УКАЗАТЕЛЬ ИМЁН

Аббаси' Реза'(около 1575—1635) — иранский рисовальщик при дворе Сефевидов в Исфахане; утончённые, идиллические портреты юных принцев и выразительные штриховые портреты стариков 579

Алеви'з Фря'зин(конец XV — нача­ло XVI в.) — итальянский архитектор, приглашённый из Италии Иваном III; в 1509 г. закончил постройку Архан­гельского собора в Московском Крем­ле 300

Альбе'рти Лео'н Батти'ста(1404— 1472) — итальянский архитектор, учёный и теоретик искусства, предста­витель раннего Возрождения; палац­цо Ручеллаи во Флоренции (1446— 1551 гг.), церковь Санта-Андреа в Мантуе (1472—1494 гг.) 415, 417

А'льтдорфер А'льбрехт(около 1480—1538) — немецкий живописец и график эпохи Возрождения, осно­ватель новоевропейского пейзажа;

«Лесной пейзаж с битвой Святого Георгия» (1510 г.), «Святое семейст­во у колодца» (1510 г.), алтарь монас­тыря Святого Флориана (1509— 1518 гг.), «Дунайский пейзаж» (20-е гг. XVI в.), «Пейзаж с мостиком» (20-е гг. XVI в.), «Битва Александра Македон­ского с Дарием» (1529 г.) 553 — 556

Аменхоте'п Мла'дший(около XVI в. до н. э.) — древнеегипетский архи­тектор эпохи Нового царства; храм Ипет Рее в Луксоре (XVI в. до н. э.) 38

Ан Гён(XV в.) — корейский живопи­сец; в своём творчестве следовал классическим образцам китайской живописи Сунского периода 647

Андо' Хироси'гэ(1797—1858)—японский график, мастер цветной ксилографии; в своих пейзажах представлял природу лиричной и одухотворённой; использовал евро­пейские принципы передачи пер­спективы в живописи 664

Антела'ми Бенеде'тто(около 1150 — около 1230) — итальянский скульптор и архитектор, представи­тель романского стиля; автор статуи пророков Давида и Иезекииля в со­боре города Фиденца, баптистерия в Парме 244

Анфи'мий(V—VI вв.) — византий­ский зодчий из Тралл. В 532—537 гг. построил с Исидором из Милета храм Святой Софии в столице Визан­тийской империи Константинополе; написал трактат о зажигательных зеркалах 182, 183

Аристо'кл(VI в. до н. э.) — древне­греческий скульптор; статуя «Аристион» 113

Арсукисдзе(умер в 1029 г.) — гру­зинский зодчий, автор собора Светицховели в Мцхете (1010— 1029 гг.), перестроенного из древнехристи­анской базилики в крестово-купольный храм 218

Ба'рма(XVI в.) — русский зодчий; совместно с Постником Яковлевым возвёл Покровский собор на Крас­ной площади; по одной из гипотез, это одно и то же лицо — Иван Яков­левич Барма 310

Бартоломме'о Микело'ццо ди(1396—1472) — итальянский архи­тектор и скульптор, представитель раннего Возрождения; палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции (1444—1460 гг.), загородная вилла Кареджи под Флоренцией 418

Бехза'д Кемаледди'н(около 1455— 1535 или 1536) — миниатюрист, «редкость эпохи», работавший при дворе Тимуридов 579

Бон Фря'зин(годы жизни неиз­вестны) — итальянский зодчий; по­строил Ивановскую колокольню (начало XVI в.) 299

Босх Иерони'м(около 1460 — 1516) — нидерландский живописец; картина «Семь смертных грехов», алтарь «Воз сена» (1500—1502 гг.), алтарь Святого Антония (между 1490 и 1508 гг.), алтарь «Сад наслаждений» (начало XVI в.), картины: «Несение креста», «Бродяга», «Святой Иоанн Богослов на острове Патмос» (1485—1490 гг.), алтарь «Поклонение волхвов» (около 1510 г.) 508—516, 510—516

Боттиче'лли Са'ндро(1445— 1510) — итальянский живописец, представитель раннего Возрожде­ния; картина «Поклонение волхвов» (1476 г.), портрет Джулиано Медичи, портретСимонетты Веспуччи, карти­на «Весна» (около 1477—1478 гг.), картина «Рождение Венеры» (1483— 1484 гг.), картина «Мадонна на тро­не» (1485 г.), картина «Мадонна во славе» (1482—1483 гг.), иллюстрации (девяносто шесть рисунков пером) к «Божественной комедии» Данте (на­чало 90-х гг. XV в.), две картины «Оп­лакивание Христа» (около 1500 г.), картина «Покинутая» (около 1490 г.) 436—440, 436—440

Бо'утс Дирк(около 1415—1475) — нидерландский живописец 504,504

Брама'нте Дона'то(1444—1514) — итальянский архитектор, представи­тель Высокого Возрождения; алтар­ная часть церкви Санта-Мария делла Грацие в Милане, фасад палаццо Канчеллария в Риме, храм Темпьетто (1502 г.), дворы Ватикана (с 1505 г.), проект и начало строитель­ства собора Святого Петра в Ватикане (с 1505 г.) 440, 441, 442, 443,443, 444, 457

