Политическая мысль США в период борьбы за независимость
В 70-е гг. XVIII века резко обострились противоречия между Англией, как метрополией и ее американскими колониями. В борьбе Америки против Англии возникает новое государство – Соединенные Штаты Америки (1776).
Как отражение этой освободительной войны в американской политической мысли складывается буржуазно-демократическое направление, представленное Т. Пейне и Т. Джефферсоном.
Политический идеал Т. Пейне – буржуазно-демократическая республика, суверенитет народа, всеобщее избирательное право. Изданный анонимно памфлет Т. Пейне «Здравый смысл» стал одним из самых популярных произведений в годы войны за независимость.
Пейне считал, что естественные права человека являются единственным источником и основанием его гражданских прав, возникающих из необходимости жить в обществе. Вслед за Ж.-Ж. Руссо американский просветитель четко различает сферы общества и государства, определяя их как «…первое – это защитник, второе – это каратель». Государство – это необходимое зло: чем оно меньше, тем лучше для общества. Чем совершеннее гражданское общество, тем больше оно регулирует собственные дела и тем меньше оно нуждается в правительстве. Поскольку суверенитет принадлежит совокупности отдельных индивидов, государства можно считать законными лишь в том случае, если они образованы в результате ясно выраженного согласия всех индивидов. Конкретные правительства не имеют прав, они имеют лишь обязанности перед своими гражданами. Соответственно они не вправе самостоятельно изменять или расширять конституции, доверие и согласие граждан. Законодательство возникает, согласно Пейне, поскольку люди не всегда руководствуются велениями совести и принципами нравственности. Наилучшая форма представительной власти, по мнению Т. Пейне, - это та, которая позволяет охранять безопасность и гражданские права с наименьшими потерями и наибольшей пользой. Таким образом, политическим идеалом он выдвигает республику, поскольку это соответствует принципу равенства прав всех людей.
Т. Пейне – участник войны за независимость США и Великой французской революции. Его идеи сыграли большую роль в подготовки Декларации независимости и Конституции США.
Автором проекта Декларации независимости является Т. Джефферсон. Радикальный характер взглядов Джефферсона, а также составление основ Декларации в обстановке острых споров в Континентальном конгрессе по вопросам независимости страны, ее будущем политическом устройстве, об отношении к рабству и др. нашли отражение в первых строках Декларации: «…Все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем (прирожденными и неотчуждаемыми) очевидными правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью… Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если желанная форма правительства становится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, всего более могут способствовать его безопасности и счастью».
Необходимо отметить, что Джефферсон был горячим поборником идей народного суверенитета, осуждал рабовладение «как противное человеческой природе», ратовал за свободное развитие мелкособственнического трудового фермерского хозяйства в условиях демократии. Однако под давлением рабовладельческих кругов Юга пункт, осуждавший рабовладение был исключен. Рабство было официально отменено только почти через столетие (1 января 1863 года в ходе Гражданской войны 1861-1865 гг. между Севером и Югом).
Джефферсон не соглашался с Монтескье, считавшим, что республика не может полностью реализоваться на больших по величине территориях. Джефферсон был вице-президентом, государственным секретарем, третьим президентом США. При его участии была предпринята попытка разработки конституции, получившей название «Статьи конфедерации».
В дальнейшем, 1787 году была разработана новая Конституция, фиксирующая федеративное устройство государства. В 1789 году Конституция была дополнена Биллем о правах – еще 10 статьями–поправками, в разработке которых также принимал активное участие Джефферсон. В отличие от Европы, где только теоретически рассуждали о необходимости разделения властей, обосновывали право и права, в США эти законодательные акты продвинули далеко вперед молодое государство по пути политического прогресса и позволили американскому обществу избежать таких явлений, как тоталитаризм, культ личности, диктатура. Начиная с 70-х годов XVIII века свобода личности остается важнейшей политической ценностью США.
Таким образом, в целом к концу XVIII века были сформулированы важнейшие подходы, которые послужили в качестве положений для разработки основных политических теорий и концепций современности.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Почему античные мыслители Платон и Аристотель выступали против демократии как формы государственного правления? Прокомментируйте выражение Платона: «Из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство».
