Приведите такие примеры.
3. Какие из нижеприведенных вариантов отражают суть термина "политическая идеология":
а) доктрина, оправдывающая в глазах общественного мнения притязания какой-либо группы на власть;
б) совокупность представлений о разумном устройстве общества;
в) часть общественного сознания, представляющая собой целостное духовное образование, возникающее в результате отражения в сознании людей общественного бытия во всех его проявлениях;
г) отражение общественно-политической действительности через призму интересов определенных социальных общностей;
д) система научно обобщенных представлений об общественном бытии в форме доктрин, теорий;
е) совокупность научно обоснованных ценностей, принципов той или иной социальной группы;
ж) форма иллюзорного сознания?
4. Какое из утверждений, на Ваш взгляд, ближе к истине?
а) идеология есть «форма выражения мифологического сознания, сублимированный способ преодоления страхов и крушений иллюзий» (Г. Лассуэлл);
б) «идеология — это неузнаваемая ложь» (Б.А. Леви);
в) идеология — это «остатки» неких «чувственных догм», абсолютных истин, общественных суждений, базирующихся на смеси фактов и чувств (В. Парето);
г) идеология — это «добровольная мистификация» (К. Маннгейм);
д) «идеологиями являются системы ценностей, выступающие в качестве
политического мировоззрения, обладающего силой веры и большим
ориентационным потенциалом» (Э. Шилз).
5. Может ли быть, на Ваш взгляд, идеологический вакуум? Какому из нижеприведенных суждений Вы отдаете предпочтение:
а) любая идеология - извращенная форма общественного сознания;
б) если будет достигнут высокий уровень жизни, культуры, образованности граждан, перестанет существовать необходимость в идеологии;
в) идеология оказывает значительное влияние на формирование мировоззрения, ценностных ориентаций и поведение граждан;
г) идеология дестабилизирует общественно-политическую жизнь;
д) значение идеологии определяется ее способностью объяснить политическую действительность, обосновать ту или иную модель общественного устройства и способы ее реализации;
е) все идеологии готовы были изменить мир, но на самом деле все провозглашенные лозунги, идеалы, ценности оказались утопиями, средством манипулирования общественным сознанием?
6. Рассказ К. Чапека «Александр Македонский» написан в форме письма полководца своему учителю Аристотелю:
« Я взял себе в жены трех восточных царевен, а ныне, милый Аристотель, даже провозгласил себя богом. Да, мой дорогой учитель, богом! Мои верные восточные подданные поклоняются мне и во славу мою приносят жертвы. Это политически необходимо для того, чтобы создать должный авторитет у этих горных скотоводов и погонщиков верблюдов…
И вот слушайте, мой милый Аристотель, ради спокойствия и порядка в империи, в интересах реальной политики было бы целесообразно провозгласить меня богом и в наших западных владениях. Уверенность, что Македония и Эллада приняли принцип моей неограниченной власти, развязала бы мне руки здесь, на Востоке, дала бы возможность завоевать для Греции естественную границу на китайском побережье. Тем самым я бы навеки обеспечил мощь и безопасность своей Македонии…
И вот сейчас я прошу Вас, моего мудрого друга и наставника, философски обосновать и убедительно мотивировать грекам и македонцам провозглашение меня богом.»
Какая функция политической идеологии отражена в этом отрывке? Какие понятия политологии нашли свое отражение в этом отрывке?
7. Фраза из репортажа одного журналиста: "Сегодня в городе N прошел красно-коричневый митинг".
Какому уровню политического сознания соответствует данная оценка события?
8. Какие суждения соответствуют содержанию понятия "политическая культура"?
а) усвоенные гражданами политические знания, умения и навыки, модели поведения, проявляющиеся в политической деятельности;
б) совокупность политических знаний, оценок, норм поведения личности;
в) политическое сознание и политическое поведение.
9. Американские политологи Дж. Олмонд и Дж. Воувелл определяют политическую культуру следующим образом: "Политическая культура является совокупностью индивидуальных установок и ориентаций участников данной системы. Это - субъективная сфера, лежащая в основе политических действий и придающая им значение" .
Охарактеризуйте данное определение. Насколько оно раскрывает содержание понятия "политическая культура"?
10. Очевидно, можно привести целый ряд определений термина "политическая культура" и все они будут в большей или меньшей мере справедливыми, верными.
Как Вы считаете, можно ли отыскать "индикаторы", измерители политической культуры населения. Если да, то какие?
11. Правомерно ли при анализе политической культуры использовать понятие "национальный характер"?
12. Г. Бруэм писал, что просвещенный народ легче вести, но его труднее гнать, им легче управлять, но невозможно поработить.
Соотнесите данное высказывание с понятием "политическая культура". Насколько приведенная формулировка актуальна в наши дни.
13. В характеристиках политической культуры современного общества часто употребляются понятия "низкая", "высокая"; другие авторы считают, что не может быть "низкой" или "высокой" политической культуры: либо она есть, либо ее нет.
Выскажите Ваше отношение к сути проблемы. Обоснуйте свою позицию.
14. Американский общественный деятель Х. Манн писал: "Единственный путь к нашему спасению в политике - образование; это ковчег среди потопа".
Осуществима ли данная установка, по Вашему мнению? Что мешает этому в наши дни?
15. В политологической литературе выделяют два типа политических культур в плане их отношения к преобразованиям:
а) замкнутые, ориентированные на самовоспроизводство согласно образцу, установленному традицией;
б) открытые, ориентированные на изменения, легко усваивающие новые элементы, идеи, образцы и т.д.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 2890;