Социология «среднего значения» Р. Мертона
Сердцевиной всякой научной деятельности
является установление принципиальной
взаимосвязи между теориями и
методами, используемыми для получения
соответствующих данных.
Е. Холландер
В решении проблемы соединения теории и метода в социологии Р. Мертон (1910) предложил инновационный подход создания «среднего значения теории». С одной стороны, он был направлен против «чистого» эмпиризма, вступившего в противоборство с теорией
против специальных аналитических усилий в социологии. С другой - против «всеохватывающей»(«большой») теории структурного функционализма, которая сама нуждалась в дополнительной перспективе для раскрытия полной картины мира. Мертон считал, что для создания подобных теорий в социологии нет соответствующей теоретико-эмпирической базы.
Но как заметил Вольтер, «между двумя мнениями лежит не истина, а проблема». В данном случае она заключалась в том, как ликвидировать разрыв между эмпирией и теорией, минуя философскую методологию. Последнюю, в силу абстрактности и спекулятивности процедур, Мертон жестко ограничивал от социологии. В поисках теоретического фундамента для неё, он обратил внимание на то, что в эмпирических исследованиях получалось нечто неожиданное (serendipity), которое дает новую ориентацию теоретическому видению предмета исследования. Следовательно, в них имела место не только верификация операциональных понятий и подтверждение (опровержение) гипотез. Эмпирические исследования также играли активную роль в том смысле, что давали толчок к поискам новой теории, заставляли пересматривать понятия, прояснять основания социологии.
Однако в данной ситуации происходил переход социологии от акцента на общую теорию к акценту на построение специализированных предметов изучения и соответствующую им разработку отдельных понятий. Тем самым происходило снижение первоначального (общетеоретического) уровня претензий. Наряду с этим, наблюдалась тенденция к комбинированию эмпирии (эмпирических исследований) и теории: последняя становилась пригодной для первой. Получающийся при этом теоретический уровень обобщения эмпирического материала занимал как бы промежуточное положение, ликвидирующее разрыв при переходе от низшего (эмпирического) к высшему (теоретическому) знанию и наоборот, минуя философию (метафизическое, спекулятивное знание).
Таким образом, борьба с «чистым» эмпиризмом и сомнение в научной адекватности структурного функционализма как всеохватывающей социологической теории привели Мертона к парадигмальной концепции теорий среднего уровня («малые» теории») - специальных социологических теорий (ССТ). .
Специальные социологические теории - это теоретические конструкции, объясняющие специфические конкретные единообразные действия, процессы и отношения в социальной сфере, изучаемые с помощью специальной социотехники.
Для неё характерны:
1. Собственная теория локальных сфер исследования, тесно связанная с отдельными областями конкретной реальности (повседневной жизни). При отсутствии общих закономерностей развития общества раскрытие специфических законов и закономерностей являлось главным направлением развития социологического знания.
2. Сохранение теоретической «научности» для эмпирических исследований, исключая претензию на всеобщность социологической теории. При этом зрелая специальная социологическая теория решала проблемы методологического характера, связанные с «наведением мостов» между теорией и эмпирией. Она последовательно ориентировала эмпирические исследования на достижение теоретически и практически значимых результатов. Но и сама ССТ, в свою очередь, являл ась теорией, «нагруженной» эмпирическим содержанием.
3. Наличие для изучения социальных механизмов локальных сфер социальной жизни своей системы понятийного аппарата. Его разработка позволяла адекватно соотносить теоретический и эмпирический уровни социологического исследования. Наличие таких понятий являлось достаточным для формулировки гипотез и построения практически плодотворных выводов и рекомендаций.
При этом особо стоял вопрос наличия теоретически обоснованной системы верифицируемых переменных, имеющих эмпирические референты. Она призвала четко соотносить теоретический и эмпирический уровни в рамках ССТ, систематизировать результаты эмпирических исследований. Кроме того, данная система последовательнее ориентировала исследования на верификацию и развитие теоретических положений.
4. Инструментальность и убедительность в глазах практиков - политиков, менеджеров, исследователей (не социологов) и т. д.
