ИСКУССТВО ХАЛИФАТА АББАСИДОВ
Халифы династии Аббасидов (750— 1258 гг.) переместили центр Халифата в Ирак. Стремление этих правителей утвердить могущество династии выразилось в небывалом размахе градостроительства. Идея города как символа власти воплотилась в архитектуре повой столицы — Багдада (Ирак), основанного на берегу реки Тигр в 762 г. Первоначально город назывался Мадинат ас-Салам (Город Мира); предполагалось, что в нём будут жить представители всех социальных и этнических групп государства. Халиф лично осмотрел намеченный золой на земле план будущего города и поручил астрологам выбрать время его закладки. Мадинат ас-Салам — круглый в плане, укреплённый стенами и рвом, с четырьмя золотыми куполами над городскими воротами, обращенными на четыре стороны света, с дворцом халифа в центре жилой застройки — в сущности был моделью Вселенной, посередине которой стоял трон «повелителя правоверных (мусульман. — Прим. ред.)».Видимый отовсюду зелёный купол дворца халифов украшала бронзовая фигура всадника с копьём, которой молва приписывала способность указывать, откуда к столице приближается враг. Зелёный купол как бы венчал и дворец, и столицу, и всю империю, символизируя всевластие халифа, которого в эпоху Аббасидов стали считать заместителем самого Аллаха.
Подчёркнуто монументальный стиль искусства Аббасидов окончательно сложился в архитектуре и оформлении построенного в середине IX в. города-резиденции Самарры (от арабского названия, которое в переводе означает «приятная для глаз»), протянувшейся более чем на тридцать километров вдоль берега Тигра. Первый из самаррских дворцов, Джаусак аль-
*Астрология (от греч. «астрон» — «звезда» и «логос» — «слово», «знание») — учение о связи расположения небесных светил и исторических событий, судеб людей и пародов.
Хакани, построенный в 836 г., занимал территорию, только ширина которой достигала около полутора километров. В Джаусак аль-Хакани были комплексы правительственных, парадных и жилых наземных и подземных (летних) помещений, анфилады дворов, подземные водосборные цистерны, сады с бассейнами, казармы, конюшни. Не превзойдённым по размерам культовым сооружением считалась кирпичная колонная Большая мечеть Самарры площадью 156х240 метров. От неё сохранились стены, укреплённые полукруглыми бастионами и угловыми башнями, и гигантский спиралевидный минарет Мальвия высотой свыше пятидесяти метров. В отличие от Багдада, возводившегося как дворец, каждый из дворцов Самарры строился как город, напоминая своей композицией и масштабами резиденции царей Ассирии и Вавилонии.
Самаррская дворцовая живопись с плоскостными контурными фигурами, которые скорее обозначали, чем изображали охоту, пир, танец, тоже отчасти возрождала традиции искусства древневосточных империй. Напротив, рельефы, украшавшие мечети, дворцы и жилые дома Самарры, свидетельствовали о том, что в тот период в мусульманском искусстве начал формироваться новый тип орнамента — арабеска, как назвали его европейцы.
Прекрасно сохранившаяся мечеть Ибн Тулуна (876—879 г.) в Каире (Египет) блестяще завершила ряд грандиозных аббасидских мече-
Дата добавления: 2014-12-07; просмотров: 2086;