Святой Леонтий Ростовский. Икона. XVI в.
Иконобо'рчество— движение против культа икон в Византии (VIII—первая половина IX в.), объявившее иконы идолами, а культ икон — идолопоклонством.
Иконогра'фия— система вариантов изображения определённого персонажа, лица, события, христианского праздника, трактовки сюжета. В древности и в Средние века сложились строго определённые иконографические каноны, которым следовали художники.
И'конопись(иконописание) — вид станковой религиозной живописи сособым кругом сюжетов, материальной основой, техникой, приёмами и методами исполнения.
Иконоста'с— стена сустановленными вопределённом порядке иконами; в православном храме отделяет алтарную часть от помещения для
молящихся; развился из алтарной преграды, существовавшей ещё в раннехристианских храмах.
Икэба'на(«живой цветок») — японское искусство составления букетов; сам букет, составленный по принципам икэбаны.
Имплю'вий— в древнеримском доме плоский бассейн, расположенный посередине атриума, куда с крыши стекала дождевая вода.
Инициа'л— буквица, заглавная буква укрупнённого размера, помещаемая в начале текста книги, главы, части или абзаца; древнейший элемент оформления книги.
Инкруста'ция— украшение поверхности изделия кусочками камня, дерева, металла, перламутра и т. д., которые отличаются от неё цветом.
Инта'рсия— вид инкрустации деревянных поверхностей пластинками из дерева других тонов.
Интерье'р— в архитектуре внутреннее пространство здания.
Кала'н—в зодчестве тьямов (Центральный Вьетнам) башенное святилище, прямоугольное в плане, с четырьмя портиками, завершающимися остроконечными фронтонами.
Кампани'ла— в итальянской архитектуре Средневековья и Возрождения четырёхгранная или круглая башня-колокольня; всегда стоит отдельноот храма.
Каннелю'ры— вертикальные,
близко расположенные желобки в стволе колонны или пилястра.
Кано'н— совокупность строго установленных правил, определяющих основной набор сюжетов, нормы иконографии, пропорций, композиции, скульптуры, рисунка, колорита для данного типа произведений.
Кано'па— сосуд из алебастра с крышкой в виде головы человека, животного или божества; применялся для хранения бальзамированных внутренностей покойника (в Египте) или пепла после кремации (в Этрурии).
Каоли'н— глина белого цвета; служит сырьём для изготовления фарфора, фаянса.
Капе'лла— часовня; небольшое сооружение или помещение в храме для молитв одной семьи.
Капите'ль— венчающая часть колонны, столба или пилястра.
Кариати'да— скульптурное изображение стоящей женской фигуры, поддерживающей, подобно колонне, перекрытие здания.
Каридзу'ма— в японской архитектуре массивная двухскатная кровля синтоистского храма; изготовлялась из соломы или коры кипариса, позже — из черепицы.
Карни'з— верхняявыступающая часть здания, предохраняющая его степы от стекающей с крыши воды.
Карто'н— вживописи подсобный рисунок, который выполняется на плотной бумаге или ткани и затем переводится на основу; может служить самостоятельным художественным произведением.
Карту'ш— украшение в виде щита или полуразвёрнутого свитка, на котором изображены герб, эмблема, надпись.
Кенота'ф— могила, не содержащая погребения и отмеченная знаком или памятником; может иметьвид могильного холма, каменной гробницы; в древности создавалась, когда умершего или погибшего (вдали от родины) нельзя было похоронить.
Кера'мика— изделия (изразцы, скульптура, вазы и т. д.) из обожжённой глины сминеральными добавками.
Кессо'ны— квадратные или многоугольные декоративные углубления с профилированными стенками на внутренней поверхности арки или свода; иногда применяются дляулучшения акустики.
Ки'лик— древнегреческая чаша для вина с двумя тонкими горизонтальными ручками и стройной ножкой.
Кла'ссика— 1) в истории культуры эпоха высшего подъёма античного искусства, связанная с расцветом древнегреческих государств-полисов (Афины) вV—IV вв. до н. э.; оформились основы архитектурного ордера, процветала монументальная скульптура, связанная с архитектурой и декоративным искусством; 2) вшироком смысле периоды наибольшего подъёма и pacцвета культуры; совершенные, образцовые произведения искусства.
Клафт— полосатый платок с концами, спускающимися на плечи; один из атрибутов фараона.
Кле'йма—в иконописи небольшие композиции с самостоятельным сюжетом; являются частью общего замысла иконы; располагаются вокруг более крупного центрального изображения, обрамляя и дополняя его. Кокошники — в русской архитектуре XVI—XVII вв.декоративное завершение стен и сводов, обрамление барабанов и шатров церквей; имеют вид арок С заполненным полем, иногда с заострённым верхом (килевидные); часторасполагаются ярусами.
Коло'нна— вертикальная, круглая в сечении опора в конструкции здания, состоящая из ствола, капители и базы.
Колори'т— сочетание цветов в произведении искусства; по характеру может быть холодным (преобладают синий, зелёный, фиолетовый оттенки) или тёплым (господствуют красный, жёлтый, оранжевый тона), спокойным или напряжённым, светлым или тёмным; по степени насыщенности и силе цвета — ярким, сдержанным, блёклым и т. д.
Ко'лты — древнерусские женские украшения XI—XIII вв.; полые золотые или серебряные подвески с зернью, эмалью, сканью;парные колты прикреплялись сдвух сторон к головному убору.
Комплю'вий — прямоугольное отверстие В крыше атриума, предназначенное для стока дождевой воды в имплювий.
