Становление педагогических и естественно-научных основ отечественной физической культуры
Прогрессивные взгляды на физическое воспитание известного русского хирурга, педагога и общественного деятеля Н. И. Пирогова определились под влиянием его участия в Крымской войне (1853—1856). Военные действия со всей очевидностью показали неудовлетворительную физическую подготовленность российской армии. В 1856 г. Н. И. Пирогов обратился к правительству с просьбой организовать в России институт по подготовке специалистов для преподавания гимнастики, однако его призыв не был поддержан. Н. И. Пирогов также поставил вопрос о необходимости внедрения в школах России научно обоснованной системы физического воспитания, которого в стране вообще не существовало.
Развитие физиологии физического воспитания и спорта во многом связано с научной деятельностью выдающихся русских физиологов И. М. Сеченова, Н. Е. Введенского, И. П. Павлова.
С именем И. М. Сеченова тесно связано создание теории утомления при физической работе. Экспериментально он доказал, что активный отдых более эффективен, чем пассивный: “...К немалому моему удивлению, — писал он, — наиболее действенным оказался не временный покой работавшей руки (им был сконструирован специальный эргограф, на котором можно было имитировать “пилящие” движения руки), а покой ее, даже более кратковременный, связанный с работой другой руки”. И далее: “Источник ощущения усталости помещают обыкновенно в работающие мышцы, я же помещаю его... исключительно в центральную нервную систему”.
Большое значение для физического воспитания и спорта имеют открытия известного физиолога Н. Е. Введенского. Он считал, что “...каждый молодой организм в нормальных условиях носит в себе громадный запас сил и задатков. Обычно лишь часть этих сил и задатков действительно осуществляется и утилизируется в дальнейшей жизни человека, причем в большинстве случаев лишь незначительная часть. Насущный вопрос заключается в том, как использовать по возможности полнее тот богатый запас сил, который заложен в наш организм”. Проблема резервных возможностей организма человека, особенно в спорте высших достижений, в дальнейшем становится одной из центральных.
И. П. Павловым были раскрыты представления о физиологических механизмах двигательных умений и навыков. Согласно его теории, в основе обучения движениям животных лежит рефлекторная деятельность нервной системы. Им сформулировано понятие динамического стереотипа, позволившего объяснить сложное двигательное действие, процесс формирования которого состоит из цепочки одновременных или последовательных более простых движений. Работы этого ученого обосновали сигнальную функцию условного раздражителя. Раздражитель следует понимать как сигнал (это требование отразилось в названиях —“первая и вторая сигнальные системы”).
И. П. Павлов стал первым ученым дореволюционной России, удостоенным Нобелевской премии (1904).
Исследования И. П. Павлова по физиологии высшей нервной деятельности (второй сигнальной системы, типов нервной системы и др.) сыграли большую роль в развитии физиологии, медицины, психологии, педагогики.
В нашей стране теория И. П. Павлова о том, что “одним из ведущих механизмов научения являются условные рефлексы”, легла ; в основу теории обучения двигательным действиям в качестве одного из элементов методологии. Физиологическое обоснование формирования двигательных умений и навыков в физическом воспитании и спорте в свете положений теории условных рефлексов было продолжено сотрудником и учеником И. П. Павлова А. Н. Крестовниковым.
Позднее значительный вклад в теорию обучения движениям (Внесли отечественные ученые П.К.Анохин, Н. А. Бернштейн, П. Я. Гальперин и др.
Вторая половина XIX в. связана с деятельностью основоположника отечественной педагогики К. Д. Ушинского. Он впервые научно доказал большое значение физического воспитания в общем процессе воспитания ребенка. Во-первых, в процессе умственного воспитания необходимо его закономерное чередование с физическими упражнениями, отчего результаты умственной деятельности будут более эффективными. Во-вторых, К. Д. Ушинский физическое и эстетическое воспитание считал единым и взаимосвязанным процессом. По этому поводу он говорил: “Я думаю, что эстетически действовать прямо на детей — трудно... Статуи, картины, природа действуют скорее на взрослых, а они уже вносят это влияние в жизнь, в слова, в телодвижения, в домашний круг, в одежду, в обращение с детьми — и уже в этой форме дети воспринимают изящное”.
В связи со сказанным, физическое воспитание для него не самоцель, а необходимый элемент в общем всестороннем воспитании человека. К. Д. Ушинский утвердил один из основополагающих принципов современной дидактики — принцип воспитывающего обучения. Ему принадлежит приоритет в совершенно новом подходе к проблеме образования и воспитания человека: образование и воспитание должны базироваться на знаниях возрастных “Особенностей детского организма — анатомических, физиологических, психических и т.п.
Врачи-гигиенисты Е. А. Покровский и Е. М. Дементьев в процессе физического воспитания детей на первый план выдвигали народные подвижные игры на свежем воздухе. Это средство особенно рекомендовалось использовать для детей младшего возраста. Они справедливо считали, что в условиях, когда спортивные залы в России практически отсутствовали, а квалифицированных учителей не было, применение гимнастики, в первую очередь снарядовой, было просто невозможным. Е. А. Покровский первым в России собрал и систематизировал народные игры и издал книгу “Детские игры, преимущественно русские (в связи с историей, этнографией, географией и гигиеной)”. В принципе Покровский и Дементьев вовсе не отрицали спорт, особенно в форме народных игр, не отрицали также и гимнастику как средства физического воспитания детей более старшего возраста.
В дореволюционной России не было профессиональной школы историков физической культуры. Вся информация по этому вопросу исходила от теоретиков, методистов, практиков физического воспитания, педагогов, врачей, революционных демократов и т. д. Собственно же история физической культуры как отрасль исторической науки начала складываться во второй половине XIX столетия. Первой по времени отечественной работой в этом направлении была книга П. Тихановича “Очерк гимнастических игр у древних греков”, изданная в 1856 г.
Доктор А. Г. Берглинд, который в 60-е гг. руководил врачебно-гимнастическим заведением в Петербурге, первым в России дал описание шведской гимнастики (1860, 1861). Он же написал книгу по истории гимнастики (1872), где говорится о причинах ее возникновения, ее месте в системе воспитания в Древней Греции, Средние века и в Новое время, приводятся данные о зарождении немецкой, шведской, французской гимнастики и их распространении в России, рассказывается о деятельности Ф. Яна, П. Линга, Ф. Амороса и др.
Берглинд в частности подчеркивает, что введение гимнастики должно “...основываться на научных законах и потребностях человеческого организма”.
В конце XIX — начале XX в. выходит ряд книг, посвященных военно-физическому воспитанию. Примером может служить книга Ф. В. Игнатьева “Гигиена и история физических упражнений” (1899). Автор пишет о роли и значении гимнастики для военного дела, подготовки резервов для армии, приводит примеры развития гимнастики, преимущественно военной, в Германии, Дании, Англии, Швеции. Примечательной особенностью книги Ф. В. Игнатьева является то, что в ней рассказывается и об истории военной гимнастики России.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1160;