Политико-правовое учение С.Пуфендорфа
Строить юридическую науку на светских в основании в Германии впервые попытался Самуил Пуфендорф (1632 – 1694), попытавшийся соединить в своей доктрине элементы политико-правовых учений Ж.Бодена, Г.Гроция и Т.Гоббса. Основные моменты политико-правового учения С.Пуфендорфа:
1) Источником естественного права является свойственное всем без исключения индивидам стремление к жизни с ближними, порожденное неспособностью человека выжить в одиночку («… человеческая натура устроена таким образом, что вне общества мы не можем ни жить, ни сохранить свой род»);
2) Естественное право содержит в себе универсальные нравственные предписания, которые должны регулировать поведение всех людей независимо от их ранга и имущественного положения, государственной принадлежности и политических убеждений;
3) В естественном (догосударственном) состоянии общества нет «войны всех против всех», потребности людей удовлетворяются, торжествуют естественные равенство и свобода, отсутствует всякое принуждение по отношению к индивиду;
4) Причинами перехода от догосударственного состояния к государству являются увеличение численности населения, возрастающая неуверенность в обеспечении естественных прав, страх людей перед возможным злом (государство гарантировало людям безопасность);
5) Несмотря на то, что инициатором создания государства является Бог, само государство как институт не может возникнуть без свободного согласия людей, выступающего естественной опорой государства (одновременно Пуфендорф высмеивает тех, кто выводит верховную власть в государстве непосредственно из акта творения Бога);
6) Правовыми основаниями государства являются два договора: собственно договор (пактум) и постановление (декретум). По первому договору индивиды соединяются в устойчивое целое, а затем выносят постановление о приемлемой для них форме правления. Это постановление обязывает правителя заботиться о благе народа, а граждан – подчиняться власти;
7) После заключения этого договора народ отчуждает в пользу правителя всю полноту верховной власти, передают ему неограниченные полномочия, позволяющие избегать ответственности за свои действия;
8) Наилучшей формой правления является абсолютная монархия, в рамках которой наилучшим образом могут осуществляться цели государства (при этом Пуфендорф говорит о желательности создания при монархе собрания сословных представителей для совместного решения важнейших вопросов);
9) Важнейшее назначение государства – поддержание порядка в обществе, поддержание внешней безопасности людей, недопущение церковного вмешательства в практическую мирскую жизнь людей;
10) Государство неизбежно упраздняет часть естественных свобод человека, но сохраняет их в той части, которые касаются частной жизни индивида и его неприкосновенных прав (т.е. вопросов вероисповедания, собственности, семьи и др.) – по всей видимости, расчет делается на просвещенного монарха, который в отличие от деспота не будет на них посягать; (при этом, что характерно, Пуфендорф не отрицал крепостной зависимости крестьян, считая ее результатом добровольного договора между господами и лицами, лишенными работы);
11) Сопротивление подданных власти абсолютного монарха (князя) недопустимо, но возможно в условиях, когда княжеская власть толкает страну к гибели.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1537;