Маска. Фрагмент мозаики. Вилла Адриана. II в.

 

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПРИЧУДЫ ИМПЕРАТОРА НЕРОНА

Нерон решил придать Риму новый облик. По указу императора были тайно сожжены несколько городских кварталов, на месте ко­торых император воздвиг знаменитый Золотой дом. Он был и дворцом, и виллой одновременно. Древние авторы, сильно пре­увеличивая, писали, что здесь расстилались безбрежные сады и поля и всё было необыкновенное и огромное.

Сохранилось несколько залов. Некоторые из них имеют не­обычную форму (например, восьмиугольную). Стены, арочные ни­ши, сводчатые перекрытия возведены настолько смело и краси­во, что дом, лишённый всяких украшений, поражает своей оригинальной конструкцией. Украшали здание фрески третьего помпейского стиля, ещё более изящные и тонкие, чем прежде. На светлом фоне золотисто-жёлтым, голубоватым, изумрудным бы­ли разграничены тонкие рамки, между которыми на хрупких гир­ляндах свисали золотые сосуды. На стенах в рамках помешались отдельные картинки, сверху шли небольшие фризы с фантасти­ческими изображениями морских кентавров, птичек, масок.

воплощения бога плодородия Дио'ниса-Ли'бера.

«Натюрморт с фруктами и ва­зой» из Помпей свидетельствует о том, что старая система ценностей разрушена. Образом мира с древ­нейших времён являлось дерево, корни которого питает подземный источник. Теперь дерево представ­лено без корней, а сосуд с водой стоит рядом. Показана сломанная ветвь дерева, один персик уже со­рван, а от персика в свою очередь отделён кусок его плоти, так что

видна косточка. Написано всё мас­терски, красиво: ощущаются пуши­стая кожица персика и прозрач­ность воды в сосуде. Сосуд даёт тень. Натюрморт светел, воздушен, но он говорит о «всеобщей смерти природы», как писал древнерим­ский поэт и философ Тит Лукреций Кар (I в. до н. э.) в поэме «О приро­де вещей». Священный смысл, кото­рым наделялось испокон веков ок­ружение человека, стал постепенно исчезать. Вещи обнажались, «сни­мали маски» и начинали являться в своём истинном облике.

От эпохи Флавиев до наших дней дошло несколько замечательных портретов и два шедевра зодчества. Основателем династии Флавиев был Веспасиан — человек, скрывавший под внешней простотой недюжин­ный ум. Изображения императора лишены аристократизма и холодной элегантности, отличавшей портреты эпохи Юлиев — Клавдиев. Они более естественны, человечны и пластич­ны. Морщинистый лоб, хитровато прищуренные глаза и строго сжатый рот говорят сразу о многом: человек сложен, разнолик и описать его од­ними красками невозможно.

Примерно в те же годы в Помпеях был создан известный портрет ростовщика Цецилия Юкунда. Пора­зительно, с какой живостью и ес­тественностью передан его облик!








Дата добавления: 2014-12-07; просмотров: 1297;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.