Фрески Сикстинской капеллы. XVI в.
Фриз— средняя часть антаблемента, расположенная между архитравом и карнизом, а также украшающая стену декоративная полоса, часто с рельефом.
Фронто'н— треугольное поле под двухскатной крышей здания; часто служило местом размещения скульптурных композиций, украшающих древнегреческие храмы.
Ха'нива(«глиняный круг») — древняя японская погребальная керамика;названа по методу изготовления: вылепленные вручную глиняные кольца накладывают одно на другое; период расцвета V—VI вв.
Хачка'ры— в Армении вертикально поставленные каменные плиты высотой до трёх метров, покрытые орнаментальной резьбой с изображением креста в центре.
Хепре'ш— непарадный головной убор фараона; имел вид шлема синего цвета.
Хо'ры— верхняя (на второмярусе) открытая галерея, балкон внутри церкви или зала; располагались с западной стороны либо с западной, южной и северной сторон; на хорах размещались певчие, музыканты, а также орган.
Хуа-ня'о(«цветы-птицы») — жанр средневековой китайской живописи: свободная композиция из цветов, птиц, растений, плодов, насекомых, которые размещены на чистом фоне и сопровождаются каллиграфическими надписями.
«Цветы-птицы»— см. Хуа-ня'о.
Це'лла— внутреннее помещение античного храма, где находилась статуя божества; в Греции эту часть здания называли наос.
Центри'ческие сооруже'нияздания, восходящие к античным мавзолеям; представляли собой в плане квадрат, круг, восьмиугольник или равноконечный крест.
Цо'коль— нижняя, обычно несколько выступающая часть наружной стены архитектурного сооружения (например, здания, памятника), лежащая на фундаменте.
Ча'йтья— в Индии буддийский храм-молельня, часто пещерный.
Ча'нди— в средневековой Индонезии храм-святилище кубической формы с пирамидальной крышей.
Чарта'к— квадратное в плане четырёхарочное здание с куполом в центре; входило в комплекс древнеиранского зороастрийского храма.
Чека'нка— рельефные изображения на тонких металлических листах.
Чернофигу'рная те'хникадревнегреческий стиль росписи керамики: на красный фон наносили чёрные
фигуры; контуры и внутренниелинии фигур процарапывали иглой.
Чернь— ювелирная техника, с помощью которой на поверхность изделия, выполненного из золота или серебра, наносят сюжетное изображение, орнамент или надпись; черневым сплавом (серебро, медь, сера) заполняют предварительно гравированный либо вытравленный узор или изображение; затем изделие подвергают обжигу.
Чортэ'н— в архитектуре Тибета разновидность ступы, символ буддизма; монументальное сооружение из кирпича на мощном цоколе, сложенном из грубого камня; ставился рядом с буддийским храмом, иногда с каждой из четырех сторон света.
Шань-шу'й(«горы-воды») — вкитайской живописи жанр пейзажа с изображением гор, рек и водных потоков.
Шатёр(шатровое покрытие) —завершение центрических сооружений (колоколен,башен, храмов,
крылец, ворот) в виде четырёхгранной пирамиды либо конуса; характерен для архитектуры XVI—XVII вв.
Ше'ду— в Ассирии фантастические крылатые быки с человеческими лицами.
Шикха'ра— в буддийской культовой архитектуре невысокая пирамидальная башня над апсидой храма.
Эллини'зм— античное искусство последней четверти IV—I вв. до н. э. в Греции, Восточном Средиземноморье, Передней Азии, на Среднем Востоке, в Северной Африке, Причерноморье, в котором тесно переплелись традиции местной и греческой культуры; возникло в результате образования эллинистических монархий и распространения в них эллинской культуры после завоевания Персидской державы Александром Македонским в последней четверти IV в. до н. э.
Эма'ль— техника, применяемая в ювелирном искусстве; прочное стекловидное покрытие, которое наносят
на поверхность металлического изделия и закрепляют обжигом.
Энка'устика— восковая живопись; выполняется горячим способом красками, смешанными с расплавленным воском.
Энта'зис— архитектурный приём: утолщение ствола колонны; как правило, располагается в сё средней части.
Эста'мп— отпечаток, оттискс гравюры.
Эхи'н —часть капители дорической колонны в виде круглой в плане подушки с криволинейным краем; служит переходом от колонны к абаку.
Ямато-э'(«японская живопись») — в изобразительном искусстве Японии с X—XI вв. самостоятельное направление, противопоставленное китайской живописи; воспроизводились сюжеты средневековых японских повестей, романов и дневников; выразительно сочетались силуэты, яркие цветовые пятна, вкрапления золотых и серебряныхблёсток.
Дата добавления: 2014-12-07; просмотров: 783;