Изразцовая облицовка ворот богини Иштар из Вавилона. Фрагмент, VI в. до н. э. Государственные музеи, Берлин.

Ворота богини Иштар

Из Вавилона. VI в. до н. э. Государственные музеи, Берлин.

Лев. Изразцовая облицовка стены тронного зала царя Навуходоносора

Из Вавилона.

Фрагмент.

VI в. до н. э.

Государственные музеи,

Берлин

7 1

ИСКУССТВО СКИФОВ

Народы, кочевавшие в VII в. до н. э. — III в. н. э. на необъятных просторах евразийских степей, античные историки и писатели называли скифами. Они не име­ли письменности, а потому их происхождение и исто­рия полны тайн.

Кочевой образ жизни повлиял на искусство этих народов. Они не знали монументальных сооружений и живописи. «У скифов не в обычае воздвигать алта­ри и храмы богам...», — удивлялся древнегреческий ис­торик Геродот, путешествовавший по стране скифов в V в. до н. э. Художественные произведения скифов — это чаше всего небольшие предметы из золота, сере­бра и бронзы с изображениями животных. В фигур­ках зверей и птиц воссоздавались персонажи мифов, отражались представления о строении мира. Напри­мер, бегущий олень — символ солнца, постоянно сме­няющихся времён года; орёл — страж загробного ми­ра, символ бессмертия.

Практически все образцы скифского искусства бы­ли найдены во время раскопок курганов — холмов, на­сыпанных над захоронениями вождей и царей. По опи­саниям Геродота, для сложного погребального ритуала специально шили одежду, изготовляли конскую сбрую, ритуальные сосуды, украшения для ножен мечей и кол­чанов для лука и стрел.

При раскопках Чиликтинского кургана в Вос­точном Казахстане (VIII—VII вв. до н. э.) археологи об­наружили пятьсот двадцать четыре золотых изделия. Среди них олени с загнутыми на спину рогами, свернувшаяся в клубок пантера, голова орла с изогнутым клювом. Изображения животных чрезвычайно выра­зительны: в них передано и стремительное движение, и внутреннее напряжение при видимости покоя. В об­лике зверей и птиц мастера подчёркивали мощные рога, сильные копыта, крепкие зубы, зоркие глаза. Ху­дожественную манеру скифских мастеров учёные на­звали скифским звериным стилем.

В курганах долины Пазырык в Горном Алтае бла­годаря вечной мерзлоте хорошо сохранились вещи, из­готовленные из недолговечных материалов. Это выре­занные из кожи выразительные силуэты зверей, части тела которых выделены запятыми, полукружиями и спиралями; сшитые из войлока фигурки лебедей; тка­ни и ковры. До наших дней дошли даже татуировки на коже погребённых мужчин. Сами по себе эти татуи­ровки являются прекрасными образцами скифского искусства — рисунки зверей, украшенные спиралями, сливаются с деталями других изображений, создавая красивый и затейливый узор.

Скифское искусство в своём развитии неоднократ­но испытывало влияние других культур. В VII—VI вв. до н. э., во время походов скифов в Переднюю Азию и после них, в художественных произведениях скиф­ских мастеров появились восточные мотивы — изобра­жения фантастических животных, сцен нападения хищников на оленей. В VI—V вв. до н. э. на искусство скифов, обитавших в Северном Причерноморье, ока­зала сильное воздействие культура древних греков.

В начале новой эры скифские племена исчезли, смешавшись с другими народами.








Дата добавления: 2014-12-07; просмотров: 1968;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.