Схема ориентировочной основы действий. Целью аускультации сердца являются выслушивание и оценка звуковых явлений, возникающих при работе сердца
Целью аускультации сердца являются выслушивание и оценка звуковых явлений, возникающих при работе сердца. Регистрируются две разновидности звуковых феноменов:
1) отрывистые, короткие звуки, выслушиваемые в области сердца и синхронно связанные с его деятельностью, – тоны;
2) продленные звуки – шумы, которые в подавляющем большинстве случаев свидетельствуют о развитии патологии.
Сердечные звуковые феномены закономерно связаны с сердечными циклами, повторяясь вместе с ними. У здорового взрослого человека при выслушивании сердца слышна мелодия двух тонов. У здоровых подростков иногда можно выслушать мелодию трех (редко) или четырех (очень редко) тонов.
Тоны сердца имеют весьма сложные механизмы образования.
I (систолический) тон возникает преимущественно в фазу изоволюметрического сокращения желудочков, когда в результате быстрого повышения давления в полости желудочков возникает колебание различных структур желудочков сердца. I тон образуют следующие компоненты:
1) клапанный (захлопывание атриовентрикулярных клапанов);
2) мышечный (резкий подъем давления в желудочках);
3) сосудистый (колебания магистральных сосудов в самом начале изгнания крови).
II (диастолический) тон возникает в самом начале диастолы желудочков (в протодиастолу), когда давление в желудочках быстро снижается и становится более низким, чем в аорте и легочной артерии. В результате кровь из сосудов устремляется назад, в желудочки, что приводит к захлопыванию полулунных клапанов, кратковременному колебанию створок клапанов, стенок аорты и легочной артерии. Таким образом, II тон образуют следующие компоненты:
1) клапанный;
2) сосудистый.
Аортальный компонент II тона в норме и в подавляющем большинстве случаев при патологии предшествует легочному компоненту. Это объясняется тем, что аортальный клапан закрывается раньше.
Проведите аускультацию сердца.
Сердце следует выслушивать при положении больного стоя и лежа. Врач стоит или сидит спереди и справа от больного, лицом к нему. Положение врача должно быть удобным. Существует два метода аускультации сердца: непосредственной аускультации ухом (имеет неоспоримые преимущества и существенные недостатки) и с использованием стетоскопа (без мембраны) или фонендоскопа (с мембраной).
Точки выслушивания сердца:
1 точка – верхушечного толчка (точка выслушивания митрального клапана и левого атриовентрикулярного отверстия);
2 точка – во II межреберье непосредственно у правого края грудины (точка выслушивания клапанов аорты и устья аорты);
3 точка – во II межреберье непосредственно у левого края грудины (точка выслушивания клапанов легочной артерии);
4 точка – нижняя треть грудины у основания мечевидного отростка и места прикрепления V ребра к правому краю грудины (точка выслушивания трехстворчатого клапана и правого атриовентрикулярного отверстия);
5 точка – на уровне III межреберья у левого края грудины (дополнительная точка выслушивания аортальных клапанов).
Аускультация сердца осуществляется в соответствующей последовательности. Порядковый номер точек аускультации был определен, исходя из частоты возникновения клапанных пороков сердца. Наиболее часто встречаются митральные пороки: поражаются створки митрального клапана (недостаточность клапанов) или происходит сужение левого атриовентрикулярного отверстия (стеноз отверстия). Именно поэтому точке аускультации над верхушкой сердца присвоен номер 1. Реже всего поражаются створки трехстворчатого клапана и правое атриовентрикулярное отверстие. Поэтому точке аускультации у основания мечевидного отверстия присвоен порядковый номер 4.
Между 1 и 4 и между 2 и 3 точками аускультации имеется несомненное сходство. 1 и 4 точки аускультации – это точки выслушивания левого и правого атриовентрикулярных отверстий и соответствующих клапанов. В этих точках первый и второй тоны сердца звучат приблизительно так: «БУУ–туп», т.е. I тон (БУУ) громче (но не более чем в два раза), ниже и продолжительней II тона (туп). В 1 и в 4 точках аускультации оценивается первый тон. Это связано с тем, что в образовании первого тона принимают участие близлежащие структуры (закрытие атриовентрикулярных клапанов и напряжение миокарда желудочков в фазу изоволюметрического сокращения). I тон оценивается путем сравнения со II тоном в той же точке. Первый тон должен быть громче второго, но не более чем в два раза. Об ослаблении первого тона говорят в том случае, когда он равен по громкости или тише второго тона в той же точке аускультации (в 1 или в 4). Об усилении первого тона говорят в том случае, когда он громче второго тона в той же точке аускультации более чем в два раза. Причины ослабления или усиления первого тона в 1 и 4 точках похожи. Если патологический процесс затронул левую половину сердца, I тон меняется в 1 точке аускультации, а если правую половину – в 4 точке.
