Тема 2. РУССКИЕ ЗЕМЛИ В IX–XV ВЕКАХ

1. Древнерусское государство в IX–XII веках

 

Наиболее древние государства на территории будущей Российской империи возникли в двух южных историко-культурных регионах – на Кавказе и в Средней Азии. На территории современной Армении в VIII в. до н.э. складывается государство Урарту. В VI в. до н.э. большая часть Средней Азии вошла в состав древнеперсидской державы.

Этническую основу древнерусского государства составили восточные славяне. Отдаленными предками славян были индоевропейцы, давшие начало грекам, германцам, кельтам, балтам, иранцам, индийцам и другим этническим общностям. Прародину индоевропейцев большинство исследователей связывают с юго-востоком Европы, но есть и иные версии. В течение IV–III тысячелетия до н. э. происходит как освоение новых территорий, так и постепенный распад индоевропейской общности. На рубеже II–I тысячелетия до н. э. предки восточных славян занимают Среднее Поднепровье. В V–VII вв. н. э. складываются союзы племен восточных славян: поляне, древляне, уличи, се­веряне и др. ВIX в. эти союзы объединяются в древнерусское государство.

 

В формировании его эко­номики, внутренней и внешней политики существенную роль играли географические факторы: рав­нинный характер местности, сочетание леса и степи, умеренный климат, наличие мощных водных ар­терий и др. Основу экономики восточныхславян составляло земледелие. Его дополняли скотоводство, охота, бортни­чество. Низкая производительность труда, характер почв и климатические условия (более континен­тальный, чем, скажем, в Западной Европе, климат с большой амплитудой колебания температур, хо­лодной зимой) сказались на прочности крестьянской общины, закреплении в социальной психологии коллективистских начал. Эти черты сохранились и в России, т.к. расширение ее территории в XVI–XVII вв. шло на восток (Урал, Сибирь) – территории с резко континентальным климатом.

Наличие больших незаселенных территорий повлияло на преимущественно экстенсивное (вширь) развитие сельского хозяйства. Тенденция к крестьянской колонизации новых земель прослеживается вплоть до ХVII в. Отсутствие стимулов к интенсификации производства способствовало развитию внеэкономических форм принуждения (крепостное право и др.). В то же время отсутствие перенаселенно­сти помогало снимать остроту социальных конфликтов (наделение помещиков новыми землями, ми­грация крестьянства на окраины) и вырабатывало такие черты социальной психологии, как консерва­тивность, уравновешенность, религиозная и национальная терпимость.

Открытость границ диктовала необходимость постоянной их защиты, что порождало соблазн при­соединения новых территорий (с живущими на них этническими группами). Управление большой тер­риторией требовало увеличения аппарата, бюрократизация последнего и трудность контроля за ним приводили к чрезвычайно жестким мерам дисциплинарного характера, вплоть до репрессий.

 

В IX в. на Руси было около 25 крупных городов, выполнявших роль административных, торговых и ремесленных центров. Особенно славились русские кузнецы, ювелиры и стеклодувы. Все большую роль играла торговля. Не случайно столицей стал Киев, находившийся на пересечении пути «из варяг в греки» (от Балтийского к Средиземному морю) и се­верной ветви «великого шелкового пути», соединившего Европу и Азию.

Постепенно происходит переход от патриархальных производственныхотношений, характерных для первобытного строя и периода военной демократии, к раннефеодальным. Родовая община сменяется соседской – «миром», где в личной собственности находятся средства труда и жилище, в личном владении – пахотная земля, а остальная – в общинном. Верховным собственником на землю является государство, опирающееся на военную силу – княжескую дружину, которая получает от кня­зя часть дани, собираемой с крестьян и горожан. Общинники – крестьяне-смерды – связаны круговой порукой за уплату дани и преступления. Таких свободных общин становится все меньше. На смену им приходят вотчины – владения бояр и князей.

 

Складывается новая социальная структура общества. Господствующий класс феодалов фор­мируется из старой родоплеменной знати и княжеских дружинников. Появляется феодальная иерархия: великий князь – князья – бояре – мелкие вассалы. В рассматриваемый период отношения среди феодалов характеризовались определенным демократизмом: князь был для дружинников (а позже – бояр) первым среди равных.

Часть смердов, живших в вотчине, попадала в зависимость к феодалу и становилась закупами (по­лучали от феодала землю и ссуду – «купу», за которые выполняли повинности), или рядовичами (рабо­тали на боярина по договору – «ряду»), связанными с землевладельцем отношениями отработочной ренты (к XVI в. развилась в барщину) или натуральной ренты (оброк). Кроме того, на феодала работали сравнительно немногочисленные рабы (холопы) и слуги.

В рассматриваемый период на Руси формируется исторически следующая за союзам племен этническая общность – древнерусская народность. Для нее характерны общность языка, религии, культурно-психологического склада, территории, типа хозяйства, определенное политическое единство. В то же время в Киевской Руси славяне мирно соседствовали с балтийскими и финно-угорскими племенами (чудь, весь и др.). Известную роль в отечественной истории сыграли выходцы из Скандинавии – варяги, или норманны.

 

Согласно летописям в 862 г. славянские и балтийские племена, жившие на северо-западе Восточно-Европейской равнины, при­звали княжить трех варяжских князей. Один из них – Рюрик – объединил эти земли под властью Новгорода. В 882 г. его преемник Олег захватил Киев и, объявив его столицей, связал воедино два традиционных центра восточных славян, что и положило начало Киев­ской Руси.

