ПСИХОТЕРАПИЯ И ХОРОШЕЕ ОБЩЕСТВО

По аналогии с тем определением, что мы дали хорошим человеческимотношениям, определим хорошее общество. Хорошее общество ѕ это такоеобщество, которое предоставляет своим членам максимум возможностей длясамоактуализации. Это означает, что социальные институты хорошего обществапитают, поддерживают, поощряют развитие хороших человеческих отношений исводят к минимуму вероятность плохих отношений. Отсюда можно сделать вывод:понятие "хорошее общество" синонимично понятию "психологически здоровоеобщество", а понятие "плохое общество" синонимично понятию "больноеобщество", ѕ в данном случае "болезнь" и "здоровье" означают не что иное,как степень удовлетворения базовых потребностей. Очевидно, что в больномобществе, в обществе, зараженном страхом, недоверием, подозрительностью ивраждебностью, люди не имеют возможности в полной мере удовлетворить своипотребности в безопасности, любви, уважении, доверии и правде. Следует подчеркнуть, что воздействие общества и социальных институтовсамо по себе еще не вызывает психотерапевтических или психопатологическихпоследствий, а только создает почву для того или иного процесса (делает егоболее возможным, более вероятным). Человеческая природа настолько податлива,настолько пластична, что может приспособиться к любым, даже самымнеблагоприятным условиям существования, а с другой стороны, сформировавшаясяструктура характера может быть настолько прочной, настолько самодостаточной,что некоторые люди умудряются не только оказывать сопротивление социальнымвлияниям, но и пренебрегать ими (см. главу 11). В самом воинственномобществе обязательно найдется хотя бы один миролюбивый человек, так же как ив самом мирном, в самом гуманном сообществе всегда найдется особь; у которой"чешутся кулаки". Мы достаточно знаем человеческую природу, мы не станемвслед за Руссо искать в общественном устройстве причины всех человеческихпороков, мы не будем тешить себя тщетной надеждой на всемогуществосоциальных реформ. Еще ни одна общественная реформа не смогла сделать всехлюдей счастливыми, мудрыми и здоровыми. Что касается нашего общества, то мы имеем возможность взглянуть на негос разных точек зрения, каждая из которых будет полезной для той или инойцели. Если сопоставить влияния различных социальных сил нашего общества ивывести среднестатистическое значение, то мы, по всей видимости, вынужденыбудем признать общую обстановку неблагоприятной для развития человека.Однако на мой взгляд было бы полезнее попытаться проранжировать все реальныесоциальные силы нашего общества по степени их патогенности и определить,каким образом терапевтические социальные влияния уравновешивают действиепатогенных сил. В нашем обществе, несомненно, действуют и те, и другие силы,находящиеся между собой в неустойчивом равновесии. Оставим в стороне соображения общего порядка и перейдем к рассмотрениюиндивидуально-психологических факторов. Первый фактор, с которым намприходится столкнуться, мы назовем феноменом субъективной интерпретации. Сэтим феноменом мы сталкиваемся, когда невротик заявляет, что общество, вкотором он живет ѕ больное общество. Мы можем его понять, ведь во всем, чтоего окружает, невротик видит главным образом опасности, угрозы, эгоизм,равнодушие и унижения. Мы не удивимся, когда его сосед, живущий в том жесамом общество, среди тех же самых людей, станет утверждать, что общество, вкотором он живет ѕ это совершенно нормальное, здоровое общество. Спсихологической точки зрения здесь нет противоречия. Каждый глубоконездоровый человек ощущает себя живущим в плохом, нездоровом обществе. Есливернуться к нашим рассуждениям о взаимоотношениях между психотерапевтом ипациентом, то можно сказать, что психотерапия ѕ это попытка воссозданияхорошего общества в миниатюре, в рамках взаимоотношений между терапевтом ипациентом.77 Такая интерпретация психотерапевтических отношений уместна дажев том случае, если мы имеем дело с обществом, которое большинством членовобщества воспринимается как больное. Выходит, что психотерапия является своего рода социальным противовесом,уравновешивающим базовые стрессы и тенденции больного общества. В данномслучае неважно, насколько запущена болезнь общества, психотерапия даетвозможность каждому отдельно взятому индивидууму противостоять патогеннымсоциальным влияниям. Психотерапия, образно говоря, помогает человеку плытьпротив течения, она восстанавливает природу человека против нездоровьяобщества, она революционна и радикальна в самом корневом смысле этих слов. Ао психотерапевте в таком случае можно сказать, что это человек, в одиночкувосставший на борьбу с патогенными социальными влияниями, на борьбу собществом. Если бы арена этой борьбы стала шире, если бы психотерапевт имел делоне с тремя десятками, а с тремя миллионами пациентов в год, то социальнаязначимость психотерапии ни у кого не вызывала бы сомнений. Общество,несомненно, претерпело бы огромные изменения, которые в первую очередькоснулись бы характера межличностных отношений. Мы обнаружили бы тогда, чтолюди стали более добрыми, более гостеприимными, более дружелюбными, болеещедрыми по отношению друг к другу, и это, в свою очередь, стало быпредпосылкой преобразования экономической, политической и законодательнойсистем (347). Можно надеяться, что наблюдаемое сейчас стремительное развитиевсевозможных психотерапевтических групп, групп встреч и так называемых группличностного роста вызовет ощутимые изменения в нашем обществе. Однако мне кажется очевидным, что никакое общество, даже самое хорошее,самое здоровое, не застраховано от патологии. Угроза неизбежна, потому чтокорни ее лежат не только в природе человека, но и во внешней по отношению кчеловеку реальности. Стихийные бедствия, фрустрация, болезни, смерть ѕ всеэто источники угрозы. Уже сам факт склонности людей к общественной жизнинаряду с очевидными преимуществами таит в себе и угрозу. Мы вынужденысчитаться с потребностями и желаниями других людей и при этом зачастуюдолжны поступаться своими собственными потребностями и желаниями. Не стоитзабывать о том, что и в самой человеческой природе нередко произрастаютростки зла ѕ не в силу врожденной порочности человека, но в силу невежества,глупости, страха и т.