Над верхушкой сердца (в 1 точке аускультации) и у основания мечевидного отростка (в 4 точке аускультации) возможны следующие варианты звучания тонов:
1) нормальное звучание тонов;
2) ослабление I тона;
3) усиление I тона;
4) расщепление I тона;
5) раздвоение I тона;
6) ритм «перепела»;
7) протодиастолический (желудочковый) галоп (I–II–III тоны);
8) пресистолический (предсердный) галоп (I–II–IV тоны);
9) суммационный галоп.
Между 2 и 3 точками аускультации также имеется несомненное сходство. 2 и 3 точки аускультации – это точки выслушивания аорты и легочной артерии и соответствующих клапанов. Обе точки располагаются во втором межреберье рядом с грудиной. Здесь сердце звучит приблизительно так: «бу–ТУП», т.е. второй тон громче первого, но не более чем в два раза. В этих точках оценивается второй тон, поскольку в его образовании участвуют близлежащие структуры (захлопывание клапанов аорты и легочной артерии и колебание стенок этих сосудов). Об ослаблении второго тона говорят в том случае, когда он равен по громкости или тише первого тона в той же (во 2 или в 3) точке аускультации. Наличие акцента II тона выявляется следующим образом: производится повторное прослушивание сердца во 2 и 3 точках с целью сравнения громкости второго тона в этих двух точках. У здоровых людей громкость второго тона в этих точках одинакова. В случае преобладания громкости второго тона в одной из точек (при условии, что в каждой точке второй тон громче первого, т.е. нет его ослабления) констатируется акцент второго тона соответственно над аортой или легочной артерией.
Над аортой (во 2 точке аускультации) и над легочной артерией (в 3 точке аускультации) возможны следующие варианты звучания тонов:
1) нормальное звучание тонов;
2) ослабление II тона;
3) усиление (акцент) II тона;
4) расщепление II тона;
5) раздвоение II тона;
5 точка занимает промежуточное (по локализации самой точки и по звучанию в ней тонов) положение между описанными выше парами точек аускультации: между 1 и 4 (расположены низко, преобладает I тон) и между 2 и 3 (расположены во II межреберье, преобладает II тон). 5 точка располагается в IV межреберье между описанными парами точек. Тоны здесь почти не отличаются друг от друга и не оцениваются.
Разберем подробнее методику выслушивания каждой из точек аускультации.
Аускультация сердца в 1 точке. Исследующий пальпаторно определяет локализацию верхушечного толчка и ставит фонендоскоп на зону толчка. В случаях, когда верхушечный толчок не пальпируется, левая граница относительной тупости сердца определяется перкуторно, после чего фонендоскоп устанавливается на определенную ранее границу. Исследуемому дается команда: «сделайте вдох–выдох и задержите дыхание». Врач, вслушиваясь в звуки сердца, определяет и оценивает их. Первым называют тот тон, который следует после продолжительной паузы, второй тон выслушивается после короткой паузы. Кроме того, первый тон совпадает с верхушечным толчком или пульсовым толчком сонной артерии, что проверяется пальпацией правой сонной артерии кончиками II–IV пальцев левой кисти, установленных под углом нижней челюсти у внутреннего края m. sternocleidomastoideus.
Аускультация сердца во 2 точке. Исследующий пальпаторно (левой рукой) находит точку (во II межреберье у правого края грудины) и ставит фонендоскоп на грудную стенку в этой зоне. Исследуемому дается команда: «сделайте вдох–выдох и задержите дыхание». Врач, вслушиваясь в звуки сердца, определяет и оценивает их. Как правило, слышна мелодия двух тонов. Опознание первого и второго тонов производится по описанной выше методике.
Аускультация сердца в 3 точке. Исследующий пальпаторно (левой рукой) находит точку (во II межреберье у левого края грудины) и ставит фонендоскоп на грудную стенку в этой зоне. Исследуемому дается команда: «сделайте вдох–выдох и задержите дыхание». Врач, вслушиваясь в звуки сердца, определяет и оценивает их. Как правило, слышна мелодия двух тонов. Опознание первого и второго тонов производится по описанной выше методике.