Бре'йгель Питер Старший(между 1525 и 1530—1569) — нидерланд­ский живописец; картины: «Падение Икара» (между 1555 и 1558 гг.), «Ни­дерландские пословицы» (1559 г.), «Битва Масленицы и Поста» (1559 г.), «Вавилонская башня» (1563 г.), «Не­сение креста» (1564 г.), «Избиение младенцев в Вифлееме (1566 г.), «Охотники на снегу» (1565 г.), «Хму­рый день» (1565 г.), «Сенокос» (1565 г.), «Жатва» (1565 г.), «Возвра­щение стада» (1565 г.), «Крестьянская свадьба» (1566—1567 гг.), «Крестьян­ский танец» (1566—1567 гг.), «Обра­щение Савла» (1567 г.), «Слепые» (1568г.) 508, 517—529,518—528

Брунелле'ски Фили'ппо(1377— 1446) — итальянский архитектор раннего Возрождения, один из созда­телей теории перспективы; работал во Флоренции; купол собора Санта-Мария дель Фьоре (1420—1436 гг.), детский приют Оспедале дельи Инноченти (1421 —1444 гг.), капелла Ста­рая сакристия в церкви Сан-Лоренцо (1421 — 1428 гг.), капелла Пацци (1430—1443 гг.), церковь Сан-Лоренцо (1428 г.), церковь Санто-Спирито (начата в 1444 г.) 414—416, 418

Бускетто(XI в.) — итальянский ар­хитектор, один из авторов архитек­турного комплекса в Пизе 242

Ваз'ари Джо'рджо(1511—1574)— итальянский живописец, архитек­тор, историк искусства; автор «Жиз­неописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.) 408,426,427,429

Ван Вэй(699—759) — китайский по­эт, художник, мастер живописи на ре­лигиозные сюжеты 631, 632,632,633

Ве'йден Роги'р ван дер(около 1400—1464) — нидерландский живо­писец; алтарь канцлера Ролена (1443 г.), портрет Франческо д'Эсте (около 1460 г.) 501,501, 502,502, 503

Верро'ккьо Андреа дель(1435 или 1436—1488) — итальянский скульп­тор, живописец, гравёр, представи­тель раннего Возрождения; бронзо­вая статуя «Давид» (1473—1475 гг.). бронзовый конный монумент кон­дотьера Бартоломмео Коллеони (1479—1488 гг.) в Венеции 436, 444, 444,445, 446

Вероне'зе Пао'ло(Пао'ло Калья'ри; 1528— 1588) — итальянский живопи­сец, представитель позднего Воз­рождения; росписи церкви Сан-Себастьяно в Венеции (1556—1557 гг.), росписи виллы Барбаро-Вольпе в Мазере (1560—1561 гг.), монумен­тальные картины «Брак в Кане» (1563 г.) и «Пир в доме Левия» (1573 г.) 469—472, 471, 472, 473

Витру'вий(вторая половина I в. до н. э.)— римский архитектор и ин­женер второй половины I в. до н. э.; автор трактата «Десять книгоб архи­тектуре», в котором рассмотрел градостроительные, инженерно-технические и художественные проблемы зодчества 110, 541

Вэнь Чжэ'нмин(1470—1559) — ки­тайский пейзажист 639

Гера'рд Дави'д(около 1460—1523) — нидерландский живописец 506, 506

Гертген тот Синт Янс(между 1460 и 1465 — около 1495) — нидерланд­ский живописец 507, 507, 508

Гибе'рти Лоре'нцо(около 1381 — 1455) — итальянский скульптор, ювелир и историк искусства, пред­ставитель раннего Возрождения; бронзовые рельефы северных (1404—1424 гг.) и восточных (1425—1452 гг.) дверей баптисте­рия во Флоренции 420,420,423, 427

Годескальк(VIII в.) — художник из Ахена (ныне территория Германии); в 781—789 гг. по заказу императора Карла Великого выполнил Евангелие (так называемое Евангелие Годескалька) 231

Го'льбейн Ганс Младший(1497 или 1498—1543) — немецкий живо­писец и график; портрет Бонифация Амербаха (1519 г.), «Мёртвый Хри­стос» (1522 г.), ксилографии «Пляски смерти» (20-е гг. XVI в.), «Богоматерь семейства Мейеров» (1529 г.), портреты семейства Томаса Мора (1526— 1528 гг.), портрет семейства Ганса Гольбейна Младшего (1528 г.), порт­реты членов французского посольст­ва в Лондоне (1533—1534 гг.), порт­рет Генриха VIII (1536 г.) 553, 557—561, 558—561

Го'ццоли Бено'ццо(1420—1497) — итальянский живописец, представи­тель раннего Возрождения; фрески капеллы палаццо Медичи во Фло­ренции (1459—1460 гг.) 428,428,429

Грю'невальдсм. Нитхардт Матис

Гужо'н Жан(около 1510 — между 1564 и 1568) — французский скульп­тор и архитектор эпохи Ренессанса; «Фонтан невинных» (1547— 1549 гг.); западное крыло Лувра (1546 — после 1550 г.); иллюстрации к трактату древнеримского архитектора Витрувия, изданному воФранции в 1547 г. 539, 539,540,541

Гус Гу'го ван дер(около 1400— 1482) — нидерландский живописец; алтарь Портинари (1473—1475 гг.), картина «Успение Богоматери» (да­та создания неизвестна) 503, 503, 506. 508

Дело'рм Филибе'р(между 1510 и 1515—1570) — архитектор эпохи Возрождения во Франции, создатель «французского» ордера; замок Ане (1547 г.) 538, 538

