерновское движение в оккупированных странах. Оно направлялось Москвой и самостоятельной роли не играло. Роспуск Коминтерна в 1943 г. преследовал цель соединить антифашистское и коминтерновское движения, показать самостоятельность национальных секций Коминтерна. На деле зависимость секций Коминтерна от сталинского руководства сохранилась. На территории СССР создавались национальные воинские формирования, которые Сталин стремился, укрепив в ходе боевых действий, в дальнейшем использовать в целях установления марионеточных просоветских режимов.
Народы стремились сопротивляться не только гитлеровской агрессии, но и установлению на их территориях сталинского режима. Это касалось Финляндии, которую Сталин в конце войны хотел вернуть в советскую «семью народов», Прибалтики, Западной Украины и Западной Белоруссии. В ряде мест не обошлось без ведения военных действий.
Поддержка сталинским правительством оккупации в 1943 г. Англией южной половины Ирана путем одновременного ввода советских войск в Северный Иран также не обошлась без сопротивления со стороны местного населения.
Дата добавления: 2014-12-10; просмотров: 1233;