Ян ван Эйк. Дрезденский триптих. 1437 г.
Слу'хи — в древнерусском зодчестве такназывались слуховые окна,
Старовизантийский стильстиль книжного орнамента; торжественный, роскошный орнамент подражающий искусству перегородчатой эмали; отличается чистыми, яркими цветами, обилием золота.
Старопечатный стиль— стиль русского книжного орнамента;возник во второй половине XVI — XVII вв.; в орнаментике появляются мотивы, заимствованные из западноевропейских гравюр.
Ста'туя— объёмное произведение скульптуры, изображающее человека или животного в натуральную величину или больше.
Сте'ла— вертикальная каменная плита с надписью или рельефом.
Стереоба'т —в античнойархитектуре ступенчатое основание храма или колоннады.
Стилоба'т— верхняя ступень цоколя храма (стереобата), на которой стоит колоннада.
Стиль— устойчивое единство художественных принципов, приёмов и средств, используемых при создании произведений искусства.
Стро'гий стиль(ранняя классика) — стиль греческого искусства (500— 450 гг. до н. э.).
Стук(стукко) — искусственный мрамор, полированный гипс с мраморной крошкой.
Сту'па— в индийской архитектуре буддийское символическое и мемориальное сооружение, хранилище реликвий; имеет полусферическую или башнеобразную форму.
Сту'па-тхат — вариант буддийской ступы в Лаосе; отличается остроконечной, сильно расчленённой верхней частью.
Субурга'н— в архитектуре Тибета и Монголии мемориальное буддийское сооружение, разновидность ступы, хранилище реликвий; состоит из пьедестала, реликвария и шпиля.
Таджа'ра— дворцовое жилое помещение у древних иранцев.
Та'нка— в живописи ламаистская икона в форме свитка с изображением на загрунтованном холсте одного или нескольких божеств.
Текто'ника— художественное выражение закономерностей конструкции предмета или строения; зрительная передача тяжести и статических усилий, противодействующих ей; совокупность приёмов такой передачи; присутствует во всех видах искусства.
Те'мпера— живопись красками, связующим веществом которых служат эмульсии: натуральные (цельное яйцо, желток, соки растений) или искусственные (водный раствор клея с маслом и т.д.).
Тератологи'ческий(«чудовищный») стиль— стиль русского книжного орнамента; распространился на Руси в XIII—XIV вв.; известен по южнославянским рукописям ещё в XII—XIII вв.
Те'рмы— древнеримские бани; впервые появились в Древней Греции, получили особую популярность у древних римлян.
То'лос —в эгейском и античном мире монументальное, круглой формы в плане здание (гробница, храм) с колонным залом внутри или без него.
Тора'на— ворота в ограде ступы, ориентированные по четырём сторонам света.
Трансе'пт— поперечный неф в церковных зданиях, в том числе в храмах базиликального типа.
Тригли'фы —прямоугольные свертикальными желобами каменные плиты, которые в чередовании с метопами образуют фриз античного храма.
Трикли'ний— столовая вдревнеримском доме.
Три'птих— створчатый алтарь из трёх частей (створок).
Триумфа'льная аркаобрамляющее проезд торжественное архитектурное сооружение в честьвоенных побед и других знаменательных событий.
Триумфа'льная коло'нна— мемориальное сооружение в виде отдельно стоящей высокой колонны; посвящалось прославлению военных побед.
Триумфа'льные воро'тамемориальное сооружение в виде архитектурного обрамления проезда, созданное в честь военной победы и торжественного возвращения победителя.
Туму'лус— у этрусков гробница с круглым цоколем и полусферической насыпью.
Тя'га— в архитектуре выступ, членящий стену по горизонтали.
Тянива'(«чайный сад») — в архитектуре Японии сад, связанный счайной церемонией — тяною; составляет единый ансамбль с чайным павильоном — тясицу.
Тяною'(«чайная церемония») — вдуховной жизни Японии философско-эстетический ритуал единения людей, помогающий им выключиться из житейской суеты.
Укиё-э(«картины повседневного мира») — школа японской живописи и ксилографии XVII—XIX вв., отражающая быт и интересыгородского населения; наследовала традиции жанровой живописи XV—XVI вв.
Уре'й— изображение священной кобры, хранительницы царской власти наземле и небе; укреплялся на повязке в середине лба фараона.
У'рна— погребальный сосуд (керамический, каменный или металлический), в котором хранится прах.
Урна'— круглое пятно на лбу у изображений Будды; глаз мудрости.
Уста'в— почерк древних славянских рукописей с чётким геометрическим рисунком букв.
Уше'бти— в Древнем Египте статуэткис сельскохозяйственными орудиями в руках; помещали в погребениях.
Ушни'ша— выступ на темени у изображений Будды; символ высшей меры его знаний и мудрости.
Факту'ра— в изобразительном искусстве характер поверхности произведения.
Фаса'д— в архитектуре наружная, главная сторона здания, сооружения.
Фо'рум— площадь в Древнем Риме, где происходили народные собрания, а также устраивали ярмарки и вершили суд.
Фре'ска— живопись красками, разведёнными на воде, которые наносились по сырой штукатурке.
Дата добавления: 2014-12-07; просмотров: 1496;