СТРЕЛЬБА ТЯЖЕЛОЙ БАТАРЕИ
Не успел командир батареи закончить стрельбу по минометам, как высоко в воздухе понеслись в сторону неприятеля снаряды другой нашей батареи. Даже в бинокль нельзя разглядеть, куда стреляет эта батарея: ее снаряды падают где-то далеко-далеко в лощине. Это — тяжелая пушечная батарея, она ведет огонь по удаленным целям: большей частью по батареям противника, по штабам, по колоннам, которые приближаются к полю боя. Посмотрим, как она работает.
У нее очень мощные и дорого стоящие снаряды. Поэтому надо принять меры, чтобы использовать их как можно экономнее. Для этого в тяжелой артиллерии все установки для стрельбы нужно определять возможно точнее, то-есть не на глаз или по карте, а путем точных вычислений.
Склоняясь над таблицей и листком бумаги, заполненным математическими расчетами, вычислитель докладывает: «Первой батарее, основное направление, правее 1-23. Дальность 10825».
Точность этих данных во много раз больше, чем в том случае, когда приходится пользоваться буссолью и определять дальность до цели на глаз или приблизительно по карте.
Теперь первый же снаряд должен упасть близко к цели, на пристрелку понадобится немного времени и снарядов.
Но точные «топографические данные» — это еще не все; надо учесть еще, как повлияют на полет снаряда температура и давление воздуха, температура заряда, ветер и другие условия, при которых происходит стрельба.
Вычислитель производит необходимые расчеты и через несколько минут докладывает поправки:
«Направление — минус восемнадцать.
Дальность — минус четыре с половиной деления.
Уровень 30-04».
Раздается приказание:
«Правому и левому — наблюдать стрельбу гранатой по реперу — дом с зеленой крышей».
Это начинается пристрелка вспомогательной точки — «репера», от которой затем можно точно и внезапно перенести огонь на цель.
Хотя введение поправок увеличивает точность стрельбы, все же рассчитывать сразу на поражение удаленной цели нельзя. Пришлось бы затратить для этого много снарядов. Вот почему нередко прибегают к такому способу. Пристреливают вспомогательную точку, которая имеется на карте и хорошо видна на местности,— такую точку называют репером. Пристрелкой уточняют все необходимые поправки на условия стрельбы. После этого, перенося огонь на цель (рис. 305), можно рассчитывать уже на более точную стрельбу и, следовательно, на внезапность поражения; кроме того, на поражение цели понадобится меньше снарядов. {346}
Пристрелка репера позволяет надежнее поражать ненаблюдаемые цели, если известно их положение по отношению к реперу, или обрушиваться внезапным огнем на цель, которая этого не ожидает.
Но репер — только вспомогательная точка. Нет смысла разрушать эту точку и вообще тратить много снарядов на пристрелку по ней.
Вот почему стараются организовать пристрелку репера с боковыми наблюдателями «по измеренным отклонениям»: такой способ уменьшает расход снарядов и времени на пристрелку.
Суть этого способа в том, что разрывы наблюдают не с одного пункта, а с двух,— точно так же, как наблюдают с двух пунктов цель, чтобы точнее нанести ее на карту. Как «засекают» при этом цель, вы уже знаете. Подобно этому «сопряженное наблюдение» помогает «засекать» и разрывы своих снарядов (рис. 306). Для этого каждый наблюдатель измеряет угол, на который разрыв отклонился от репера. Построив на планшете эти углы, на пересечении их сторон получают точку разрыва. Остается измерить отклонение разрывов от репера по направлению и по дальности, скомандовать соответствующие поправки,— и следующая группа разрывов окажется уже поблизости от репера.
Но современные методы стрельбы настолько усовершенствованы, что даже нет нужды возиться с циркулем, наносить на планшет углы, измерять на планшете отклонения разрывов от репера. Поступают проще: получив от боковых наблюдательных пунктов угловые отклонения разрывов, устанавливают величины этих отклонений на особом {347} приборе (он так и называется «прибор для ведения пристрелки»),— и прибор автоматически показывает величину отклонения разрыва от репера — по направлению и по дальности.
Стреляющему остается подавать команды для следующего выстрела.
Вот к такой-то пристрелке и готовится сейчас батарея. Коротка эта пристрелка: не надо даже искать вилку.
Выпущен один снаряд.
— Левый — вправо 8. Правый — влево 6,— докладывают наблюдатели.
Недлинный подсчет. Команда. Летят уже четыре снаряда — один за другим.
Еще доклад, исправляются установки, и звучат команды: «Стой! Записать репер № 1».
