Россия в конце ХVII – начале ХVIII века: предпосылки модернизации
Прежде чем приступить к рассмотрению социально-экономического содержания реформ ХVIII века, необходимо кратко проанализировать их предпосылки, а также задачи, которые предстояло решить России. Вот некоторые из них.
Во-первых, в конце ХVII века экономически Россия значительно опережала Польшу, Пруссию, Турцию, Иран и другие государства Запада и Востока. С точки зрения политической организации Российское централизованное государство шло намного впереди феодально-раздробленных Германии, Италии. Но по сравнению со странами, в которых к тому времени прошли буржуазные революции – Нидерландами (Голландией) и особенно Англией – Россия значительно отставала в области развития промышленности, флота, внешней торговли, и т. д.
Во-вторых, надо было завершить политическое объединение русского народа, почти половина которого находилась еще за пределами Русского государства.
В-третьих, предстояло укрепить границы государственной территории, которые с юга и севера были слишком открыты для нападения. У Швеции предстояло отвоевать восточный берег Балтийского моря, у крымских татар и Турции – выход к Черному морю.
В-четвертых, необходимы были изменения в социально-политической жизни страны, т. к. существовала громоздкая, запутанная система управления страной как по государственной линии, так и по церковной.
С 1652 г. во главе церкви стал митрополит Новгородский Никон, именовавший себя «патриарх всея Руси». Проповедовалось превосходство духовной власти над светской. Привилегии и амбиции патриархов раздражали русских самодержцев.
В-пятых, жизнь требовала переоценки культурных ценностей. ХVII век – век рационализма, век рождения современной (экспериментальной) науки.
Его идеи отражены в творчестве знаменитых философов того времени – Декарта, Гассенди, Спинозы, Локка, Лейбница. Их идеи сводились к тому, что наука, знание – есть вернейшее средство господства человека над силами природы, что государство создано человеком и разумный человек может изменять его по собственному усмотрению, совершенствовать в зависимости от целей, задач, которые стоят перед нацией, страной. Отсюда, государство – это инструмент преобразования общества, вера в человеческий разум, неограниченные силы человека. Появляется новое идеологическое направление – дуализм – учение, отводящее Богу роль первотолчка, зачинателя мира. Далее мир развивается по присущим ему естественным законам, человек их обнаруживает и добивается только исполнения.
Было бы преувеличением утверждать, что Петр I начал возводить Российскую империю на основе европейского философского рационализма, но, несомненно, эти идеи оказывали влияние на его практическую государственную деятельность. Например, царь приказал перевести на русский язык книгу С. Пуфендорфа «О должности человека и гражданина».
Таким образом, в России назревали объективные предпосылки для кардинальных изменений в социально-экономической и других сферах жизни. Как замечает В.О. Ключевский, Петр I, пришедший к власти в 1682 г., застал в русском обществе «преобразовательное настроение». В противовес консерватизму феодальной аристократии реформ требовали значительная часть дворянства и нарождающаяся торгово-промышленная буржуазия.
Решение важнейших задач Петр видел, прежде всего, в ряде внутренних преобразований. Встает вопрос: как этого добиться, какими методами, средствами? Он останавливается на идее «насильственного прогресса», т. е. принуждения в экономической политике. Россия не первая использовала политику меркантилизма (вмешательства государства в частное предпринимательство). Этапы такой политики прошли Франция, Англия, Италия. Отдельные моменты этой политики присущи и правлению Петра.
Дата добавления: 2014-12-08; просмотров: 994;