ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ СССР К ВОЙНЕ
Много лет в исторической науке ведется спор о готовности СССР к войне. Одни говорят, что страна и армия к войне были готовы, но вероломное и внезапное нападение фашистов привело к серьезным потерям, заставило отойти от границы и осложнило действия Красной Армии. Другие утверждают, что Советский Союз хотя и вел подготовку к войне, но начал ее поздно, проходила она медленно и к июню 1941 г. не завершилась. Ответственность за это лежит на Сталине, руководстве страны, Наркомате обороны.
Недавно опубликованные документы свидетельствуют, что за три с половиной г., предшествовавших Великой Отечественной войне, в СССР было произведено в 2,3 раза больше боевых самолетов, чем в Германии (23 тыс. против 10 тыс. у немцев). В Красной Армии насчитывалось 22 тыс. танков, тогда как Германия могла выставить только 3582 танка и штурмовых орудий. Советские танки по скоростным данным и технической оснащенности не только не уступали немецким, но и превосходили их. Не уступала Красная Армия и в артиллерии. Немцы имели превосходство в автоматическом оружии, а наличие большого количества автомашин значительно повышало мобильность их войск. Общая численность Вооруженных Сил СССР с начала Второй мировой войны увеличилась в 2,8 раза и достигла 5 млн. 374 тыс. человек. К июню 1941 г. Красная Армия имела 187 дивизий; более 38 тыс. орудий и минометов; 13,1 тыс. танков; 8,7 тыс. боевых самолетов; на Северном, Балтийском и Черноморском флотах насчитывалось 182 корабля и 1,4 тыс. боевых самолетов. Правда, советские войска располагались не только на западных, но и на восточных рубежах, не всегда были полностью укомплектованы личным составом, новыми видами вооружений, автомобилями и инженерной техникой.
Несмотря на это, Гитлер был уверен в успешном завершении «блицкрига» еще до разгрома Англии. Его не пугала индустриальная мощь СССР, техническая оснащенность Красной Армии, огромная территория государства. Уверенность Гитлера в слабости СССР, который располагал большой армией и огромным количеством современного оружия, имела под собой определенные основания.
Германии было известно, что только за 1937-1938 гг. было уничтожено около 40 тыс. офицеров Красной Армии или 11% командного состава, заменены все командующие военными округами и 90% их заместителей, а также начальники родов войск и служб, 80% руководящего состава корпусного и дивизионного звеньев, 91% командиров полков и их заместителей. Всего же, по подсчетам академика Самсонова, жертвами репрессий стали 4-5 млн. военных. Гитлер на совещании в январе 1941 г. сказал: «... Россия должна быть в любом случае разбитой... сделать это лучше сейчас, когда русская армия не располагает руководителями».
Снизился образовательный уровень офицеров. 85% комсостава были моложе 35 лет. При этом только 7% офицеров имели высшее военное образование, а 37% к началу войны не закончили даже средних учебных заведений.
В целом некомплект в Красной Армии составлял 16% должностей сухопутных войск; в ВВС - 32,3% летного состава; на флоте - 22,4% командного состава. До 75% командного состава имели стаж в несколько месяцев. 2/3 солдат в приграничных военных округах были первого года службы, почти половина - призывники 1941 г. (в вермахте такие находились в резерве). Не все приняли присягу и не имели оружия.
Даже начало войны не смогло остановить репрессии. В июне 1941 г. были арестованы участники нового «заговора»: заместитель наркома обороны К.А. Мерецков, нарком вооружения Б.А. Ванников, дважды Герой Советского Союза помощник начальника Генштаба, герой испанской и японской войн Я.В. Смушкевич и многие другие.
Уничтожение опытных командных кадров привело к резкому снижению уровня военно-теоретической мысли. М.Н. Тухачевский, К.Б. Калиновский, А.И. Егоров, В.К. Триандафиллов еще в 30-е гг. разработали теорию глубокой наступательной операции. Использование в качестве ударной силы танков во взаимодействии с пехотой, артиллерией, авиацией и десантом доказало, что успеха можно добиться с меньшими силами и в короткий срок. С 1936 г. в СССР был взят курс на создание крупных механизированных корпусов. Однако уничтожение опытных командных кадров привело к резкому снижению уровня военно-теоретической мысли.
Немецкие военные теоретики быстро усвоили преимущество теории глубокого охвата. Оборонительные планы Красной Армии не учитывали важности прорыва крупных сил противника на большую глубину и строились по-старому, с опорой на линейные формы борьбы.
