Лексико – семантическое поле цвета в поэзии А. Блока
А.Блок - бесспорно, самый яркий представитель символизма в русской литературе. В своей поэзии Блок использует изначально присущие цвету свойства символа и его способность порождать массу ассоциаций.
Образования новых номинаций как самостоятельных слов (дериватов) в языке поэзии обусловлено необходимостью более полного и красочного отражения действительности в формировании поэтической картины мира. Поэзия Александра Блока насыщена цветовой символикой.
Это означает, что в ней не только много цветообозначений, но и то, что они обладают неким смыслом, отличным от их прямых физических значений. Цветовые решения отражают своеобразие авторского мировидения в индивидуальных стилях А. Блока. Лирические темы этого поэта могут быть различными, однако цветопись составляет одну из доминант его художественного почерка. Цветообозначения участвуют в создании символов, выражающих основное содержание и многоликую направленность этой поэзии. «Признак цвета слит еще со всеми другими признаками предмета или существа, но уж если он извлечен и показан в поэтическом тексте как важное свойство их, тогда такой признак - не просто признак - не просто цвет, как сегодня у нас, он - символ[24].
Поэтическая функция, в концепции ГО. Винокура, самым решительным образом осложнена эстетическими (по содержанию - семантикостилистическими и, следовательно, семиотическими) коннотациями. Символика цвета в произведении, как правило, связана с его принадлежностью к какому-либо явлению, миру чувств, предмету. То что языковые явления в художественных произведениях всегда предстают перед нами иными, чем в речевом обиходе, объясняется тем, что они окрашиваются в них различными переносными оттенками и формируются выражаемой писателями идеей в единую образную систему.
Природа в его поэзии иллюстративна. Она похожа на театральные декорации и изображается им в виде знаков, которые являются символами того или иного образа или чувства. Цвет в создании подобных символов играет важнейшую роль, т.к. способен порождать массу ассоциаций.
Цветовые эпитеты А.Блока - живое движение красок. Создается атмосфера красочности:
Каждый конек на узорной резьбе Красное пламя бросает к тебе. Купол стремится в лазурную высь. Синие окна румянцем зажглись. (Отдых напрасен. Дорога крута…) |
Белой ночью месяц красный Выплывает в синеве. (Белой ночью месяц красный…) |
Для описания лексико – семантического поля «цвет в поэзии А.Блока было отобрано семь лексико-семантических групп (ЛСГ), называющих наиболее часто встречающиеся у А.Блока абстрактные цветообозначения (ЦО).[25]
1. ЛСГ с доминантой «белый»
Белый цвет характерен для мира Блока. Прилагательное «белый сочетается с такими существительными, как птицы, храм, церковь, ангел Бога, зарево, вьюга, мечта, огонь, ложь, русалка и т.д.
Большинство эпитетов наряду с прямым значением (белый лебедь, белое платье, белый цветок) могут получать в контексте метафорический смысл:
Из лазурного чертога Время тайне снизойти. Белый, белый ангел Бога Сеет розы на пути. (Ранний час. В пути незрима…) |
Здесь прилагательное «белый», казалось бы, представлено в прямом значении, но из контекста виден семантический сдвиг: «лазурный чертог- нечто одухотворенное, божественное, поэтому «белый» характеризует чистоту, ясность предвестника Прекрасной Дамы. Сема чистоты уже заложена в белом цвете.
Б.Соловьев отмечает, что у Блока «эпитет словно бы взрывает обычное представление о предмете повествования, поэт неожиданным образом сталкивает прилагательное с обозначаемым им явлением, переводя понятия духовного и морального порядка на сложную цветовую гамму[26].
Как ты лжива и как ты бела! Мне же по сердцу белая ложь… (Днем вершу я дела суеты…) |
Излюбленным приемом Блока является употребление белого цвета как ауры, сопровождающей описываемый предмет: белая мечта, белая смерть, белый стан, белая пристань:
Ты услышишь с белой пристани Отдаленные рога. (Последний путь) |
В «Стихах о Прекрасной Даме», как известно, лирический герой поэта находится в постоянном ожидании прихода Прекрасной Незнакомки, и неслучайно он обращается к ней:
Белая Ты, в глубинах несмутима, В жизни строга и гневна. Тайно тревожна и тайно любима. Дева, Заря, Купина. (Странных и новых ищу…) |
2. ЛСГ с доминантой «синий»
Исследователи поэтического наследия А.Блока не раз отмечали, что особое место в его поэтике принадлежит синему цвету. «Синий передает не столько цвет, сколько эмоциональное осмысление контекста[27].
Традиционно «синий и его оттенки - символ гармонии и покоя, для Блока - символ непорочности и первозданности. Это цвет Прекрасной Дамы (цикл «Стихи о Прекрасной Даме»). Она - «голубая царица земли», пришедшая «голубыми путями», живущая в «лазурном чертоге».