Джорджо'не(Джо'рджо Барбаре'лли да Кастельфра'нко; 1476 или 1477— 1510) — итальянский живописец, представитель Высокого Возрож­дения; картины: «Юдифь» (около 1502 г.), «Гроза» (около 1505 г.), «Три философа», «Сельский концерт». «Спящая Венера» (1507—1508 гг.) 464—467, 465

Джо'тто ди Бондо'не(1266 или 1267—1337) — итальянский живопи­сец Проторенессанса; фрески для ка­пеллы дель Арена вПадуе (1304— 1306 гг.), фрески для капеллыБарди и Перуцци в церкви Санта-Кроче во Флоренции (1320—1325 гг.) 405, 405, 408—410, 410, 411, 412, 413

Дзанабадза'р(XVII в.) — глава мон­гольского духовенства; мастер брон­зовой скульптуры; изготовлял статуи буддийских божеств 642, 643, 643

Диони'сий(около 1440 — после 1502—1503) — русский живописец; иконы («Спас всилах», 1500 г.; «Распя­тие», конец XV в.; «Митрополит Алек­сий с житием», конец XV в.), фрески (написанные вместе с сыновьями в Ферапонтове монастыре около 1500—1503 гг.) отмечены чертами праздничности и нарядности 335, 338, 339, 367, 367, 368, 368,369, 370

Доме'нико Венециа'но(1410 1461) — итальянский живописец, представитель раннего Возрожде­ния; выдающийся мастер колорита; картина «Мадонна с четырьмя святы­ми» (около 1445 г.) 429, 430

Донате'лло(Дона'то ди Никко'ло ди Бе'тто Ба'рди; около 1386—1466) — итальянский скульптор, представи­тель раннегоВозрождения; статуя «Святой Георгий» (1416 г.), «Пророк Иеремия», «Пророк Аввакум», настен­ная гробница папы Иоанна XXIII (1425—1427 гг.), статуя «Давид» (1430 г.), кафедра для собора во Фло­ренции (1433 г.), статуя «Мария Маг­далина» (1434 г.), скульптурный алтарь «Благовещение» (алтарь Ка­вальканти; 1435 г.), скульптурный алтарь для собора Санто-Антонио во Флоренции (1446—1450 гг.), конная статуя Гаттамелаты в Падуе (1447— 1453 гг.), скульптурная группа «Юдифь и Олоферн» (1456—1457 гг.) 416,421—423,427—423,426

Дю'рер А'льбрехт(1471 — 1528)—немецкий живописец и график, осно­воположник искусства немецкого Возрождения; гравюры: «Самсон» (между 1496 и 1498 гг.), «Морское чу­до» (1498 г.), «Апокалипсис» (1497 г.), «Жизнь Марии» (1502 — 1505 гг.), «Ма'стерские гравюры» (1513 — 1514 гг.), картины: «Автопортрет» (1500 г.), «Праздник чёток» (1505 г.), «Портрет венецианки» (1506 г.), «Че­тыре апостола» (1526 г.) 503, 507, 544—550, 545—547, 549, 550, 553

Евге'ник Кир Маиуи'л(XIV в.) — константинопольский мастер-грек, работал в Грузии; автор росписи храма в Цаленджихе; привнёс в рос­пись манеру развитой палеологовской живописи 219, 219

Евфро'ний(конец VI — начало V в. до н. э.) — древнегреческий вазописец; передавал сложные движения и ракурсы, исполнял чёткий линейный рисунок; сохранились росписи на мифологические и жанровые сюже­ты («Битва Геракла с Герионом», «Всадник», «Псиктер сгетерами») 114

Икти'н(вторая половина V в. до н. э.) — древнегреческий архитек­тор; совместно с Калликратом автор Парфенона 120, 121

Имхоте'п(около XXVIII в. до н. э.) — древнеегипетский архитектор; сту­пенчатая пирамида и заупокойный храм фараона Джосера (XXVIII в. до н. э.) в Саккаре 27

Исидо'р(VI в.) — зодчий из Милета (Малая Азия); один из строителей храма Святой Софии в Константино­поле (532—537 гг.); составил коммен­тарий к сочинению Герона о конст­рукции сводов 182,183

Кавалли'ни Пье'тро(между 1240 и 1250 — около 1330) — итальянский живописец Проторенессанса; мозаи­ки в церкви Санта-Мария ин Трастевере (1291 г.), фрески в церкви Санта-Чечилия ин Трастевере (1293 г.) 408, 409

Кайкэ'й(XII—ХШ вв.) — японский скульптор; один из авторов восьми­метровых статуй божеств-храните­лей в нишах Великих Южных ворот ансамбля Тодайдзи 657, 657

Калликра'т(середина V в. до н. э.) — древнегреческий архитектор; сов­местно с Иктином архитектор Пар­фенона; построил храм Ники Аптерос 120, 121

Ка'мбио Арно'льфо ди(около 1245 — до 1310) — итальянский скульптор и архитектор, представи­тель Проторенессанса; гробница кар­динала де Брей (1228 г.), церковь Сан-Доменико в Орвието (1282 г.), церковь Санта-Кроче (начало строи­тельства в конце XIII в.), фонтан Фон­те Маджоре в Перудже 405, 406, 407

Кампе'н Робе'р(около 1378 — 1444) — нидерландский живописец; картина «Рождество» (около 1425 г.); алтарь Мероде (около 1427—1428 г.) 493—495,493495

