ИСКУССТВО ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

Росписи Сигирии. VI в. Шри-Ланка.

ИСКУССТВО ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

Народы Юго-Восточной Азии — полуострова Индокитай и лежащего к югу от него Малайского архипелага — с давних пор поддерживали связи друг с другом. Для культуры Юго-Восточной Азии решающее значение имели вли­яния художественных традиций Индии, Шри-Ланки и Китая.

Особенно значительным было индийское влияние. В Индокитае широко распространились главные религии Индии — буддизм и индуизм. Хорошо известен был на полуострове индийский эпос «Махабхарата» и «Рамаяна».

В основе архитектуры Юго-Восточной Азии лежали индуистские пред­ставления о центре Вселенной, который отождествлялся с легендарной го­рой Меру — местом обитания богов. Та же идея оказала большое влияние и на понимание сущности царской власти. Царь выступал здесь как намест­ник Бога на земле или как воплощение бога с горы Меру в образе челове­ка. А потому не только храмы, но и царские резиденции строились в соот­ветствии с этой древней религиозной концепцией. Тип архитектурных построек, в которых воплотились индуистские представления об устройст­ве мира, получил название храма-горы.

БИРМА

Бирма (Мьянма) — государство в се­веро-западной части полуострова Индокитай. В первые века новой эры здесь обосновались племена монов и пью. О раннем периоде ис­тории Бирмы известно немного. Предания повествуют о буддийском посольстве, посланном сюда царём Ашокой из Индии. Буддизм и сейчас остаётся в Бирме господствующей религией. Название стране дали пле­мена бирманцев, создавшие здесь государство в XI в.

Эпоха расцвета бирманского зод­чества связана со столицей средне­векового государства — Паганом. Этот город считается жемчужиной мировой архитектуры. Знамениты своими формами и отделкой ступы Пагатта.

Величественна и нарядна пагода Швезандо (XI в.), возвышающаяся на пяти террасах. К ней ведут большие торжественные лестницы, располо­женные по четырём сторонам света. Буддийская ступа в Бирме, образцом которой является Швезандо, состо­ит из кирпичной полусферы и стоящей на ней огороженной над­стройки кубической формы, где на­ходится камера для даров и святынь. На ней расположены сужающиеся кверху концентрические круги. Вся конструкция обычно завершается конусообразным шпилем с элемен­том тхи, который напоминает язы­чок пламени. Это украшение отли­чает бирманскую архитектуру.

Идея храма-горы, характерная для искусства Юго-Восточной Азии, воплощена в знаменитом храме Ананды в Нагане (XII в.). Эта по­стройка напоминает индийский храм с невысокой пирамидальной башней. Храм завершается шестиступенчатой кровлей, которая украшена миниатюрными ступами, башенками, а также фигурами сто­рожевых львов. В центре кровли величественно возвышается позоло­ченная ребристая башня с навершием в виде язычка пламени.

По сравнению с архитектурой другие виды искусства в Бирме были развиты незначительно. Скульптура и живопись служили в основном для украшения зданий. Скульптура была представлена прежде всего статуями Будды.

*Пагода — в буддийской архитектуре стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии многоярусная башня-реликварий — вместилище для хранения реликвий. Имеет нечётное (счастливое) число ярусов.








Дата добавления: 2014-12-07; просмотров: 1324;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.