Политико-правовое учение Х.Вольфа
Идеи С.Пуфендорфа и Х.Томмазия получили свое развитие в учении Христиана Вольфа (1679 – 1754) – выдающегося энциклопедиста немецкого Просвещения, которого также считают крупнейшим систематизатором и комментатором философского учения Г.В.Лейбница. Он был профессором университета в г.Галле, который был вынужден покинуть из - за конфликта с местными теологами, после чего стал профессором философии в Марбурге. Был членом Французской, Британской и Шведской академий наук, и президентом Санкт – Петербургской академии.
Основные моменты политико-правого учения Х.Вольфа:
1) Главным мотивом поведения человека является его влечение к счастью;
2) Бог заложил в душу человека тягу к совершенствованию, которая побуждает его делать добро, избегать зла, и предпочитать лучшее худшему. Соблюдение всех этих предписаний является естественным законом жизни людей;
3) Обязанности (нравственные, гражданские и политические) человека дополняются правами, которые позволяют делать то, что необходимо для выполнения обязанностей;
4) Позитивные законы являются непосредственным продолжением естественного закона, и предоставляют человеку ту меру свободы, которая необходима для обеспечения обязанностей – при этом требуется жесткая регламентация всех сфер общественной жизни: экономики и воспитания, семьи и религии) - (т.е. предполагается своеобразная модель «просвещенного бюрократизма»: таким образом, слабое и зависимое от монархов третье сословие просило их обеспечить четкую правовую регламентацию его жизни – с целью получения определенных гарантий и лучшей защиты его интересов);
5) Государство представляет собой результат соглашения между отдельными семьями («домами»), вызванное неспособностью отдельной семьи обеспечивать себе все необходимые удобства для жизни;
6) Верховная власть образуется в результате сложения (аккумуляции) воль всех заключающих договор граждан, и ее обязанность – содействовать достижению общего блага народа;
7) Под тщательной опекой (и, прежде всего – правовой регламентацией) просвещенного монарха граждане смогут свободно проявлять свои индивидуальные дарования и удовлетворять естественные права (в случае покушения на них подданные имеют право на противодействие власти);
8) Для этого княжеский абсолютизм не должен иметь безграничного характера, и это ограничение обеспечивается с помощью системы сословного представительства.
Как видим, и Вольф в своих рассуждениях не вышел за рамки отвлеченно – гуманистических теорий в духе философии Просвещения, лишь фрагментарно затронув ключевые политико-правовые вопросы современной ему эпохи.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1215;