Аускультация сердца в 4 точке. Исследующий пальпаторно (левой рукой) находит основание мечевидного отростка и устанавливает фонендоскоп над правым краем нижней трети грудины. Исследуемому дается команда: «сделайте вдох–выдох и задержите дыхание». Врач, вслушиваясь в звуки сердца, определяет и оценивает их. Как правило, слышна мелодия двух тонов.
Аускультация сердца в 5 точке. Исследующий пальпаторно (левой рукой) находит 5 точку аускультации (в III межреберье у левого края грудины) и ставит фонендоскоп на грудную стенку в этой зоне. Исследуемому дается команда: «сделайте вдох–выдох и задержите дыхание». Врач, вслушиваясь в звуки сердца, определяет и оценивает их. Как правило, слышна мелодия двух тонов.
При выслушивании сердца необходимо определить:
1) количество тонов, выслушиваемых в каждой точке аускультации;
2) громкость тонов;
3) соотношение громкости I и II тонов в 1–4 точках аускультации;
4) соотношение громкости II тона во 2 и 3 точках аускультации;
5) наличие расщепления или раздвоения тонов.
В клинической практике можно встретить следующие изменения звучания тонов:
1) изменение громкости основных тонов (I и II);
2) расщепление основных тонов;
3) появление дополнительных (III и IV) тонов, щелчка открытия митрального клапана, перикард-тона.
1. Изменение громкости основных тонов.
Громкость I тона определяют следующие факторы.
1. Герметичность камер желудочков в фазу изоволюметрического сокращения и, в частности, плотность закрытия атриовентрикулярных клапанов.
2. Скорость сокращения желудочков, которая, в свою очередь, зависит от сократительной способности миокарда, интенсивности протекания в нем обменных процессов и от величины наполнения желудочков (чем больше наполнен желудочек, тем меньше скорость сокращения миокарда).
3. Плотность структур, участвующих в колебаниях, которые образуют I тон сердца. Наибольшее значение имеет плотность створок атриовентрикулярных клапанов.
4. Расположение створок атриовентрикулярных клапанов перед началом фазы изоволюметрического сокращения: чем больше амплитуда предстоящего закрытия створок, тем громче звучит I тон.
Причины ослабления I тона:
1) уменьшение скорости сокращения желудочка при выраженной гипертрофии миокарда, особенно при наличии препятствия на пути оттока крови (например, при аортальном стенозе);
2) уменьшение скорости сокращения желудочков при поражении миокарда любого генеза (инфаркт миокарда, миокардит, кардиосклероз, токсическое повреждение и т.д.);
3) негерметичное смыкание створок атриовентрикулярных клапанов (например, при недостаточности створок митрального или трехстворчатого клапана).
Причины усиления I тона:
1) увеличение скорости сокращения желудочков в фазу изоволюметрического сокращения, отмечающееся, в частности, при тахикардии (при физической нагрузке) и при тиреотоксикозе, когда увеличивается скорость протекания обменных процессов в организме;
2) уплотнение структур сердца, участвующих в образовании I тона, например, при стенозе левого (более частый порок) или правого (редкий порок) атриовентрикулярного отверстия. При стенозе левого атриовентрикулярного отверстия громкий, хлопающий I тон сердца возникает по двум причинам: во-первых, из-за уплотнения створок самого митрального клапана, во вторых – из-за увеличения скорости сокращения левого желудочка. Увеличение скорости сокращения левого желудочка происходит из-за недозаполнения желудочка кровью через суженное левое атриовентрикулярное отверстие.
Громкость II тона определяют следующие факторы.
1. Герметичность закрытия полулунных клапанов аорты и легочной артерии.
2. Скорость и амплитуда закрытия этих клапанов в фазу протодиастолы. Скорость закрытия клапанов зависит от величины артериального давления в сосуде и от скорости расслабления миокарда желудочков в протодиастолу.
3. Плотность створок полулунных клапанов, стенок аорты и легочной артерии. Чем они плотнее, тем громче будет звучать II тон над аортой или над легочной артерией.
4. Положение створок полулунных клапанов перед началом их захлопывания.
Причины ослабления II тона сердца:
1) нарушение герметичности смыкания створок клапанов аорты и легочной артерии (недостаточность клапанов аорты или легочной артерии);
2) уменьшение скорости закрытия полулунных клапанов при низком артериальном давлении, при сращении и уменьшении подвижности створок полулунных клапанов, при уменьшении скорости расслабления желудочков.
