Перспективы развития идеологии в Казахстане
Казахстан – светское демократическое государство. Это соответствует ее поликонфессиональным, многонациональным и коллективистским национальным ценностям. Поэтому в Казахстане предпочтение может быть отдано политической идеологии светского и демократического характера.
После краха коммунизма ведущими политическими идеологиями ХХ века стали неолиберализм, неоконсерватизм, социал-демократия, между которыми, как отмечают некоторые ученые, больше общего, чем различий. Страны, переходящие на новый путь развития в конце ХХ века, так или иначе, опираются на ценности и идеи этих идеологий. Так, в Японии был осуществлен удачный синтез неолиберальных западных ценностей с ценностями национальной религиозной идеологии (синтоизм, буддизм). Этот синтез привел к специфическому единству ценностей западного индивидуализма и восточного коллективизма (патернализма), нашедшего свою реализацию в специфических формах корпоративизма, демократизма, здорового консерватизма управленческого менеджмента.
Китайское руководство выбрало путь поэтапного перехода: курс на социал-демократический путь развития с опорой на традиционную буддийско-конфуцианскую традицию. Социал-демократический путь Китая, таким образом, также соединяет в себе ценности западной социал-демократии, восточного социализма, планируемого рынка и традиций конфуцианско-буддийского направления.
В Казахстане, как известно, не раз пропагандировались идеи идти западным или восточным путем. Однако опыт цивилизационного взаимодействия свидетельствует, что успехов в развитии государство достигает на пути синтеза восточных, западных и национальных ценностных ориентаций. Прежде всего, Казахстан должен ориентироваться на имеющиеся традиции, менталитет казахстанцев. Помимо этого, идеи демократической идеологии Запада во всех ее формах к концу ХХ столетия исчерпали свои исторические возможности. Во многих вопросах они морально устарели, и пойти по пути чистого неолиберализма, неоконсерватизма, социал-демократии в их исторически сложившихся модификациях, означает вернуться в прошлое человеческой цивилизации. Поэтому перед казахстанским обществом стоит большая, но ответственная задача – создание единой концепции государственной идеологии.
Государственная идеология представляет собой систему знаний и ценностей, задающих цели и ориентиры развития общества. Она, входя в систему государственности, легитимизирует деятельность ее властных структур. Давая представление о лучшем устройстве будущего общества, к которому должны стремиться люди, регулирует поведение граждан в обществе. Поэтому, государственная идеология, с одной стороны, должна направлять деятельность государственной власти, а с другой – управлять поведением людей.
В результате объявленной официальной деидеологизации в Казахстане была разрушена прежняя идеологическая структура общества. Вместе с тем, на протяжении истории государственные идеологии являлись духовным фундаментом развития общества. После распада СССР и краха коммунизма перед Казахстаном встала проблема выбора пути развития. Каким будет выбор – это зависит от конкретно-исторической ситуации, сложившейся в Казахстане. Исходя из тенденций глобального развития, некоторые исследователи полагают, что будущее всего человечества связано не с технотронным обществом, абсолютизирующим технологическую сторону прогресса, и не с коммунистической перспективой, в которой человек превращается в безликую часть тоталитарного целого, а с гуманистическим обществом. Поэтому в процессе становления нового казахстанского общества будет осуществляться его ориентация на производство духовных ценностей. В связи с этим важнейшей государственной проблемой общества гуманизма будет повсеместное производство знаний, а производство материальных товаров станет результатом производства знаний. Гуманистическое общество будет обществом знаний.
В новом казахстанском обществе должно быть гармоничное сочетание духовного, материального, физического и экологического совершенствования личности при приоритете ее духовного богатства. Духовное богатство человека должно стать основой его материального вознаграждения.