п. (см. главу 9). Отношения человека с обществом настолько сложны и противоречивы, чтомы, движимые желанием получить однозначные ответы на все вопросы, нередковпадаем в ту или иную крайность, анализируем одну сторону дела, не замечаядругой, и в результате приходим к ошибочным заключениям. Чтобы не пускатьсяв длинные рассуждения, я отсылаю вас к заметкам, изданным мною в качествепособия к семинару по утопической социальной психологии (311b). Вопросы,сформулированные мною для студентов, не следует воспринимать как пустые,неосуществимые фантазии, это практические вопросы, которые подлежатэмпирическому исследованию. В этих заметках я призываю своих студентовмыслить количественными категориями, в терминах сравнений и процентныхсоотношений, предостерегаю их от мышления в терминах "или-или", "да илинет", "черное или белое". Задача исследования проблемы взаимоотношенийчеловека и общества сформулирована мною в следующих вопросах: насколькохорошее общество допускает человеческая природа? Насколько хорошего человекадопускает общественное устройство? Насколько хорошего человека мы вправеожидать, учитывая естественные ограничения человеческой природы? На скольхорошее общество мы можем надеяться, зная о естественных ограниченияхобщественного устройства? Если вы спросите мое мнение, то я скажу, что совершенство для человекане только недостижимо, но и немыслимо, однако я уверен, что в каждомчеловеке скрываются гораздо большие возможности для совершенствования,нежели мы привыкли думать. Мечта о совершенном обществе так же несбыточна,как и мечта о совершенном человеке. Как мы можем ждать совершенства отобщества, если мы до сих пор не приблизились к нему в самых простыхотношениях ѕ в супружеских, в дружеских, в отношениях между родителями идетьми? Если истинная любовь так редко встречается в семьях, в малыхгруппах, то разве можем мы говорить о любви, связывающей миллионы людей? Илимиллиарды? И все же я не сомневаюсь в том, что даже если отношениям в семье,в малых группах и обществе в целом не суждено стать совершенными, все-такиих следует совершенствовать. Мы можем добиться того, чтобы они из оченьплохих превратились в очень хорошие. Мы знаем достаточно, чтобы не ждать легких побед и быстрых перемен.Совершенствование даже одного индивидуума требует огромнойпсихотерапевтической работы, которая может длиться долгие годы, котораятолько приблизит человека к совершенствованию, даст ему возможность длядальнейшей работы над собой. Мы можем рассуждать об инсайте, о прозрении илипробуждении, но мы должны отдавать себе отчет в том, что мгновеннаясамоактуализация, стремительный переход из одного состояния в другоевозможен, но настолько нетипичен, что на него не стоит особенно полагаться.Психоаналитики уже научились этому, они говорят о необходимости "проработки"пациентом открывшейся ему сути вещей, о медленном, постепенном, болезненномпроцессе накопления и использования частных прозрений. Духовные наставникивосточных религий подчеркивают, что человек в каждый момент жизни долженработать над собой, каждый миг должен стремиться к совершенству. К этой жемысли постепенно склоняются и наиболее вдумчивые, и наиболее серьезныеорганизаторы психотерапевтических групп, групп встреч, групп личностногороста и эмоционального обучения, ѕ все они, пусть и нехотя, пусть и черезсилу, но все же начинают признавать, что самоактуализация не выражаетсяформулой: "Бац ѕ и готово!" Ясно, что любые формулы в этой области должны быть основаны наколичественных соотношениях. Я могу предложить несколько таких формул: 1)чем более здоровым является общество в целом, тем меньше в нем больныхиндивидуумов и, следовательно, тем меньше необходимости в индивидуальнойпсихотерапии; 2) чем более здоровым является общество, тем выше вероятностьтого, что отдельные нездоровые индивидуумы могут быть исцелены безвмешательства профессиональных психотерапевтов, под воздействием хорошихжизненных обстоятельств; 3) чем более здоровым является общество, тем легчепсихотерапевту лечить пациента, поскольку пациент в этом случае будет болеевосприимчив к простой гратификационной терапии; 4) чем более здоровымявляется общество, тем выше эффективность инсайт-терапии, поскольку вздоровом обществе она подкреплена множеством хороших жизненныхобстоятельств, наличием хороших межличностных отношений и отсутствиемсоциопатогенных факторов, таких как войны, безработица, нищета и т.п.Очевидно, что можно выдвинуть еще с десяток столь же легко доказуемыхтеорем. Я уверен, понимание взаимосвязи между индивидуальной патологией,индивидуальной психотерапией и природой общества в целом поможет намразрешить извечный парадокс, выраженный пессимистическим вопросом: "Можно лисделать здоровым человека в обществе, которое стало причиной егонездоровья?" Мне думается, что пессимизм, заключенный в этом вопросе,опровергается самим фактом существования самоактуализированных индивидуумов,а также фактом существования психотерапии. Однако мы не вправеуспокаиваться, просто ответив "да", просто признав возможность оздоровлениячеловека ѕ мы обязаны найти пути реализации этой возможности, а для этогонеобходимо перевести вопрос в плоскость эмпирических исследований.







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 685;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.