К разновидностям ССТ относят отраслевые и специальные. К отраслевым относятся те, которые формируются на стыке социологии и других наук: экономической, политической, управления и т. п.
Как раз стыковые проблемы науки являются преимущественными точками её роста. Термин «социология» указывает на использование методов социологического исследования - экономическая, политическая социология,. социология истории, права, управления и т. п.
К специальным относится слой социологических теорий, который возникает в специфических социальных сферах - социология досуга, массовых коммуникаций, культуры и т. п.
В результате проясняется место социологии в системе наук: она не является «супернаукой» И её взаимоотношения с другими науками решаются на основе принципа равенства.
Социология выступает как фактологическая наука о локальных областях социальной жизни в их конкретном состоянии. Факт в ней выступает как конкретное выражение социальных явлений, зафиксированное в наблюдении:
- данные жизненно-практического опыта;
- логические конструкции (фактологические утверждения);
- научные факты.
Процедура показа данного состояния включает в себя:
1. Этап строгого отбора и накопления фактов (при достаточно большой и однородной совокупности).
2. Этап обработки и описания единообразных фактов.
3. Этап объяснения и интерпретации фактов теоретический уровень познания.
Эмпирический уровень - это организованный уровень конкретного социологического познания, базирующийся на социальных фактах и специальных методах их сбора, измерения, обработки, анализа.
Теоретический уровень - это логико-понятийный уровень социологического познания, базирующийся на методах построения научно-теоретического знания.
В данной трактовке социологии выражается движение к стилю классической социологии, соединяющему человеческие заботы и социальные проблемы, эмпирический и теоретический уровни научного познания. Данное движение социологии к фрагментации через специализацию - построению теорий среднего уровня - стало популярным в 60-е годы. В частности, картина специализации социологов США складывалась следующим образом (относительно общей выработки): методы и техника исследования, статистика - 29; социальная психология 21; социальные изменения - 19; стратификация и мобильность - 18; политическая социология 18; социология знания и науки - 16; города 15; организации - 15; семьи - 15; демографии 13; расовых отношений - 11; образования - 11;
коллективного поведения - 7; девиации и социальной патологии - 7; промышленности - 6; села- 5; криминологии - 3; экологии - 7; массовой коммуникации - 3; медицины - 2; социологическая теория - 12; сравнительная социология - 9; региональная социология - 8; математическая - 8.
Данная тенденция специализированных социологических теорий (их более ста) и сегодня преобладает над интеграцией социологического знания в общесоциологическую теорию.
Итак, социология среднего значения - это совокупность ССТ, ориентированных на конкретно очерченное социологическое знание в доступных проверке (наблюдению) сферах социальной жизни и участвующих в реальном управлении социальными процессами.
Свои идеи о теории «cpeднeгo значения» Мepтон воплотил в учении аномии, объясняющем различные типы отклоняющегося (девиантного) поведения. В отличие от Парсонса, он сосредоточил усилия на изучении дисфункциональных явлений, возникающих вследствие напряжений и противоречий в социальной структуре. Источником аномии является акцентирование определенных целей-успехов без эквивалентного акцентирования институциональных средств. При этом Мертон опирался на функционализм как метод поиска значения факта, исходя из его отношения к общественному целому и интерпретации социологических данных.
Точно так же он оценивал и структурный функционализм: это всего лишь специфический метод научной мысли. В этом качестве он оказывается эффективным при изучении любых функциональных систем, в том числе и при построении теорий среднего уровня.
В отличие от общих теорий, предмет специальных социологических теорий имеет более узкие пространственно-временные границы. Поэтому многочисленные «малые» теории, не имеющие общесоциологического статуса, оказываются не связанными между собой единой теоретической основой. Данная ситуация ведет к потере контакта с общепринятой концепцией предмета науки. Но тогда возникает вопрос: не является ли социология как наука «колоссом на глиняных ногах»?
Призыв к объединению эмпирических исследований с общей теорией социологии прозвучал на Всемирном конгрессе в Эвиане (1966 г.).
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 2026;