2. Какой критерий положен Аристотелем в основу разделения видов политического устройства государства? Какие слои общества Аристотель относит к несущественным, каковы основания такого деления?
3. Как в античности соотносились понятия «гражданское общество», «государство», «политическое сообщество»?
4. «Желанно, разумеется, и благо одного человека, но прекраснее и божественней благо народа и государства». Прокомментируйте выражение Аристотеля. Соответствует ли оно современным требованиям демократии.
5. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:
макиавеллизм | абсолютная и беззаконная власть, произвол |
олигархия | образ политической деятельности, не пренебрегающей любыми средствами ради достижения поставленных целей |
охлократия | власть немногих |
деспотизм | власть лучших |
теория общественного договора | правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом |
тирания | власть толпы |
полития | концепция, объясняющая происхождение государства в контексте соглашения между людьми |
аристократия | неограниченное и жестокое правление одного человека |
6. Проанализируйте высказывание Джефферсона: «Если народ надеется, что в условиях демократии можно быть непросвещенным и свободным, это то, чего никогда не было и не будет».
7. Как вы понимаете аристотелевское изречение: «Закону страсть не причастна». Согласны ли вы с ним. Должен ли закон учитывать личность подсудимого, его статус в обществе, имущественное положение.
8. Почему античные мыслители Платон и Аристотель выступали против демократии как формы правления. Как понимать слова Платона: «Демократия опьяняется свободой».
9. Почему Т. Гоббс определял естественное состояние человека «как война всех против всех»?
10. О создании какого механизма власти свидетельствуют слова Ш.-Л. Монтескье: «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга»?
11. Сторонником какой формы правления является автор данного высказывания: «Государство есть искусственное составное тело, искусственный организм, а подданный – частица, подчиняющаяся целому»?
12. Кому принадлежат слова: «Человек – политическое животное»? (Платон; Цицерон; Аристотель; Сократ; Конфуций)
13. Кому принадлежат слова: «Народ можно заставить повиноваться, но нельзя заставить понять, почему»? (Платон; Аристотель; Конфуций; Лао-цзы; легисты)
14. Кто первым в истории создал модель идеального государства? (Платон; Аристотель; Мор; Маркс; Кампанелла)
15. Кому принадлежат слова: «Что угодно прицепсу (государю), имеет силу закона, так как народ свою власть уступил императору»: (Макиавелли; Гоббс; Аквинский; Платон; Локк).
16. Кому принадлежат слова: «Государь должен внушать страх таким образом, чтобы если не приобрести любовь, хотя бы избежать ненависти»? (Макиавелли; Гоббс; Аквинский; Платон; Локк)
17. Утверждение, что «форма государственного устроения есть тоже, что и политическая система, последняя же олицетворяет верховную власть в государстве», принадлежит: (Аристотелю; Платону; Монтескье; Макиавелли; Руссо).
18. Идеальное правление должно опираться на мораль, правитель должен проявлять заботу о своих подданных, воспитывать их силой собственного примера. Это основная идея: (конфуцианства; легизма; теории Платона; даосизма; теории Н. Макиавелли).
19. Закончите мысль Н.Макиавелли: «Хорошими всегда будут дела внутренние, если... » (будут постоянно хорошими дела внешние; государь будет справедливым; будет хорошее наемное войско; все будут в государстве хорошо жить).
20. Кто из мыслителей Нового времени главной ценностью считал политическую свободу, для обеспечения которой необходимы справедливые законы и умеренное правление? (Ш.-Л. Монтескье; Ж.-Ж. Руссо; Дж. Локк; Р. Декарт; Т. Гоббс).
21. Ж.Ж. Руссо называл естественное, догосударственное состояние человечества: («золотым веком человечества»; «войной всех против всех»; хаосом, в котором господствовало зло и насилие; обществом, регулируемым нормами естественного права; обществом, регулируемым обычаями и традициями).
22. Кто считал, что «государство есть искусственное составное тело, искусственный организм, а подданный - частица, подчиняющаяся целому»? (Т. Гоббс; Ибн-Рушд; Локк; Ибн-Халдун; Аристотель).
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1758;