Ко'ндо(Золотой Зал) — главный храм буддийского японского монастырского комплекса; позднее стал называться Хондо.
Консо'ль —архитектурная несущая конструкция; выступ в стене или конец балки, одним концом заделанный в стену; поддерживает карниз, балкон, колонну или служит для установки статуи, вазы.
Контрапо'ствскульптуре контрастный поворот верхней части человеческого тела по отношению к нижней.
Контрфо'рсустой, поперечная стенка или вертикальный выступ, укрепляющий основную несущую конструкцию (главным образом наружную стену).
Ко'нха— полукупол, служащий для перекрытия полуцилиндрических частей {апсид, ниш) здания; часто оформлялась ввиде раковины.
Ко'ра— вдревнегреческом искусстве прямостоящая статуя девушки в длинных одеждах (VI в. до н. э.); тип коры возник в греческой архаике; женской фигуре (коре) соответствовала мужская — ку'рос.
Краснофигу'рная техника— стиль росписи керамики в Древней Греции; лаковое покрытие заполняло фон, а фигуры изображались в естественном цвете обожжённой глины; изображение было более глубоким, чем фон.
Крате'р— древнегреческий сосуд С широким горлом и двумяручками для смешивания вина с водой.
Кресто'во-ку'польный храмтип христианского храма, возникший в архитектуре Византии: купол на парусах (элементах купольной конструкции в форме сферических треугольников) опирается на четыре столба в центре здания, откуда расходятся взаимно перпендикулярные проходы.
Кро'млех— мегалитическое сооружение в виде круговых оград из больших каменных блоков; достигает ста метров в диаметре.
Кру'глая скульптурасм. Скульптура.
Ксилогра'фия— гравюра на дереве.
Ку'пол— покрытие в форме полушария или опрокинутой чаши, применяемое в круглых, овальных, многоугольных в плане помещениях.
Курвату'ра— едва заметная кривизна прямолинейных частей здания, которая применяется, чтобы устранить оптические искажения и усилить пластическую выразительность архитектуры.
Курга'н— надмогильная насыпь из земли или камня, обычно полусферической или конической формы.
Ку'рос— в древнегреческом искусстве статуя юноши-атлета, как правило, обнажённого; мужской фигуре (куросу) соответствовала женская — кора.
Лави'с— вид углублённой гравюры, когда изображение наносят на медную доску кистью, смоченной кислотой; вытравленные углубления заполняют типографской краской и делают оттиск.
Ларна'к— прямоугольный или овальный саркофаг с отверстиями в дне.
Левка'с— многослойный грунт в русской средневековой иконной живописи; приготовлялся из мелового
или гипсового (алебастрового)порошка, смешанного с клеем животного происхождения (мездровым, рыбьим и др.).
Лессиро'вка— верхний тонкий прозрачный или полупрозрачный слой красок, наносимых на сухой слой масляной живописи.
Литогра'фия— печатание с плоской поверхности камня, на которой сделан рисунок; изображение, полученное таким способом.
Лопа'тка— плоский, немного выдающийся из стены вертикальный выступ; делит стену по всей её высоте.
«Люди»— см. Жэньу'.
Люка'рна— декоративный оконный проём в скате крыше или куполе.
Мавзоле'й— чип монументального погребального сооружения; получил своё название от гробницы правителя Карии Мавсола в Галикарнасе (середина IV в. до н. э.); в подражание этому мавзолею древними римлянами было возведено несколько памятников; широко известен мавзолей готского короля Теодориха (VI в.).
Маньери'зм— течение в западноевропейском искусстве второй половины XVI в.; в искусстве маньеризма отразился кризис художественной культуры Возрождения; маньеризм был своеобразным переходным стилем между искусством Ренессанса и барокко.
Марти'рий— тип раннехристианской поминальной постройки с усыпальницей над могилой «святого мученика» .
Ма'сляная живопись— вид живописи художественными масляными красками на холсте, дереве, картоне; получила распространение в XIV в.
Машикули'— расположенные наверху стен и башен крепости навесные бойницы с отверстиями, через которые стреляли, когда неприятель находился у подножия башни или стен крепости
Меандр— распространённый в античном искусстве орнамент в виде непрерывной линии, изломанной под прямым углом.
Мегалити'ческие сооружения(мегалиты) — первобытные сооружения из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб (менгир, дольмен, кромлех).
Ме'гарон— тип жилища, состоящего из прямоугольногозала с одним-двумя продольными рядами столбов, очагом и портиком у входа.
Медальо'н— изображение в овальном или круглом обрамлении.
Мелкая пластика— см. Пластика малых форм.
Менги'р— разновидность мегалита; вертикально врытый в землю продолговатый камень высотой до двадцати метров; менгиры Могут образовывать длинные аллеи.
Мето'па— четырёхугольная плита, обычно украшенная рельефом;часть фриза.
Мече'ть— мусульманское культовое сооружение.
Минаре'т— башня, с котороймусульман призывают на молитву; находится рядом с мечетью или является её частью.
Миниатю'ра— художественное произведение небольших размеров, обычно живописное.
Миниатюра книжнаясделанные от руки рисунки, цветные иллюстрации гуашью, клеевыми, акварельными красками или золотописью в рукописных книгах, а также изобразительно-декоративные элементы оформления книг — инициалы, заставки и др.
Михра'б— молитвенная ниша в стене мечети, обращённая в сторону священного города мусульман — Мекки.
Мозаика— разновидность монументальной живописи; рисунок или узор, составленный из кусочков разноцветных натуральных камней, смальты, керамики и других материалов.
Дата добавления: 2014-12-07; просмотров: 1154;