После устранения из армии носителей передовых взглядов теории и практики военного искусства утвердилась монополия маршалов К.Е. Ворошилова, С.М. Буденного, Г.И. Кулика, известных приверженцев кавалерии. В 1938 г. нарком обороны Ворошилов утверждал: «Красная кавалерия по-прежнему является победоносной и сокрушающей силой и может решать большие задачи на всех боевых фронтах». За 1934-1939 гг. численность личного состава кавалерии выросла на 52%. Не могли не сказаться на состоянии вооруженных сил и другие недостатки военной доктрины. Установка делалась на наступление, 2-й и 3-й эшелоны не имели укреплений, не отрабатывались стратегические планы, взаимодействие, действия в обороне.
Из-за репрессий постоянно происходила перетасовка кадров. Генеральный штаб в течение пяти лет (с лета 1937 г. до лета 1942 г.) поочередно возглавляли шесть военачальников (А.И. Егоров, Б.М. Шапошников, К.А. Мерецков, Г.К. Жуков, Б.М. Шапошников, А.М. Василевский). В ведущем управлении Генштаба - оперативном - только за два с половиной г. (с 1940 по 1942) десять раз менялись начальники.
Ослабили мощь Красной Армии и непродуманные реорганизации. В 1939 г. были расформированы механизированные корпуса, а весной 1940 г. Сталин поставил задачу разработать организацию корпуса с числом танков не менее 1 тыс. В танковых войсках создавалась 61 танковая (375 танков) и 31 моторизованная дивизия (275 танков). В вермахте, для сравнения, была 21 танковая (135-209 танков) и 14 моторизованных дивизий (танков нет). Забрав танки для формирования новых дивизий, оголили пехоту. Одновременно отказались от авиационных армий, что привело к децентрализации использования авиации. Стрелковая дивизия, по мысли Сталина, должна была получить 1204 автомата (в вермахте - 486). То есть планировалось создание слишком многих новых соединений с большим количеством техники и вооружений. Однако укомплектовать их новой техникой и обученным личным составом не удалось. Так, новые части были укомплектованы зенитными орудиями только на 1/3. В западные округа поступили 1540 новых самолетов, однако подготовку на них прошли всего 208 экипажей.
Основное внимание уделялось танкам, артиллерии, авиации, а автомобилей, радио, средств ремонта не хватало. К началу войны в неисправном состоянии находились 1/3 танков, 1/8 самолетов, 1/4 автомобилей.
Планы мобилизации и стратегического развертывания нарушила передислокация в Западную Украину и Западную Белоруссию. Начальник Генерального штаба Шапошников предлагал оставить основную часть войск за старой границей, но Сталин отклонил это предложение. А вдоль новой границы была выполнена только 1/4 работ по возведению долговременных укреплений. Это к тому же отвлекало большие силы и средства от строительства дорог, аэродромов. В результате слабо был оборудован театр военных действий. С предложением начать строительство с легких укреплений, а затем строить тяжелые Сталин не согласился. До 2 млн. военнослужащих в западных округах не имели казарм, парков, классов и занимались не обучением и боевой подготовкой, а обустройством.
Малокомпетентные люди руководили разведкой. Достаточно вспомнить доклад Берии Сталину: «... мы твердо помним Ваше мудрое предначертание: в 1941 г. Гитлер на нас не нападет».
Личное вмешательство Сталина в разработку плана обороны страны привело к тому, что главный удар ожидался на юго-западном (Киев-Донбасс), а не на западном направлении. Не имея военной подготовки, не желая считаться с данными разведки о концентрации германской армии на советской границе, Сталин действовал как упрямый и самоуверенный политик.
Характеризуя причины неудач Красной Армии в начальный период войны, необходимо также отметить качественные преимущества вермахта: боевой опыт, инициативу и хорошую подготовку командиров, психологическое превосходство победителей Европы.
А вот версия о значительном численном и техническом превосходстве германской армии вторжения последними исследованиями не подтверждается. К началу войны у западной границы СССР были сосредоточены следующие силы:
СССР | Германия | |
личный состав | 3 млн. | 3,4 млн. |
орудия и минометы | 39 тыс. | 31,1 тыс. |
танки | 9,5 тыс. | 4 тыс. |
самолеты | 8,5 тыс. | 1,3 тыс. |
Таким образом, качественные преимущества противника, репрессии, просчеты в военном строительстве и подготовке вооруженных сил СССР накануне войны стали основными причинами поражений Красной Армии на начальном этапе Великой Отечественной войны.
Дата добавления: 2014-12-10; просмотров: 1984;