Ватиканский музей, Рим.
ГРОБНИЦЫ ИМПЕРАТОРСКОГО ВРЕМЕНИ
В I в. до н. э. поддерживалась древняя традиция строительства гробниц. Были выстроены такие разные и необычные сооружения, как Пирамида Цестия, Гробница Цецилии Метеллы (над её фризом в Средневековье был надстроен зубчатый верх) и Гробница Еврисака. На последней изображены круглые жерла печей для выпечки хлеба: Еврисак был хлебопёком. Поверху гробница обведена рельефом, посвящённым хлебопекарному процессу. Замысел не удивителен, потому что хлебопечение в древности было наделено особой святостью. Кто пёк хлеб, тот творил
жизнь. Таким образом, идея бессмертия связана с выпечкой хлеба. Утилитарная, «производственная» тематика фриза сугубо римская и говорит о приверженности Рима к хронике, фиксации событий, «злобе дня».
Мавзолей Августа отличается от других гробниц огромными размерами. Подобно Гробнице Цецилии Метеллы, он воплощает идею вечности. Мавзолей представляет собой три цилиндрических объёма, стоящих один на другом. Образованные террасы были засажены деревьями и представляли собой «висячие сады» восточного типа, которыми славилась Гробница Александра Македонского в Александрии.
богатый декор: камень ещё сохраняет свои архитектурные членения, но начинает превращаться в дивную ажурную резьбу.
В эпоху Августа был популярен третий помпейский стиль (конец I в. до н. э. — 50-е гг. I в. н. э.). Его иногда называют «канделябровым». Мастера вновь вернулись к плоским декоративным орнаментам. Среди архитектурных форм преобладали лёгкие ажурные сооружения, напоминающие высокие металлические канделябры (подсвечники), между ними помещались заключённые в рамы картинки. Их сюжеты непритязательны и просты, часто связаны с пастушеской жизнью, как в росписи из виллы в Боскотреказе «Пастух с козами». Появляются домашние сценки вроде «Наказания Амура» из Дома Наказанного Амура в Помпеях: заплаканный шалун боится свою мать Венеру, которая не выдержала его проказ. Об этом писал знамени-
Дата добавления: 2014-12-07; просмотров: 948;