Приведите примеры указанных типов политических культур, обоснуйте свой выбор.
16. Американский политолог Р. Такер приводит такой пример: в какой-то стране Х большинство граждан убеждены, что чиновники, берущие взятки, ведут себя дурно. Между тем, несмотря на мнение большинства, чиновники продолжают собирать мзду. Что характеризует политическую культуру данной страны?
а) убеждения граждан;
б) поведение чиновников;
в) и то, и другое;
г) ни то, ни другое.
17. Приведите примеры мифов, сюжетами и темами которых были бы:
а) заговор;
б) представления о золотом веке;
в) действия героя-спасателя;
г) необходимость единства в борьбе против…
18.Назовите основные государственные символы Республики Беларусь. объясните их смысл. Сравните свой ответ с ответами товарищей, выявите общие черты в интерпретации символов. Чем объясняется одинаковое толкование символов?
ІХ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
1. Определите, представителями каких идеологий (либерализма, консерватизма, социал-демократизма) являются авторы приведенных ниже высказываний:
а) «Человек по натуре не способен жить мирно, он одержим властью, греховен, алчен»;
б) «Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно»;
в) «Через социальную справедливость к солидарному обществу»;
г) «Способность человека к справедливости делает возможной демократию. Но его склонность к несправедливости делает ее необходимой»;
д) «Я хотел бы сделать ремонт как можно ближе к стилю того здания, которое ремонтируется»;
е) «Избыток демократии равнозначен дефициту управляемости»;
ж) «Равенство — это не только юридическое, но и политическое понятие, которое надо внедрить и в социальную сферу»;
з) «Верховный государственный орган можно сравнить не с головой, увенчивающей общество, а со шляпой, которую можно безболезненно сменить»;
и) «Для постоянной стабильности человеческого общества безопаснее руководствоваться мудростью, унаследованной от прошлых поколений, чем взвешивать каждый «эфемерный» вопрос на основе личных мнений и личного разума: индивид глуп, а род мудр»;
к) «В свободе заключается не только чисто правовое значение, но и принцип самовыражения личности, равно как и самовыражение коллектива»;
л) «Только государство понимает, что есть общее благо, и только оно способно осуществить его»;
м) «Солидарность есть взаимодействие всех людей ради достижения свободы и справедливости»;
н) «Равенство — это один из необходимых элементов общества, в то время как свобода — это и средство, а в некотором смысле и цель в себе»;
о) «Государство — это то, без чего невозможно осуществить ни порядок, ни справедливость, ни внешнюю безопасность, ни внутреннюю солидарность».
2. О. Бисмарк отмечал, что легитимно то правительство, у которого больше пушек. Прокомментируйте это положение. Согласны ли Вы с мнением известного в прошлом политического деятеля?
3. Вашему вниманию предлагаются тезисы либерализма. Сформулируйте антитезисы с позиций консерватизма:
а) государство - продукт общественного договора;
б) индивидуальные права и свободы выше прав государства и общества;
в) примат прав и свобод личности, которые являются священными, неотчуждаемыми;
г) абсолютная ценность "Я";
д) ограничение функций государства ролью "ночного сторожа";
е) свобода от духовного подчинения церкви;
ж) каждый способен самостоятельно формулировать моральные ценности;
з)неравенство людей - естественный факт;
и) реформы на основе НТР;
к) главная роль в общественном прогрессе отводится знаниям, их накоплению, совершенствованию, творческому применению.
4. Мировой опыт свидетельствует: практическая реализация идей социального либерализма требует определенного уровня развития производительный сил, определенной социальной структуры и определенных политических и культурных традиций. Ориентация на либерализм при отсутствии или неразвитости их чревата серьезными общественными катаклизмами, не торжеством либеральной демократии в политике и на производстве, а становлением тех или иных форм жесткой капиталистической эксплуатации и угнетения.
На Ваш взгляд, у нас есть все необходимое и достаточное для перехода к либеральной демократии?
5. Представители неолиберализма считают, что благополучно обстоят дела в тех обществах, где гражданское общество активно, а государство пассивно.
С точки зрения Р.Арона, демократические режимы функционируют хорошо тогда, когда мотор заложен в самом гражданском обществе, а тормоз - в правительстве.
Согласны ли Вы с указанной концепцией? Аргументируйте свою позицию.
6. Английский философ Э. Берк, классик, английского традиционного консерватизма утверждал "даже когда я изменяю..., я должен сохранять. Я хотел бы сделать ремонт как можно ближе к стилю того здания, которое ремонтируется".
Другой англичанин М. Оукшотт подчеркивал, что "быть консерватором означает предпочитать известное неизвестному, то, что испытано - тому, что не прошло проверку практикой, факт - выдумке, действительность - тому, что возможно, ограниченное - безграничному, близкое – да-
лекому, достаточное - изобилию, обычное - совершенному, сегодняшнее веселье - утопическому блаженству".
Можно ли считать реакционными подобные взгляды? В чем их привлекательность?
7. Сгруппируйте предлагаемые политические идеи неолиберализма и неоконсерватизма:
а) правовое равенство граждан, политический плюрализм;
б) авторитет церкви, семьи;
в) политической деятельностью могут заниматься только профессионалы (элитизм);
г) акцент на реализации принципа социальной справедливости;
д) социальные выплаты порождают иждивенчество, "революцию растущих притязаний";
е) социальное равенство - равенство возможностей, но не равенство условий и результатов;
ж) частная собственность, свободная конкуренция, рыночные отношения - основы эффективной экономики.
8. Ортега-и-Гассет, один из видных идеологов современного консерватизма, главную опасность человечества видит в политизации человека, в превращении его в "политическое животное". Он выступает за примат религии, искусства, спорта и прочих мирских удовольствий в жизни человека.
Выскажите Ваше отношение к указанной проблеме. Прав ли, на Ваш взгляд, испанский философ?
9. Вписывается ли социалистическая идея в контекст развития мировой цивилизации, или социализм означает тупиковую ветвь человечества?
Обоснуйте свой ответ.
10. Франсуа Миттеран в одном из своих выступлений сказал, что французская социалистическая партия не является марксистской, но она вдохновляется марксизмом.
Как Вы понимаете смысл данного высказывания? Оцените его с учетом отношения к марксизму общественного мнения в наши дни.
11. В. Брант отмечал, что социализм не есть состояние общества, которое можно достигнуть. Это - перманентная задача.
Согласны ли Вы с такой позицией?
12. Известный лидер анархизма М. Бакунин рассматривал свободу одновременно и как цель, и как средство прогресса. Он считал, что нельзя достичь свободы в будущем, ущемляя ее в настоящем. Поэтому государство (аппарат насилия) и тем более диктатура пролетариата, означающая, что одна часть общества подавляет другую, не может быть средством достижения свободы.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 4370;