Россия в XVII веке
В XVI-XVII вв. в Западной Европе начинается процесс модернизации. Идет становление новой формации – капитализма. Вэкономике это выражается в появлении мануфактур (предприятий, где производство основано на разделении труда и на ручной ремесленной технике) и отмене крепостного права. В социальной сфере – в формировании новых классов – буржуазии и пролетариата. В культуре – в распространении идей гуманизма (свободы личности) и протестантизма (направления в христианстве, отколовшегося от католицизма в ходе Реформации в XVI в.). Протестантская этика (правила поведения) сыграла большую роль в становлении европейского предпринимательства (понимаемого в протестантизме как богоугодное дело). Большое значение имело появление в XVII в. современной (экспериментальной) науки.
В политической сфере модернизация находит воплощение в нидерландской (XVI в.) и английской (ХVII в.) буржуазных революциях и развитии парламентаризма. Россию модернизационные процессы практически не задели. Она продолжала развиваться в рамках феодализма. В то же время именно XVII век заложил основы для отечественной модернизации, которая началась при Петре I.
Территория России к ХVII в. расширилась более чем в 2 раза за счет включения новых земель Сибири, Южного Приуралья и Левобережной Украины. Подвиг русских землепроходцев (Витуса Беринга, Семена Дежнева, Ерофея Хабарова и др.), освоивших Сибирь, – яркая страница, вписанная Россией в историю великих географических открытий XV-ХVII вв. На юге Сибири складывались очаги пашенного земледелия, обеспечившие к концу XVII в. хлебом практически всю Сибирь.
К концу ХVII в. Россия занимала 4-е место в Европе по количеству населения (свыше 10 млн. чел.) после Франции (20,5 млн. чел), Италии и Германии. Увеличилось число жителей городов (например, в Москве со 100 до 200 тыс. чел ) и количество самих городов (с 220 до 300).
Результатом развития производительных сил становится массовое мелкотоварное производство (т.е. производство на продажу). Это подготовило базу для распространения мануфактур. Первые мануфактуры возникли еще в XVI в., в ХVII в. их насчитывалось около 30. Существовали частные – посессионные (от слова «посессия» – владение) мануфактуры, владельцам которых государство оказывало помощь землей, лесом, деньгами, и казенные (государственные – Печатный двор, Монетный двор и др.). В отличие от вольнонаемного труда в западных странах, на российских предприятиях применялся труд крепостных и приписных (приписанных к заводу, т.е. тех же крепостных) работников.
В 1649 г. Земский собор принял новый кодекс законов – «Соборное уложение». Этот важнейший юридический документ допетровской Руси четко зафиксировал экономическое положение и социальный статус основных сословий (сословие – социальный слой, обладающий закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями). В течение ХVII в. дворянство активно добивалось превращения поместья в вотчину. Окончательно этот вопрос будет решен при Петре I, «Соборное уложение» пока предусматривало лишь возможность обмена поместьями и поместья на вотчину.
«Соборное уложение» поставило последнюю точку в закрепощениикрестьян: отменялся Юрьев день, а сыск беглых объявлялся бессрочным. Черносошные крестьяне также прикреплялись к земле, а посадское население к своим городам. Государство играло все большую роль в производственных отношениях. Этому способствовали не столько растущие «аппетиты» дворянства, сколько внешнеполитические факторы. Например, на содержание войска тратилось более 60% всех государственных расходов.
Большую роль начинает играть купечество. Развитие торговли объяснялось возрастающим естественно-географическим разделением труда в городе и деревне. Так, Черноземье специализировалось на производстве зерна, Верхнее Поволжье – на скотоводстве, Соликамск – на добыче и переработке соли, Тульско-Серпуховско-Московский район – на металлургии, и т. д. Бояре, дворяне и монастыри стремятся к повышению товарности своих хозяйств. В 1667 г. царское правительство принимает новый, явно протекционистский (направленный на защиту национальной экономики от иностранной конкуренции) Торговый устав, по которому повышались пошлины на импортные товары, а иностранцам разрешалось торговать только оптом и только в приграничных городах. Это способствовало росту отечественного купеческого капитала.
Наличие мелкотоварного производства, мануфактур и крупных торговых состояний в России не привело к складывания буржуазных отношений. Главным препятствием на пути их развития было крепостное право.
Для социальной психологии XVII в. характерны резкие перепады от крайне радикальных настроений, выразившихся, в частности, в довольно масштабных народных волнениях, к желанию стабильности, даже консерватизму.