То, что русские земли объединил не русич, а варяг, не раз использовалось как аргумент в идейной борьбе, например, нацистами, для доказательст­ва неспособности славян иметь собственную государственность. Однако к моменту призвания варягов Русь была вполне готова к созданию крупного государства – варяжские дружины ее не завоевали, а были при­глашены. И до, и после Рюрика здесь хватало местных князей. Так, Киев был основан князем Кием в V (или VI в.). В походах варягов активно участвовали и славяне. Да и Рюрик, по мнению ряда современных исследователей, был славянского, а не скандинавского происхождения. Но в любом случае динамичный, воинственный варяжский элемент способствовал военно-политическому сплочению русских земель, а также решению внешнеполитических задач. Варяги не оказали почти никакого воздействия на культурную и хозяйственную самобытность местного населе­ния и вскоре ассимилировались (растворились) в славянской среде.

 

Сплочение государства, укрепление великокняжеской власти требовало изменений в идеологии, господствующей формой которой в средние века была религия. Великий князь Владимир Святославич решил реформировать традиционное язычество (национальная, или этническая религия, от древнерусского языкнарод) и создать единый славянский пантеон богов во главе с Перуном. Однако сильное развитие местных культов и нежелание ряда племен признать Перуна в качестве верховного божества заставили князя провести вторую, более радикальную религиозную реформу. Сравнив исповедуемые в соседних государствах монотеистические (от греч. monos – один, единственный и theos – бог) культы (христианский, мусульманский и иудаистский) и оценив внешнеполитическую ситуацию, Владимир останавливает в 988 г. выбор на христианстве.

Переход от язычества к мировой религии был огромным шагом в культурном развитии Руси, ставшей в один ряд с крупнейшими государствами того времени. От тесной связи с природой и общиной, характерной для язычества, русичи постепенно переходили к осознанию своей связи с Космосом и миром. Вместе с христианством из Византии пришли: каменное строительство, традиции соборности (собрания людей или их представителей для общей молитвы, решения важных жизненных и религиозных вопросов) и симфонии властей (сотрудничества церковной и светской власти), идеи великих греческих философов (Платона, Аристотеля) и отцов церкви (выдающихся богословов и философов Средневековья). Выдающимся памятником древнерусской религиозно-философской мысли XI в. стало «Слово о законе и благодати» первого русского митрополита Иллариона (митрополит – до XVI в. руководитель Русской православной церкви. Назначался патриархом Константинопольским. Первыми митрополитами были греки). В нем Илларион рассуждает о соотношении язычества (закона) и православия (благодати), о роли русского народа в мировой истории.

В связи с развитием письменности и образования появляются произведения светской общественной мысли, например, «Поучения» князя Владимира Мо­номаха. Идеологические представления того времени также нашли отражение в летописях, в частности, в знаменитой «Повести временных лет» (ХII в.).

 

Верховная власть на Руси принадлежала великому князю. Среди потомков Рюрика мы видим на этом посту много выдающихся политических деятелей своего времени: Олега Вещего (умер в 912 г.), Ольгу (945–969 гг.), Святослава (969–972 гг.), Владимира I Святого (980–1015 гг.), Ярослава Мудрого (1019–1054 гг.), Владимира Мономаха (1113–1125 гг.). Административные функции выполняли удельные князья, бояре-вотчинники, дружинники (на них же возлагались и «полицейские» обязанности), слуги и холопы князей и бояр. Важнейшим юридическим документом, регламентирующим действия админи­страции, стала «Русская Правда», принятая Ярославом Мудрым и зафиксировавшая в основном нормы обычного права. Дальнейшее развитие феодальных отношений потребовало дополнить ее так называе­мой «Правдой Ярославичей» (потомков Ярослава) и «Уставом Владимира Мономаха». В последнем, например, подробно оговаривается социальный статус закупов.

На местах наряду с княжеской администрацией действовали элементы местного самоуправления городов и общин – выборные старейшины, народное ополчение, вече и др. К XII в. они утрачивают свое значение везде, кроме Новгородской феодальной республики, Пскова и Полоцка. Наступление феодалов на права крестьян и горожан, административный произвол нередко встречали резкое сопротивление. Вспомним убийство в 945 г. князя Игоря древлянами, недовольными увеличением дани, или полосу восстаний 1068–1072 гг.

 

Соседями восточных славян в IX в. были: на севере – прибалтийские народы, на западе – западные славяне (чехи, поляки, словаки), венгры; на юге – печенеги и хазары; на востоке – государство Волжская Булгария (с тюркоязычным населением, исповедовавшим ислам) и угро-финские племена (мордва, марийцы и др.). Главными соперниками Руси были Булгария, печенеги и Хазарский каганат, которому южнорусские княжества платили дань. В 966 г. дружина Святослава наносит мощный удар по Булгарии и уничтожает Хазарский каганат. После этого основную угрозу с юга стали представлять печенеги, а в ХII в. – тюркоязычные племена половцев. Неоднократно русские князья совершали походы в Византию, что позволило обезопасить торговлю на юге, дававшую средства для строительства городов.

 

Таким образом, в IX–ХII вв. образовалось и успешно развивалось древнерусское государство, в ко­тором родоплеменные отношения активно вытеснялись раннефеодальными. Развитие культуры и экономики, бурное градостроительство, укрепление военной мощи и принятие христианства сделали Киевскую Русь доминирую­щей силой в Восточной Европе и вывели ее в разряд передовых мировых держав.

 








Дата добавления: 2014-12-08; просмотров: 3386;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.