Хотелось бы отметить удивительную связь цветовых прилагательных А.Блока и магических цветов русской иконописи. «Голубая лазурь в иконах русских мастеров - цвет, символизирующий одухотворенность, возвышенность чувств, особое состояние души. И в стихах Блока:
Бог лазурный, чистый, нежный Шлет свои дары. (Моей матери) |
Ты - молитва лазурная… (Ты - молитва лазурная…) |
Эпитеты «синий», «голубой», как правило, используются при изображении пространства. Семантика дальности, бесконечности, потенциально свойственная этому цвету, опирается на традиционно-фольклорные эпитеты (словосочетания типа «синее море», «синее небо») и проявляется в сочетаемостных сдвигах, т.е. когда определяемый компонент не является прямой номинацией водного или небесного пространства: синие окна, голубые пути, голубые химеры.
Ты прошла голубыми путями, За тобою клубится туман. (Ты прошла голубыми путями…) |
В данном примере речь идет именно о небе, однако перифрастическая номинация включает в себя такие обозначения пространства, которые на языковом уровне не сочетаются с прилагательным «синий».
«Лазурный» у Блока преимущественно связан с обозначением небесного пространства как стихии. При этом «лазурь нередко является метафорой духовного стремления и пути в запредельность:
Из лазурного чертога Время тайне снизойти. (Ранний час. В пути незрима…) |
Также синий цвет часто употребляется при описании человека: синие глаза, сине черная коса, иссиня-черные волосы, синеокая, синеватые дуги бровей.
Шлейф, забрызганный звездами, Синий, синий, синий взор. (Шлейф, забрызганный звездами…) |
Вообще, голубой цвет - один из самых любимых цветов А.Блока. Доказательством этого может служить строка из его стихотворения:
Я - голубой, как дым кадила… (О жизни, догоревшей в хоре…) |
Кроме того, первая любовь Блока Ксения Михайловна Садовская, по воспоминаниям М.А.Бекетовой, была «…высокая, статная дама с великолепными синими глазами…».[28] Именно ее в цикле «Через двенадцать лет поэт называет «синеокой», попадая в «синий, синий плен очей этой женщины, а когда узнает о ее смерти, с горечью пишет:
И когда в тишине моей горницы Под лампадой томлюсь от обид, Синий призрак умершей любовницы Над кадилом мечтаний сквозит. (Через двенадцать лет) |
3. ЛСГ с доминантой «красный»
Эпитет «красный сочетается со множеством слов: как со словами, имеющими именно такой цвет предмета или реалии (красное пламя, красные ленты, алый бархат), так и с абстрактными понятиями:
Через Симплон, моря, пустыни, Сквозь алый вихрь небесных роз. (Комета) |
Терем высок и заря замерла. Красная тайна у входа легла. (Отдых напрасен…) |
В последнем примере слово «красный употреблено в значении «опасный», «волнующий». Этот цвет - знак тревоги, трагедии.
«Красный становится чисто условным обозначением очень сложной гаммы ассоциативно возникающих образов (красная тайна, красный смех и т.д.). Но при всей сложности соответствий оттенок угрожающего, страшного и вместе с тем волнующего и возбуждающего интерес, по-видимому, характерен для всех употреблений слова «красный в текстах Блока.
Красный цвет представлен в эпитетах Блока множеством оттенков: розовый, алый, красноватый, пунцовый, багровый, кровавый, багряный и т.п.
«Алый» реализуется как средство цветовой характеристики нарядной одежды (или ее деталей) в произведениях русского фольклора. «Яркость, нарядность предметов и деталей нарядной одежды, отраженных в поэтических произведениях, связанных с языком фольклора и получающих цветовую характеристику через слово «алый», свидетельствует об их не повседневном, праздничном назначении.[29]
У Блока этот цвет в каком-то смысле тоже праздничный: это знак любви, которая есть или которая была, это праздник ожидания, это нежный и ласковый свет зари.
Ты, в алом сумраке, ликуя, Ночную миновала тень. (Я понял смысл твоих стремлений…) |
Словосочетание «алый сумрак позволяет увидеть мрак, отступающий при появлении Прекрасной Дамы.
Эпитеты «кровавый», «багровый несут отрицательную сему. «Кровавый ассоциируется с чем-то зловещим, усиливает мрачную настроенность стихотворения:
Поверь, мы оба небо знали: Звездой кровавой ты текла, Я измерял твой путь в печали, Когда ты падать начала. (Твое лицо бледней, чем было…) |
На примере ЦО красный можно проследить эволюцию блоковского восприятия цвета. В «Стихах о Прекрасной Даме «красный- цвет «яркости и страсти»:
Встали зори красные, Озаряя снег. Яркое и страстное Всколыхнуло брег. (Ночью вьюга снежная…) |
А в цикле «Город», написанном поэтом в смутные годы (1904-1908), Блок актуализирует значение «цвет крови». И здесь «красный - символ окружающего ужаса и смерти.
ЦО красный, часто встречающееся у поэта в описании людей, в этом цикле имеет не только и не столько значение реального цвета (лица, озаренные огнем или красное от мороза лицо), но и более глубокий смысл. Так, в стихотворении, посвященном З.Н.Гиппиус, Блок пишет:
От дней войны, от дней свободы - Кровавый отсвет в лицах есть. (Рожденные в года глухие…) |
4. ЛСГ с доминантой «черный»
Довольно часто А.Блок использует прилагательные ЛСГ с доминантой черного цвета. Эти ЦО употребляются, когда речь идет о чем-то ярком (выразительном), таинственном: черный гнев, черный смех, черный бриллиант.