Причины акцента II тона сердца над аортой:
1) повышение артериального давления различного происхождения, в результате чего увеличивается скорость захлопывания створок клапана;
2) уплотнение створок аортального клапана и стенок аорты (атеросклероз, аортит и т.д.).
Акцент II тона над легочной артерией является признаком повышения давления в этом магистральном сосуде. Причинами могут быть левожелудочковая сердечная недостаточность, легочное сердце, митральный стеноз и другие заболевания, приводящие к повышению давления в системе малого круга кровообращения.
2. Расщепление основных тонов.
Если вместо одного из основных двух тонов нечетко выслушиваются два тона, то констатируется расщепление данного тона в соответствующей точке аускультации, а если четко – то раздвоение тона.
Расщепление и раздвоение I тона. В основе этих изменений лежит неодновременное закрытие створок митрального и трехстворчатого клапанов. В норме во время глубокого вдоха увеличивается приток крови к правому сердцу, и трехстворчатый клапан закрывается позже митрального, в результате чего возникает расщепление I тона. Оно является физиологическим и исчезает во время выдоха. При патологии расщепление и раздвоение I тона, как правило, выслушиваются и на вдохе и на выдохе. Возникают указанные изменения при блокаде правой ножки пучка Гиса, при которой позже охватывается возбуждением и сокращается правый желудочек и позже закрываются створки трехстворчатого клапана.
Расщепление и раздвоение II тона связаны:
1) с увеличением продолжительности изгнания крови правым желудочком, в результате чего позже возникает легочный компонент II тона;
2) с уменьшением продолжительности изгнания крови левым желудочком, в результате чего раньше возникает аортальный компонент II тона.
Физиологическое расщепление II тона может наблюдаться у молодых людей в начале глубокого вдоха, когда увеличивается приток крови к правому сердцу и наполнение сосудов малого круга кровообращения. Увеличивается продолжительность изгнания крови правым желудочком, чуть позже возникает легочный компонент II тона.
Патологическое расщепление II тона возникает при увеличении продолжительности изгнания крови из правого желудочка в условиях повышения давления в легочной артерии, а также выраженной гипертрофии правого желудочка. При патологии расщепление и раздвоение II тона сохраняются во время вдоха и выдоха.
3. Появление дополнительных тонов, щелчка открытия митрального клапана.
III тон сердца. Возникает в диастолу, в фазу быстрого наполнения желудочков. На фонокардиограмме регистрируется через 0,12–0,18 сек. после появления II тона. Достаточно часто III тон выслушивается у детей и подростков. У здоровых детей и подростков происходит активное диастолическое расслабление желудочков, и в фазу быстрого наполнения из предсердий в желудочки кровь поступает с высокой скоростью. Как известно, в диастолу увеличивается продольный размер желудочка. В момент внезапного прекращения его увеличения поступающий поток крови вызывает колебания структур желудочка с образованием слышимого физиологического III тона. III тон всегда звучит очень тихо, поэтому его лучше выслушивать стетоскопом (без мембраны). Если III тон образуется в левой половине сердца, его можно выслушать на выдохе в 1 точке; оптимальным будет положение исследуемого лежа на левом боку. Если III тон образуется в правой половине сердца, его можно выслушать в 4 точке; оптимальным будет положение исследуемого лежа на спине.
При выполнении изометрических нагрузок увеличивается венозный возврат крови и поступление крови в желудочки в фазу быстрого наполнения. В результате после нагрузки у здоровых людей некоторое время выслушивается III тон. Иногда, особенно у женщин, физиологический III тон постоянно прослушивается вплоть до 40‑летнего возраста. В более зрелом возрасте III тон всегда свидетельствует о патологии.
Обычно появление патологического III тона сочетается с ослаблением I тона. Ослабленный I тон, II и III тоны составляют мелодию протодиастолического (желудочкового) галопа. Один из представителей отечественной терапевтической школы описал его как стук копыт лошади, которая везет больного на кладбище. Этой фразой была блестяще определена прогностическая значимость протодиастолического галопа.
В основе развития патологического протодиастолического галопа лежат два различных механизма.
1. Патологии миокарда (инфаркт миокарда, миокардит, кардиосклероз, поражение миокарда другого происхождения), которые приводят к изменению его физических свойств. Этот механизм образования патологического III тона и протодиастолического галопа в клинике является основным.