Кан Хиан(XV в.) — корейский жи­вописец; вдохновлялся лучшими об­разцами китайской живописи Сунского периода 647, 648

Кано Эйто'ку(вторая половина XVI в.) — японский живописец; ав­тор знаменитой картины «Кипарис» 660, 660

Каста'ньо Андре'а дель(около 1421 — 1457) — итальянский живопи­сец, представитель раннего Возрожде­ния; «Девять замечательных людей» — росписи виллы Кардуччи близ Фло­ренции (1450 г.), фреска «Тайная ве­черя» (40-е гг. XV в.) 413, 426,429,433

Кацуси'ка Хокуса'й(1760 — 1849) — японский живописец, мас­тер цветной ксилографии, предста­витель школы Укиё-Э; автор знаменитой серии «Тридцать шесть видов Фудзи» 662, 663, 665

Китага'ва Утама'ро(1753—1806)— японский мастер цветной ксилогра­фии и живописец; представитель школы Укиё-э 661, 662

Кла'ас Слю'тер(между 1340 и 1350 — 1406) — нидерландский скульптор; скульптурная группа «Колодец проро­ков» (1395—1406 гг.) в монастыре Шапмоль 489, 489,490

Клуэ' Жан(около 1475 — 1540 или 1541) — французский рисовальщик и портретист эпохи Ренессанса; портреты короля Франциска I и его придворных; портрет неизвестного с томиком Петрарки 536, 537

Клуэ' Франсуа'(около 1505—1572) — французский рисовальщик и портре­тист эпохи Ренессанса; портреты: Карла IX (1562; 1566), мадам де Летранж, мадам де Лотрек, герцогини д'Этамп, мадам Дианыде Пуатье, ко­ролевы Екатерины Медичи 536, 537

Кра'нах Лу'кас Старший(1472— 1553) — немецкий живописец и гра­фик; портреты Рудольфа Агриколы (около 1532 г.), портрет Морица Саксонского в детстве (1526 г.)550, 556, 556, 557, 557

Кресила'й(V в. до н. э.) — древнегре­ческий скульптор, представитель вы­сокой классики; автор бюста Перикла, статуй «Диомед» и «Амазонка» 122, 122, 129

Кри'стус Пе'трус(около 1410—1472 или 1473) — нидерландский живопи­сец 504, 504

Леона'рдо да Ви'нчи(1452—1519)— итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный, инженер, круп­нейший представитель Высокого Воз­рождения; картина «Мадонна с цвет­ком» или «Мадонна Бенуа» (1478 г.), алтарная композиция «Поклонение волхвов» (около 1481 г.), бронзовая конная статуя Франческо Сфорца в Милане (80-е гг. XV в.), картина «Ма­донна вгроте» (1483—1494 гг.), кар­тина «Мадонна сМладенцем» или «Мадонна Литта», фреска «Тайная ве­черя» (1495—1497 гг.) в трапезной церкви Санта-Мария делла Грацие в Милане, картина «Джоконда» (около 1503 г.), рисунки 417, 436,440, 444— 450,452,534,445—449

Леоха'р(середина IV в. до н. э.) — представитель академического на­правления в искусстве поздней клас­сики; произведения известны в древнеримских копиях, отличаются виртуозностью исполнения, слож­ным ритмическим строем, холод­ным изяществом образов («Алек­сандр на львиной охоте», «Артемида Версальская», «Аполлон Бельведерский», «Ганимед») 126, 127

Леско' Пьер(около 1510—1578)—французский архитектор эпохи Ре­нессанса; вместе с Жаном Гужоном работал над созданием «Фонтана не­винных»; западное крыло Лувра (1546 — после 1550 г.) 539, 539, 540

Ли Ам(XVI в.) — корейский живопи­сец, работал в жанре «хуа-няо» («цве­ты-птицы»); доносил до зрителя через малый фрагмент природы шо­рохи листьев, крики птиц и т. п. 647, 649

Ли Джон(XVI в.) корейский жи­вописец, работал вжанре «хуа-няо» («цветы-птицы») 647

Ли Ди(конец XII в.) — китайскийху­дожник; мастер лирического пейза­жа 633,635

Ли Сысюнь(651—716) — китай­ский пейзажист; по традиции счита­ется основателем северной школы живописи 631

Ли Чжаодао(670—730) — китай­ский пейзажист; сын Ли Сысюня; ра­ботал в жанре «шань-шуй» («горы-во­ды») 631

Либон(V в. до н.э.) — древнегрече­ский архитектор, представитель ран­ней классики; построил храм Зевса в Олимпии 114

Ли'мбурги Жан, Поль, Эрман(вто­рая половина XIV в. — 1416) — ни­дерландские живописцы; миниатюры «Великолепного часослова герцога Беррийского» (1411 — 1416 гг.) 490— 492,490—492

Ли'ппи Фили'ппо(Фра Филиппо; 1406 — 1469) — итальянский живопи­сец, представитель раннего Возрож­дения; алтарная картина «Поклоне­ние Младенцу» (конец 50-х — начало 60-х гг. XV в.) 428,429,429,436

Лиси'пп(IV в. до н. э.) — древнегре­ческий скульптор; крупнейший мас­тер поздней классики; произведе­ния, выполненные преимущественно в бронзе, известны по описаниям ан­тичных авторов, древнегреческим и древнеримским копиям; изображал фигуры в сложных, неустойчивых, как бы мгновенно уловленных мно­гоплановых движениях («Апоксиомен», колоссальная статуя Зевса в Таренте, статуя Гелиоса на колеснице на острове Родос, «Отдыхающий Гермес») 127, 128, 203