Историческая миссия Казахстана – стать духовным центром, объединяющим Восток и Запад, различные религиозные конфессии на основе идеологии гуманизма, принципов толерантности, уважения к инокультурам и каждому гражданину, при сохранении и развитии национальных традиций. Для этого необходимо современное казахстанское общество преобразовать так, чтобы знания, ценности создавались в его духовном, социальном, политическом и материальном производствах. Переориентация современного общества на производство знаний необходима, прежде всего, потому, что высшей ценностью нового общества должно быть формирование и развитие целостной личности.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Каковы критерии определения понятия «политическое сознание» и его основных функций?
2. Почему ХХ век называют «веком идеологий»?
3. Какие концептуальные подходы к определению понятия «политическая идеология» вы можете назвать?
4. В какой степени содержание идеологии обусловлено ее социальным субстратом?
5. В чем выражаются основные особенности идеологии «либерализма»?
6. Каково соотношение понятий «неолиберализм» и «неоконсерватизм» в современном идеологическом дискурсе?
7. В чем заключаются особенности идеологии современной социал-демократии?
8. Прокомментируйте изречение К. Манхейма, по мнению которого в слове идеология «имплицитно содержится понимание того, что в определенных ситуациях коллективное бессознательное определенных групп скрывает действительное состояние общества, как от себя, так и от других, и тем самым стабилизирует его»[36].
9. Прокомментируйте изречение А. Берлина: «Я свободен настолько, насколько в мою жизнь не вмешиваются другие». Определите, какое направление идеологии отражено в этом высказывании.
10. Какой политической идеологии свойственен образ мысли, противоположный догматизму, схематизму, одномерности и нетерпимости. Объясните почему?
11. «…Говорят не только живые, но и умершие, говорит великое прошлое и загадочное будущее. В нацию входят не только человеческие поколения, но также камни церквей, дворцов и усадеб, могильные плиты, старые рукописи и книги. И чтобы уловить волю нации, нужно услышать эти камни, прочесть истлевшие страницы… И то поколение, которое порвет с национальным прошлым, никогда не выразит духа нации и воли нации». Какое направление идеологии отражены в словах Н. Бердяева.
12. Объясните смысл следующего утверждения: «…Консерватизм – это своеобразный идеологический хамелеон, поскольку его облик зависит от природы его врага».
13. Ценности какой политической идеологии выражены в высказывании А. де Бенуа: «Нельзя овладеть политической властью без предварительного завоевания культурной власти».
14. Вставьте по смыслу пропущенное слово в высказывании английского ученого М. Оукшотта, «быть … означает предпочитать известное неизвестному, то, что испытано, тому, что не прошло проверку практикой, факт – выдумке, достаточное – изобилию, сегодняшнее веселье – утопическому блаженству». (Демократом, либералом, консерватором, коммунистом, националистом)
15. Объясните смысл следующего утверждения представителя «институционального либерализма» Ж.-М. Вару: «Суверенитет должен быть институциональным и ответственным».
16. Какой политической идеологии присуще: предпочтение прагматизму перед рациональностью, оппортунизму, компромиссу перед абстрактными схемами, что у них вообще нет идей и теорий, тем более против их реализации в «чистом» виде на практике?
17. Вставьте пропущенное слово в утверждение Б. Гудвина: «… - это своеобразный идеологический хамелеон, поскольку его облик зависит от природы его врага». Объясните смысл высказывания.
18. Центральное место в марксизме занимала: (теория классовой борьбы; сохранение ценностей и традиций общества; права и свободы отдельного гражданина; анархизм).
19. Какое определение более соответствует понятию «политическая идеология»? (Описание реалий политической деятельности; описание того, какой должна быть политика; описание политической истории; предсказание политического будущего)
20. Какая идеология особо утверждает, что человек может изменяться под воздействием окружающей общественной среды? (Фашизм; марксизм-ленинизм; консерватизм; классический либерализм).
21. Какая из идеологий подчеркивает значение прагматизма и рационализма? (социализм; классический либерализм; консерватизм; национализм)
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1970;