Новым явлением, отразившим рост царской власти и одновременно ее нестабильность, стало самозванство «сверху» (Лжедмитрий I, Лжедмитрий II) и «снизу»: беглый холоп, казачий атаман И.И. Болотников представлялся не иначе, как воевода того же несуществующего царя Дмитрия, на роль которого претендовали оба Лжедмитрия. С 1600 по 1850 гг. появляются около 100 псевдоцарей.
Но, пожалуй, главным явлением в социальной психологии стало рождениеобщероссийскогопатриотизма. В начале XVII в. Россия переживает один самых сложных этапов своего развития – смуту, время, когда государство могло исчезнуть с политической карты мира. После 7 лет гражданской войны и интервенции у значительной части населения появилось осознание того, что любые личные и групповые интересы (классовые, сословные, территориальные, династические и др.) должны уступить место идее спасения Отечества. В итоге государство выжило и вновь превратилось в мощную европейскую державу.
Процесс централизации государства после смуты начала века находит воплощение в идеолгии. В 1653-1655 гг. патриархомНиконом проведена церковная реформа. Ее целью было введение единообразия в церковные книги и обряды. При этом Никон добивался централизации церкви и власти патриарха не только над мирянами и клиром, но и над царем (за последнее он поплатился ссылкой). Большинство духовенства и мирян приняло реформу. В то же время часть клира (протопоп Аввакум и др.) и населения с ней не согласилась В итоге возникло старообрядчество.
Для многих мирян старообрядчество стало формой социального протеста, причем не только пассивного: восемь лет (с 1668 по 1676 гг.) длилось восстание староверов в Соловецком монастыре; казаки Степана Разина были в основном раскольниками. Общественно-политические взгляды оппозиционных сил если и выходили за рамки религиозных представлений, то ограничивались уровнем обыденного сознания или наивным монархизмом (верой в «доброго и справедливого царя») и критикой отдельных сторон существующих порядков. Последнее, например, мы видим в сатирических повестях (в «Повести о Ерше Ершовиче», где высмеивались судебная волокита и взятки, и др.).
Официальная государственная идеология нашла отражение, например, в первом печатном сочинении по истории России и Украины, написанном киевским монахом Иннокентием Гизелем. Называлось оно «Синопсис» («описание») и использовалось в ХVII - начале XVIII вв. как учебник истории.
Наследником Ивана Грозного стал его сын Федор (1584-1598 гг.). При нем фактически страной правил шурин (брат жены) Ивана IV Борис Годунов, избранный Земским собором на царство в 1598 г.
Это был талантливый политический деятель, пытавшийся продолжить реформы Ивана Грозного, но не такими жесткими средствами. К его заслугам можно отнести ряд дипломатических успехов и попытки развития культурных связей с Западной Европой. Стараясь стабилизировать экономическую ситуацию, Борис дает некоторые льготы дворянам и посаду. В то же время ряд историков считает, что именно при Б. Годунове, примерно в 1592 г., был отменен Юрьев день (формально это решение было закреплено в 1649 г.).
1601-1602 гг. отмечены неурожаями и голодом. Цены на хлеб выросли в 100 раз, люди умирали тысячами, а бояре придерживали запасы зерна. Это переполнило чашу терпения народа. В центре страны вспыхнуло восстание холопов под предводительством Хлопка Косолапа (1603-1604 гг.). Страна погрузилась в пучину смуты. После внезапной смерти Б. Годунова в 1605 г. к власти приходит Григорий Отрепьев, назвавшийся сыном Ивана Грозного Дмитрием. Большинство историков считают, что Дмитрий погиб при загадочных обстоятельствах в 1591 г., а Г. Отрепьев, вошедший в историю под именем Лжедмитрия I, был самозванцем.
Обещание реформ не спасли его от гибели. Вошедший в Москву вместе с польскими войсками, он не мог рассчитывать на поддержку населения России. Прахом его сожженного трупа восставшие в 1606 г. москвичи зарядили пушку и выстрелили на запад, откуда он пришел. Смута – это не только борьба за власть и территорию, но и классовая борьба (восстание под руководством Ивана Болотникова 1606–1607 гг. и др.). До 1612 г. столицу и отдельные районы страны контролируют в разное время русские и иностранные государи и претенденты на престол, отряды поляков, шведов, казаков, восставших крестьян и дворян.
Гражданская война подтачивает государство изнутри и может привести к его гибели, если в обществе не найдутся люди, поставившие интересы страны в целом выше личных и групповых амбиций. В России XVII в. они нашлись. В 1612 г. ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и нижегородским старостой Козьмой Мининым наносит поражение польским интервентам. В 1613 г. Земский собор выбирает царем 16-летнего Михаила Федоровича Романова. В России появляется новая царская династия. Начинается период относительной стабилизации.