Ломба'рдо Пье'тро(около 1435— 1515) — итальянский архитектор и скульптор, представитель раннего Возрождения; церковь Санта-Мария деи Мираколи (1481 — 1489 гг.); дво­рец Вендрамин Калерджи (1504— 1509 гг.) в Венеции 419

Лоренце'тти Амбро'джо(начало XIV в. — 1348) — итальянский живо­писец Проторенессанса, представи­тель сиенской школы живописи; фрески палаццо Публико в Сиене (1337-1339 гг.) 413

Лоренце'тти Пье'тро(около 1280— 1348) — итальянский живописец Проторенессанса, представитель си­енской школы живописи; создатель монументальных драматических изо­бражений 413

Ло'хнер Сте'фан(между 1400 и 1410—1451) — немецкий живописец; картина «Богоматерь в беседке из роз» (40-е гг. XV в.) 544, 544

Маза'ччо(Томма'зоди Джова'нни ди Симо'не Касса'н; 1401 — 1428) — итальянский живописец, представитель раннего Возрождения; фрески ка­пеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции (1425—1428 гг.), алтарь «Троица» для церкви Санта-Мария Новеллаво Фло­ренции (1427—1428 гг.) 424, 424, 425, 425, 426, 426, 427, 430

Майа'но Бенеде'тто да(1442— 1497) — итальянский архитектор и скульптор, представитель раннего Возрождения; палаццо Строцци во Флоренции (заложен в 1481 г.) 418

Малый Петро'к(XVIв.) — итальян­ский зодчий; пристроил с северной стороны Ивановской колокольни в Московском Кремле монументаль­ную четырёхугольную звонницу с высокой мощной главой 300

Манте'нья Андреа(1431 — 1506) — итальянский живописец и гравёр, представитель раннего Возрожде­ния; фрески вкапелле Оветари церк­ви Эремитани в городе Падуе (1448— 1456 гг.), картина «Успение Марии» (1462 г.), фрески Камеры дельи Спози водворце города Матуи (1465— 1474 гг.), девять полотен «Триумф Цезаря» 433—436,435

Марти'ни Симо'не(около 1284— 1344) — итальянский живописец

Проторенессанса; росписи зала Маппамондо в палаццо Публико в Сиене (1315 — 1318 гг.), картина «Благовеще­ние» (1333 г.) 412,412,413,414

Мате'о(XII в.) — испанский скульп­тор, представитель романского сти­ля; создал в 1168—1188 гг. «Портик славы» в церкви Сант-Яго де Компостелла 245

Ме'млингЯн(1433—1494) — нидер­ландский живописец 506, 506

Микела'нджело Буонарро'ти(1475—1564) — итальянский скульп­тор, живописец, архитектор, поэт; один из величайших представителей Высокого Возрождения; скульптур­ная мраморная группа «Пьета» (1498—1501 гг.), мраморная статуя «Давид» (1501—1504 гг.), роспись пла­фона в Сикстинской капелле (1508— 1512 гг.), статуи «Скованный раб» и «Умирающий раб» (1513 г.), «Моисей» (1515—1516 гг.), капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1520—1524 гг.); фреска «Страшный суд» в Сикстинской капелле (1536— 1541 гг.); архитектор: здание библио­теки Лауренциаиы во Флоренции (1523—1534 гг.), завершение палаццо Фарнезе в Риме (с 1546 г.), архитек­турный ансамбль площади Капитолия в Риме (с 1546 г.), Собор Святого Пет­ра в Ватикане (с 1546 г.) 404, 408, 420, 423, 436, 440, 443, 450, 455—461, 455463, 473

Мимар Синан(1489 или 1490— 1578 или 1588) — турецкий архи­тектор; мечеть Сулеймание (1549— 1557 гг.) в Стамбуле, мечеть Селемие (1569—1575 гг.) в Эдирне (Турция) 580, 581, 581

Ми'рон(середина V в. до н. э.) — древнегреческий скульптор; про­славился как автор статуй атлетов-по­бедителей, исполненных в бронзе; произведения не сохранились и из­вестны по свидетельствам античных авторов и древнеримским копиям; как мастер ранней классики изобра­жал движение, выявлял в теле челове­ка момент динамического равновесия разнонаправленных сил; статуя «Ди­скобол», скульптурная группа «Афина и Марсий» 118, 118, 122,132

Мнеси'кл(втораяполовина V в. до н. э.) — древнегреческий архитек­тор; представитель высокой класси­ки; построил Пропилеи на афин­ском Акрополе 119

Муха'ммед Султа'н(конец 70-х гг. XV в.) — колорист и рисовальщик

при дворе Сефевидов, автор портре­тов юных принцев 579

Ни Цзань(XIV в.) — китайский жи­вописец; мастер лирического пейза­жа; работал в жанре «шань-шуй» («го­ры-воды») 635, 635

Ни'тхардт Ма'тис(между 1470 и 1475—1528) — немецкий живописец эпохи Возрождения; в XVII в. его ошибочно называли Грюневаль­дом;Большой алтарь Богородицы (1512—1515 гг.) 550, 551, 551, 552. 553

Ога'та Кори'н(1658—1716 или 1743) — японский живописец, мас­тер художественных лаков; осново­положник японской школы декора­тивной живописи 660