Рабом безумным и покорным До времени таюсь и жду Под этим взором, слишком черным В моем пылающем бреду… (Перехожу от казни к казни…) |
Или когда речь идет о чем-то непостижимом, страшном, вызывающем ужас: черная душа, черная кровь, черные жилы, черный бред.
Скелет, до глаз закутанный плащом, Чего-то ищет, скалясь черным ртом. (Пляски смерти) |
Употребление эпитета «черный» в контекстах, связанных с утратой и страданием, опирается на традиционную символику черного цвета как цвета скорби. Например, вот как говорится о думе, которая терзает поэта:
И проникало в тишину Моей души, уже безумной, И залила мою весну Волною черной и бесшумной. (Я медленно сходил с ума…) |
Или о тяжелом, гнетущем душу чувстве: Надо мной небосвод уже низок Черный сон тяготеет в груди. (Разгораются тайные знаки…) |
В «Стихах о Прекрасной Даме «черный» используется больше для обозначения цвета окружающих предметов, природных объектов (ворон, небо, ночь, скала и т.д.), которые символизируют мир во мраке, мир без Госпожи. Поэтому в этом цикле черный цвет не доминирует, а находится в равновесии с цветами Прекрасной Незнакомки. Господствующим «черный становится в циклах «Страшный мир», «Фаина».
5. ЛСГ с доминантой «серый»
ЦО этой группы употребляются как в прямом значении (серые лужи, серые камни, серое небо, серый дым, серая ограда, серые избы, серые стены), так и в переносном (серый ветер, седой туман, серые сферы, седое утро).
Когда над рябью рек свинцовой В сырой и серой высоте... (Осенняя любовь) |
Серый цвет - символ тоски, безысходности и душевной опустошенности. У Блока он является атрибутом «железно-серого города с «серыми оградами», «серыми лужами», «сизыми окнами (цикл «Город»). «Серо-каменное» тело города располагается под «серым небом», в «дымно-сизом тумане».
6. ЛСГ с доминантой «зеленый»
Зеленый цвет не характерен для поэзии А.Блока и встречается нечасто. Обычно он реализуется в прямом цветовом значении, сочетаясь со словами, обозначающими растительные и природные объекты: зеленый клен, зеленая травка, зеленая поляна.
В атмосферу зеленого цвета – спокойную, затягивающую – мы попадаем, читая поэму «Ночная фиалка. Сон»:
Сквозь лилово-зеленые сумерки В сон, и в дрему, и в лень… |
Сочетание эпитета «зеленый с существительным «звезда достаточно нетрадиционно и в стихотворениях Блока создает атмосферу волшебства, яркости:
И ангел поднял в высоту Звезду зеленую одну. (Свирель запела на мосту…) |
Зеленой звездою С востока блесну. (Мой милый, будь смелым…) |
7. ЛСГ с доминантой «желтый»
Эпитет «желтый не характерен для поэтики Блока. Вот что отмечала критик и подруга А.Блока Е.Ф.Книпович, говоря о его цветовом восприятии: «Желтый он ощущал мучительно, но не глубоко. Желтый цвет для него не играл важной роли в мире искусства[30].
«Желтый встречается в поэзии Блока в ближайшем цветовом значении (желтый свет, желтое зарево, желтая нива и т.д.), но только в эмоционально-сниженных контекстах. Обычно «желтый передает оттенки вечернего неба, солнечного дня или электрического света:
В черных сучьях дерев обнаженных Желтый зимний закат за окном (К эшафоту на казнь осужденных Поведут на закате таком). (Унижение) |
К ЛСГ желтого цвета примыкают прилагательные «ржавый и «рыжий». Их употребление в текстах Блока очень специфично: ржавая вода, ржавый воздух, ржавая душа. Нередко поэт называет «рыжими не только волосы (рыжая ночь твоих кос), но и глаза (рыжий сумрак глаз, рыжи ее глаза от солнца и песка), одежду (грязно-рыжее пальто).
Каждый цвет - определенный символ у Блока или средство создания символа. Он использует традиционную символику какого-либо цвета и создает собственный, неповторимый образ-символ.
Цвет | Традиционный символ | Символ А.Блока |
Белый | Чистота, ясность | Смерть, пустота, изначальность |
Синий | Гармония, покой | Непорочность, первозданность |
Красный | Опасность | Тревога, трагедия |
Черный | Скорбь | Тайна, страх, страдание |
Серый | Тоска | Безысходность |
Зеленый | Весна | Волшебство |
Выделены наиболее употребительные ЛСГ с доминантами: белый, синий, красный, черный, серый, зеленый, желтый
Все стихотворения А.Блока насыщены цветом. Цветовые прилагательные в его поэзии - живое движение красок, ими создается атмосфера красочности. Блок – поэт-символист. Для создания своих символов он постоянно использует цвет, что обусловлено изначально присущими цвету свойствами символа и способностью порождать массу ассоциаций[31].
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 15182;