Хотя правление царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых считается довольно благополучным периодом, но нередки были вспышки социального протеста. Только за 1630-1650 гг. произошли восстания в 30 городах. Наиболее масштабным выступлением стала крестьянская война под водительством Степана Разина (1670–1671 гг.).
В политической жизни общества ведущей тенденцией становится постепенный переход от сословно-представительной к абсолютной монархии. С 1653 г. прекращается созыв Земских соборов. В Думу попадает все больше бояр, отмеченных не родовитостью, а заслугами перед царем. Выборы пяти царей (Б. Годунова, Лжедмитрия I, В. Шуйского, польского королевича Владислава и М.Ф. Романова) свидетельствуют не о демократизме власти, а о ее временной неустойчивости. Попытка церкви контролировать царскую власть (при патриархе Никоне) также оказалась неудачной. Централизации власти способствовало назначение в уезды воевод, ведавших всеми делами и сменяемых через два года. Для контроля за административным аппаратом создается подчиненный лично царю Приказ тайных дел. Взамен поместного войска наряду со стрелецкими полками создаются полки «нового строя» с пожизненной службой. Названные процессы получают закрепление в ряде юридических документов, прежде всего в «Соборном уложении» 1649 г.
Внешнеполитические задачи в XVII в. оставались прежними: выживание страны, восстановление единства русских земель, выход к морям. Неоднократные столкновения и войны со Швецией и Крымским ханством – вассалом могущественной Турции не решили проблемы выхода России к морю на юге и на севере. Удачнее складывалась ситуация на западе. В 1648 г. начинается освободительная война украинского и белорусского народов под руководством Богдана Хмельницкого против Речи Посполитой. С 1653 г. в нее вступает Россия. Объединенный русско-украинский Земский собор – Переяславская Рада в 1654 г. включает Левобережную Украину в состав России, сохраняя ее автономию: Россия признавала выборность гетмана, местный суд и другие органы самоуправления, подтверждала сословные права украинского дворянства, казачества и крестьянства (например, крепостное право здесь было юридически введено лишь во второй половине ХVIII в.). В состав России возвращались смоленские и черниговские земли, захваченные поляками в начале века.
Таким образом, в ХVII в. заканчивается вызревание главных черт российского феодализма. Основой отечественной экономики является сельское хозяйство, развитие которого носит преимущественно экстенсивный характер. Преобладают внеэкономические формы принуждения, главной из которых становится крепостное право. Землевладение имеет тенденцию к превращению земли в частную собственность феодалов. Однако сами феодалы достаточно зависимы от государства. Их психология, образ жизни в основном связаны с развитием дворянства, т. е. служилых людей, а не наследственных землевладельцев – бояр.
Географические факторы, соседство с азиатскими народами, непростые внешнеполитические условия определили значительные отличия западноевропейского и российского феодализма, для которого стали характерны некоторые черты так называемого азиатского, или восточного, способа производства. Стремление не отстать в военном отношении от соседей приводило к периодическим форсированным рывкам, «догоняющему» развитию.
Постепенно в России складывается довольно жесткая сословная иерархия, на вершине которой находится царь и его ближайшее окружение, сосредоточивающие в своих руках всю полноту власти. Роль демократических институтов падает. Сословно-представительная монархия постепенно превращается в абсолютную (с неограниченной властью самодержца – завершение этого процесса произошло при Петре I). Государство активно вмешивается во все сферы жизни, в т. ч. экономику. В то же время такие особенности развития нашей страны сказываются на консервации некоторых традиций, свойственных племенной и общинной психологии, например, коллективизма. Для сознания большинства людей становится характерна терпимость, в т.ч. и к бюрократии, обратной стороной которой являются небывалые, скажем, для Европы, вспышки социального протеста во время народных выступлений.
Складывание национального рынка, накопление купеческого капитала и появление мануфактур не приводят к зарождению капитализма. Для этого недостает необходимой свободной рабочей силы, независимого от государства слоя промышленных предпринимателей и др. В то же время включение России в европейское разделение труда и необходимость создания боеспособной армии порождают реформаторские настроения в среде российской элиты. Основные направления реформ были разработаны Боярской думой при Алексее Михайловиче. Дело оставалось за энергичным реформатором, которым и стал Петр I.
Дата добавления: 2014-12-08; просмотров: 1227;