Огурцо'в Баже'н(XVII в.) — русский зодчий; строил в Можайске камен­ные городские стены; работал в Мос­ковском Кремле; совместно с А, Кон­стантиновым, Т. Шарутиным, и Л. Ушаковым строил Теремной дво­рец и другие здания 300, 303. .304

Павса'ний(II в. н. э.) — древнегре­ческий писатель, автор «Описания Эллады» — своеобразного путево­дителя по знаменитым памятникам архитектуры и искусства Греции 111

Палла'дио Андре'а(Андре'а ди Пье'тро делла Гондо'ла; 1508—1580) — итальянский архитектор, представи­тель позднего Возрождения; базили­ка в Виченце (1549 г.), палаццо Кьерикати (1560 г.), вилла «Ротонда» близ Виченцы (1551 — 1567 гг.), театр «Олимпико» в Виченце (1580 г.) 469, 469,470,470,471

Патини'р Иоахи'м(между 1475 и 1480 — 1524) — нидерландский жи­вописец 517, 517

Па'хер Михаэ'ль(между 1430 и 1435—1498) — австрийский живопи­сец и скульптор; живопись знамену­ет переход от готики к Возрожде­нию; алтарь Святого Вольфганга (1471—1479 гг.) 544, 544 Пиза'но Джова'нни(около 1245 — после 1314) — итальянский скульп­тор, архитектор и ювелир Проторе­нессанса; статуя Мадонны с Младенцем для капеллы дель Арена в Падуе; кафедры в пизанском соборе и в церкви Сант-Андреа вПистое; над­гробие императрицы Маргариты Брабантской 405, 407, 407, 408

Пиза'но Никко'ло(около 1220— 1278 и 1284) — итальянский скульп­тор и архитектор Проторенессанса; кафедра баптистерия в городе Пизе (1260 г.) 405,406, 407,407, 408

Полигно'т(родился в 510 до н. э.) — древнегреческий скульптор и живо­писец; по свидетельствам античных авторов, его песохранившимся рос­писям свойственны попытки переда­чи пространства, выразительность жестов, тонкость рисунка; по тради­ции писал четырьмя красками 111

Полие'вкт(III в. до н. э.) — скульптор эпохи эллинизма; статуя «Демосфен» отличается отсутствием внутренней героики, несмотря на отрешенную позу, сохраняет внутреннее достоин­ство 131, 134

Поликле'т(вторая половина V в. до н. э.) — древнегреческий скульптор; представитель высокой классики; бронзовые статуи известны по ко­пиям; в статуях внешний покой со­четается со скрытой внутренней ди­намикой; построены на принципе взаимоуравновешивающего перек­рёстного движения различных час­тей тела; сохранились два фрагмен­та сочинения «Канон», в котором выводится закон идеальных соотно­шений человеческого тела 119, 123, 123, 126,128

Пракси'тель(около 390 г. до н. э. — 330 г. до н. э.) — древнегреческий скульптор; выработал утончённый идеал красоты, отвечавший эпохе поздней классики; произведения, вы­полненные в мраморе, известны по античным копиям и свидетельствам древних авторов: «Гермес с младен­цем Дионисом», «Аполлон Сауроктон» (или «Аполлон, убивающий ящерицу»), «Афродита Книдская», «Сатир, наливающий вино». Владел виртуозной техникой обработки мрамора, благодаря которой дости­гал пластичности изображения и эффекта «влажного» взгляда 104, 124, 126, 127, 128

Примати'ччо Франче'ско(1504— 1570) — живописец, выходец из Мантуи (Италия), создатель нового на­правления в искусстве Франции эпохи Возрождения — школы Фон­тенбло 535,536

Райнальдо (XII в.) —итальянский архитектор, один из авторов архитек­турного комплекса вПизе 243, 243

Рафаэ'ль Са'нти(1483—1520)—итальянский живописец и архит­ектор; один из крупнейших пред­ставителей Высокого Возрождения; картины: «Мадонна Конестабиле» (1502—1503 гг.), «Обручение Марии» (1504 г.), «Мадонна в зелени» (1505 г.); портреты Апьоло и Маддалены Дони (1505 г.), росписи станц (комнат) Ватиканского дворца (1509—1517 гг.), портрет папы Юлия II (1511 г.), картины: «Сикстинская мадонна» (1515 — 1519 гг.), «Дама в покрывале» (1514 г.), портрет графа Бальтассаре Кастильоне(1515 г.), портрет кардинала (1518 г.), портрет Льва X с кардина­лами (1518 г.), фреска «Триумф Галатеи» (1519 г.), росписи лоджий Вати­канского дворца (1519 г.) 440, 443, 450—455, 450454, 553

Ро'ббиа Андреа де'лла(1435—1525) — итальянский скульптор, представитель раннего Возрождения; работал в технике майолики 415, 423

Ро'ббиа Лу'кка де'лла(1399 или 1400—1482) — итальянский скульп­тор, представитель раннего Возрож­дения; применил в скульптуре техни­ку майолики 423

Ро'ссо Фьоренти'но(Джова'нни-Батти'ста Ро'ссо; 1494—1540) — фло­рентиец, создатель нового направле­ния в искусстве Франции эпохи Возрождения — школы Фонтенбло 535, 536