Снова работают вычислители, обрабатывая результаты пристрелки репера.
— Вылетел самолет для контроля стрельбы по батарее,— докладывает командиру батареи связист.
И радист кричит в микрофон:
— Орел, я — Змея, Орел, я — Змея. Как слышно? Как слышно? {348}
«Орел», «Змея» — это условные названия радиостанций самолета и батареи.
Кипит работа на наблюдательном пункте. Быстро производятся расчеты, подаются команды: каждая секунда дорога, нельзя долго держать самолет в воздухе.
Наконец, поданы все необходимые команды. Последнее приказание: «Зарядить!»
И в ответ на него: «Готово!»
— Готово! — повторяет радист.
— Иду на контроль стрельбы,— откликается по радио штурман самолета.
Все смолкло. Все напряженно ждут: после сигнала самолета «Огонь» батарея обязана дать залп не позже чем через 10 секунд.
— Огонь! — резко говорит радист.
— Огонь! — повторяет телефонист.
— Огонь! — принимают на огневой позиции, и наводчики одновременно производят выстрелы по знаку своих командиров.
С резким свистом несутся к противнику снаряды.
— Север сто, запад сто пятьдесят,— передает свои наблюдения штурман.
Командир батареи наносит на подготовленный чертеж (рис. 307) точку падения снарядов: они отклонились от цели на север на 100 метров, на запад на 150 метров.
{349} |
Быстро измерены на схеме отклонения, поданы команды.
— Цель! — передает штурман после следующего залпа. Это означает, что цель «накрыта» разрывами, то-есть что в группе разрывов были и перелеты и недолеты.
Начинается подавление неприятельской батареи. Тем временем штурман докладывает:
— Подходит колонна противника, длина два километра, координаты головы 47200, 08700.
Что означают эти цифры, видно из рис. 308, 309 и 310.
— Стой! По колонне! — командует командир батареи»
А вычислитель уже наносит на карту новую цель, рассчитывает угол переноса.
После стрельбы по колонне самолет-корректировщик уходит. А другой самолет-разведчик сбрасывает в это время на пост парашют-кассету с фотоснимком и донесением: {350}
«Стреляющая батарея — трехорудийная, примерные координаты 46300, 14050, фотоснимки прилагаю. Штурман лейтенант Петров, 27.9 13.44.»
Походная фотолаборатория на автомобилях в несколько минут обрабатывает сброшенные негативы (пленку): проявляет, закрепляет, делает отпечатки; затем фотограмметристы быстро наносят на отпечатки координатную сетку. И вот аэрофотоснимок в руках офицера-артиллериста (рис. 311).
Опытные руки переносят цель с аэрофотоснимка на карту. Вот тут-то и пригодился пристрелянный репер: цель с земли не видна, а самолет улетел. Только перенос огня от пристрелянного репера поможет обрушиться на цель внезапным огнем. Правда, учитывая возможные, хотя и небольшие, ошибки, приходится вести обстрел небольшой площади, чтобы быть уверенным, что цель поражена. {351}
Площадь эта тем меньше, чем точнее способ определения координат цели. Однако на больших дальностях она достигает иногда 4–6 гектаров. Чтобы добиться надежного подавления цели, приходится привлекать к ведению огня по такой цели уже не одну, а одновременно 2–3 батареи.
Бой разгорается. Вот со стороны рощи открыла огонь новая батарея противника. Ее снаряды наносят потери нашей пехоте.
Что делать?
«Глаз» тяжелой батареи — самолет — улетел и вернется лишь некоторое время спустя.
Командир батареи немедленно докладывает об этом старшему командиру и получает от него приказание пристрелять батарею противника, использовав взвод звуковой разведки, который к этому времени уже успел развернуться в боевой порядок.
Несколько минут этот взвод «ловит» батарею противника. На пункте обработки расшифровывают ленту со звукозаписью, делают {352} отсчеты, вводят поправки. Наконец, координаты цели определены: «Координаты батареи противника в районе рощи: х = 47650, у = 16180».
Опять кипит работа на наблюдательном пункте, опять несутся по проводам на огневую позицию команды.
Батарея делает 6 выстрелов, взвод звуковой разведки определяет координаты средней точки разрывов. Командир батареи подсчитывает отклонение этой группы от звучащей цели — батареи противника — и командует поправки, после чего уверенно ведет огонь по цели. Батарея противника замолкает. Очевидно, снаряды летят, куда нужно, хотя никто и не видел цели...
Дата добавления: 2014-12-08; просмотров: 1188;