2. Значительное увеличение объема предсердия (например, левого предсердия при недостаточности митрального клапана или правого предсердия при недостаточности трехстворчатого клапана). В результате в фазу быстрого наполнения в желудочек попадает большой объем крови, который вызывает слышимые как патологический III тон колебания стенок желудочка.
IV тон сердца. Возникает в диастолу желудочков, в фазу систолы предсердий (т.е. непосредственно перед возникновением I тона, в пресистолу). IV тон образуется в результате гидравлического удара порции крови, поступающей в желудочек в момент систолы предсердия, о кровь, поступившую в желудочек в фазы быстрого и медленного наполнения. IV тон низкочастотный и очень тихий, правила его выслушивания такие же, как для III тона. Если IV тон образуется в левой половине сердца, его можно выслушать в 1 точке, а если в правой половине сердца – в 4 точке. У здоровых людей физиологический IV тон выслушивается редко, преимущественно у взрослых после значительной физической нагрузки.
При патологии IV тон выслушивается, когда вклад фазы быстрого наполнения в наполнение желудочков значительно уменьшается, а вклад систолы предсердия увеличивается. Это наблюдается при заболеваниях, приводящих к развитию диастолической дисфункции миокарда желудочков (модель аномальной релаксации желудочков), которая развивается:
1) в условиях выраженной гипертрофии миокарда желудочков (при стенозе устья аорты, тяжелой артериальной гипертонии);
2) при ишемической болезни сердца;
3) при сахарном диабете;
4) при тяжелых хронических заболеваниях почек.
Чаще диастолическая дисфункция (аномальная релаксация желудочков) встречается у лиц старше 65 лет. При этом выявляются признаки гипертрофии левого желудочка, пресистолический (или предсердный) галоп (I + II + IV тоны) и нормальная фракция выброса (по данным эхокардиографического исследования).
Суммационный галоп. Это трехчленный ритм, который выслушивается при тахикардии. В результате увеличения частоты сердечных сокращений уменьшается общая продолжительность диастолы и фазы медленного наполнения желудочков. III и IV патологические тоны сердца сливаются, создавая ритм суммационного галопа.
Щелчок открытия митрального клапана. Появляется при стенозе левого атриовентрикулярного отверстия (митральном стенозе) в момент открытия створок клапана. Сужение левого атриовентрикулярного отверстия приводит к значительному повышению давления в полости левого предсердия. Щелчок открытия слышен только в том случае, если передняя створка митрального клапана сохраняет свою подвижность. В протодиастолу под действием высокого внутрипредсердного давления створка быстро раскрывается, и образуется слышимый щелчок. Щелчок открытия лучше выслушивается в области верхушки сердца, в положении больного на левом боку, на выдохе. Диастолический шум с хлопающим I тоном, II тоном и щелчком открытия митрального клапана образуют мелодию митрального стеноза, напоминающую пение перепела: «ссс-ПАТЬ-по-ра» («ссс» – диастолический шум, «ПАТЬ» – хлопающий I тон, «по» – II тон, «ра» – щелчок открытия клапана).
Изменение тонов сердца в основных точках аускультации.
Ослабление I тона в 1 точке аускультации выявляется при:
– недостаточности митрального клапана;
– недостаточности клапанов аорты;
– стенозе устья аорты.
Усиление I тона в 1 точке аускультации выявляется при:
– митральном стенозе;
– экстрасистолии;
– полной атриовентрикулярной блокаде;
– мерцательной аритмии;
Усиление I тона в 4 точке выявляется при стенозе правого атриовентрикулярного отверстия.
Ослабление I тона в 4 точке аускультации выявляется при:
– недостаточности трехстворчатого клапана;
– недостаточности клапанов легочной артерии;
– стенозе устья легочной артерии.
Другие аускультативные феномены в 4 точке выявляются реже, чем в 1 точке.
Ослабление II тона над аортой выявляется при:
– недостаточности клапанов аорты;
– стенозе устья аорты;
– низком артериальном давлении.
Ослабление II тона над легочной артерией выявляется при:
– низком давлении в малом круге кровообращения;
– недостаточности клапанов легочной артерии;
– стенозе устья легочной артерии.
Акцент II тона над аортой выявляется при:
– заболеваниях, сопровождающихся артериальной гипертонией;
– атеросклерозе аорты.
Акцент II тона над легочной артерией выявляется при заболеваниях, сопровождающихся повышением давления в малом круге кровообращения (первичная и вторичная легочная гипертензия).
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 960;