Рублёв Андрей(около 1360 — 1370 — 1430) — русский иконопи­сец; крупнейший мастер московской школы живописи; первое упомина­ние в летописи 1405 г. 335, 336,337, 338, 340, 356, 357, 358, 359—367, 359—364,366,370,371

Сансови'но Яко'по(Татти; 1486— 1570) — итальянский архитектор и скульптор, представитель Высокого Возрождения; в Венеции: библиоте­ка Сан-Марко (1536—1554 гг.), палац­цо Корнер деллаКа-Гранде (1532— 15 37 гг.), Лоджетта у собора Сан-Марко (1540—1545 гг.) 464

Се Хэ(479—542) — родоначальник теории и критики китайской живо­писи; создатель трактата «Категории древней живописи» и художествен­ного жанра «жэньу» («люди») 629

Сенму'т(околоXVI в. до н. э.)—древнеегипетский архитектор Но­вого царства; заупокойный храм ца­рицы Хатшепсут (1525—1503 гг. до н. э.) в Дейр эль-Бахри 38

Ско'пас(IV в до н.э.) — древнегрече­ский скульптор и архитектор; мастер поздней классики; как архитектор принимал участие в строительстве храма Афины Алеи в Тегее и знаме­нитогоГаликарнасского мавзолея; мраморный фриз Мавзолея в Галикарнасе, статуи «Потос», «Мелеагр», «Менада»; искусство насыщено траги­ческим пафосом 124,126,131, 133

Сола'ри Пье'тро Анто'нио(после 1450—1493) — итальянский архитек­тор; с 1490 г. работал в Москве; участвовал в строительстве стен, башен и Грановитой палаты (сов­местно с М. Фрязином) Московского Кремля 297, 300

Судзу'ки Харуно'бу(1725— 1770) — японский график, мастер цветной ксилографии 660, 661 Сэ'ссю(Тоё Ода; 1420—1506) японский живописец; основополож­ник одноцветнойпейзажной живо­писи, отмеченной проникновенным пониманием природы. 658, 658

Сюй Вэй(1521 — 1593) — китайский живописец, работавший в жанре «хуа-няо» («цветы-птицы») 638, 639

Сюй Си(X в.) — известный китай­ский художник жанра «хуа-няо» («цветы-птицы») 630

Такаёси Фудзивара(первая поло­вина XII в.) — японский живописец; живописными средствами переда­вал эмоциональное состояние персо­нажей 658

Тан Инь(1470— 1523) — китайский художник, работавший в жанре «жэньу» («люди») 639 Тинторе'тто(Якопо Робусти; 1518— 1594) — итальянский живописец, представитель позднего Возрожде­ния; картины: «Тайная вечеря» (1547; 1592 — 1594 гг.), «Чудо Святого Мар­ка» (1548 г.), «Введение во храм» (1555 г.), монументальные полотна для Скуола диСан-Рокко(1565— 1588 гг.), картина «Битва при Царе» 469, 472, 473—475, 473, 474

Тициа'н Вече'ллио(1476 или 1477— 1576) — итальянский живописец, гла­ва венецианской школы ВысокогоВозрождения; картины: «Любовь небесная и земная» (1515—1516 гг.), «Вознесение Марии» (1516—1518 гг.), портрет инфанта Филиппа (1533 г.), «Введение во храм» (1534—1538 гг.), «Лежащая Венера» (1538 г.), портрет Ипполито Риминальди (1540 г.), порт­рет папы Павла III с племянниками (1543— 1546 гг.), портрет императора Карла V, конный портрет Карла V (1548 г.), «Бичевание Христа», «Святой Себастьян», «Оплакивание Христа» (1573—1576 гг.) 440, 464, 465—468, 466468, 553

Трдат(середина X — начало XI в.) — армянский архитектор; автор Анийского собора; участвовал в строитель­стве храма в Агрине; восстанавливал рухнувший после землетрясения ку­пол Святой Софии в Константинопо­ле; возводил круглую ярусную цер­ковь Святого Григория в Ани 216

Ту'тмес(XIV в. до н. э.) — древнееги­петский скульптор Амарнского пери­ода; скульптурные портреты фарао­на Аменхотепа IV (Эхнатона) и царицы Нефертити; работы отмече­ны тонкостью моделировки, одухо­творённостью образов 44

Ункэ'й(XII—ХIII вв.)— японский скульптор, один из авторов восьми­метровых статуй божеств-охраните­лей в нишах Великих Южных ворот ансамбля Тодайдзи 657, 657

Учче'лло Пао'ло(ди Доно; 1397—1475) — итальянский живописец, представитель раннегоВозрожде­ния; один из создателей научной теории перспективы; картина «Свя­той Георгий», потрет-фреска кон­дотьера Джона Хоквуда (1436 г.), три картины «Битва при Сан-Романо» (50-е гг. XV в.), картина «Ночная охота» (1460 г.) 427, 427, 429, 430

Ушако'в Симон Фёдорович(1626— 1686 ) — русский живописец и гра­вёр; произведения (иконы, парсуны, миниатюры), сочетающие традици­онные приёмы иконописи с объём­ной светотеневой лепкой формы, знаменуют переход от средневеково­го религиозного к светскому искус­ству; трактат о живописи 376, 376, 377,377

Фёдоров Иван(Иван Фёдорович Москвитин; около 1510—1583) —

основатель книгопечатания в России и на Украине; в1564 г. впервой рус­ской типографии совместно с П. Т. Мстиславцем напечатал первую точно датированную русскую печат­ную книгу «Апостол», в 1 573 г. осно­вал первую на Украине типографию воЛьвове; был разносторонним ма­стером, владел многими ремёслами; отливал пушки 385, 392

Феофа'н Грек(около 1340—1410) — византийский живописец, работал в России во второй половине XIV— начале XV в.; оказал огромное влия­ние на новгородскую школу живопи­си; фрески 1378 г. — вцеркви Спаса Преображения в Новгороде. Вместе с Андреем Рублёвым и Прохором с Городца расписывал храм Благовеще­ния в Москве (1405 г.) 330, 331, 331335, 336, 357,357, 358,359

Фи'дий(начало V в. до н. э. — око­ло 432—431 до н. э.) — древнегрече­ский скульптор, архитектор и живо­писец периода высокой классики; руководил работами по реконст­рукции Акрополя в Афинах; под его руководством выполнено скульп­турное убранство Парфенона; для скульптурных композиций харак­терны естественность и величест­венность поз, тончайшая обработка мрамора, лёгкость свободно ниспа­дающих одеяний, тесно связанная с движением фигур 119, 121, 122 — 124, 132

Фиорава'нти Аристо'тель(между 1415 и 1420 — около 1486) — италь­янский архитектор и инженер; с1475 г. работал в России; построил Успенский собор в Московском Кремле, участвовал впоходах на Новгород, Казань и Тверь как началь­ник артиллерии и военный инженер 293, 298

Франче'ска Пье'ро де'лла(около 1420—1492) — итальянский живопи­сец, крупнейший из живописцев и теоретиков искусства раннегоВоз­рождения; алтарный образ «Мадонна Милосердия» (1450— 1462 гг.), фрес­ки в алтаре церкви Сан-Франческо в Ареццо (1452—1466 гг.); картина

«Бичевание Христа» (между 1455 и 1460 гг.); парные портреты герцога УрбинскогоФедериго да Монтефельтро и его супруги Баттисты Сфорца (около 1465 г.) 429, 430 433, 430433

Фуке' Жан(около 1420—1481)—французский живописец, предста­витель раннего Возрождения во Франции; «Портрет Папы Евгения IV» (40-е гг.XV в.), «Портрет Карла VII» (около 1444 г.), «Меленский диптих» (около 1451 — 1456 гг.), «Автопорт­рет», миниатюры в«Больших фран­цузских хрониках» (50-е гг. XV в.), миниатюры к книге И. Флавия «Иу­дейские древности» (70-е гг.XV в.) 531, 531, 532. 532

Хемиу'н(XXVII в. до н. э.) — древ­неегипетский архитектор; построил пирамиду фараона Хеопса в Гизе 27, 32

Хуан Цюань(900—965) — китай­ский художник жанра «хуа-няо» («цветы-птицы»), основатель своей школыживописи 630, 632

Чёрный Даниил(около 1360— 1430) — русский живописец; сов­местно с Андреем Рублёвым расписы­вал Успенский собор во Владимире и Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде 336

Чжоу Фан(VIII—IX вв.) — знамени­тый китайский художник; работал вжанре «жэньу» («люди») и портрета 629, 630

Чимабу'э(около 1240 — около 1302) — итальянский живописец пе­риода Проторенессанса; мастер тор­жественных алтарных картин 408, 409, 409

Чи'рин Проко'пий Ива'нович(конец XVI — первая половина XVII в.) — русский живописец строгановской школы; иконы отличают­ся утончённостью миниатюрного письма и изысканностью 376

Чонг Сон(1676—1759) — осново­положник национального корей­ского пейзажа 649, 649

Чоу Ин(первая половина XIV в.) — китайский художник; работал в бы­товом жанре «жэньу» («люди») 639

Шли'ман Ге'нрих(1822 — 1890)—немецкий археолог; обнаружил Трою при раскопках холма Гиссарлык (Ма­лый Замок) на северо-западе Турции; особенно знаменит «клад Приама»; вёл раскопки также в Микенах, Орхомене и др. 98, 99, 103

Шо'нгауэр Ма'ртин(около 1453— 1491 гг.) — немецкий живописец и график; картина «Богоматерьв бесед­ке из роз» (1473 г.), «Святое семейст­во», гравюра «Несение креста» 542. 543, 543, 545

Шэнь Чжо'у(1427—1507) — китай­ский пейзажист 639

Эйк Ян ван(между 1390 и 1400 — 1441) — нидерландский живописец; Гентский алтарь (около 1422— 1432 гг.), алтарная композиция «Ма­донна канцлера Ролена» (около 1435 г.); портрет супругов Арнольфини (1432 г.) 498, 499, 499, 500, 500, 501, 503, 504, 506

Энку'(XVII в.) — японский скульп­тор; автор деревянных статуй буд­дийских божеств — национального сокровища Японии 657

Я'ковлев По'стник(XVI в.) — русский зодчий; совместно с Бармой возвёл Покровский собор (Собор Василия Блаженного) на Красной площади; по одной из гипотез, это однои тоже ли­цо — Иван Яковлевич Барма 310

Янь Либэ'нь(VII в.) — китайский художник-портретист; занимал высо­кие должности при императорском дворе 629

ПРИМЕЧАНИЕ.

Светлым прямым шрифтом обозначены номера страниц, содержащих информацию об архитекторах, скульпторах, художниках; курсивом номера страниц с иллюстрациями.








Дата добавления: 2014-12-07; просмотров: 832;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.074 сек.