Семья — основной источник образования
Библия учит, что семья является основным, общественным формированием, в котором происходит обучение будущих поколений. Отец, мать, а также бабушки и дедушки - все должны принимать участие в воспитании молодежи.
В Послании к Ефесянам (6:1-4) нам говорится, что отец играет особо важную роль в воспитании детей, «... отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем». Слово «учение» означает «принятие личного участия, воспитание и обучение». Отцы должны уделять время личному воспитанию и назиданию своих детей.
Библия заповедует также родителям усердно преподавать детям истину (Втор. 6:4-6). Бог избрал Авраама отцом народов, потому что Он знал, что Авраам будет верен в воспитании детей (Быт. 18:19). Соломон в Книге Притч наставляет не только своих детей; он передает свои назидания множеству молодых людей, живших на протяжении многих столетий после него. Очевидно, что именно наставления его отца позволили ему сделать это.
Основная задача матерей - учить детей (Прит. 1:8; Тит. 2:3). Глава в Книге Притч, в которой описываются характеристики добродетельной женщины, написана царем Лемуилом. Он научился этому от своей матери (см. Прит. 31).
Американский государственный деятель Даниил Вебстер сказал: «Домашний очаг - это первая школа и лучшая «лекционная аудитория». Ибо там сердце взаимодействует с разумом, а чувства - с мыслительными способностями. И эта сфера деятельности принадлежит почти исключительно женщине...
Матери в развитых нациях ... работают не над чем-то преходящим, но над бессмертным разумом, оттачивая и формируя нечто такое, что предназначено для вечности. Они трудятся не над «полотнами», которым суждено погибнуть и не над скульптурами, которые со Временем обратятся в прах, но над умами, над духом, который будет пребывать вовеки и который будет всегда носить на себе следы материнских рук... ». [95]
Лидия Сигоурсни - борец за образование среди женщин - сказала: «Естественное призвание женщин - учить... У себя дома, в своей стране женщина неизбежно является учителем... Это наиболее сильно проявляется в республике. Учителя при такой форме правления должны быть удостоены высшего почитания. Все они сродни законодателям. Они имеют силу предотвращения преступлений. Они способствуют регулированию атмосферы в стране, их непрерывные усилия заставляют циркулировать кровь жизни и оздоровляют сердце нации.
... Требуйте от нее приложения максимума усилий. Увещевайте ее оставить эгоистичные мотивы и бесславную свободу. Побуждайте ее к тем добродетелям, которые способствуют развитию и оздоровлению народов. Возложите на нее ответственность за характер следующего поколения. Доверьте ей всю полноту ответственности пред лицом мужчин и ангелов. Облеките ее во всеоружие образования и набожности и посмотрите — не будет ли она верна своим детям, своей стране, своему Богу... Ибо сила нации, особенно при республиканской системе правления, заключается в просвещенных и хорошо организованных семьях». [96]
Дедушки и бабушки также должны принимать участие в образовании молодежи (Втор. 4:9). Тимофей унаследовал свое христианское образование от матери и бабушки (2Тим. 1:5; 3:14-17), поскольку его отец был язычником (Деян. 16:3). Наставление внуков не только приносит пользу молодым людям, но полезно также и самим дедушкам с бабушками. За прожитые годы они обретают много знаний и мудрости, в которых так нуждается молодежь. К тому же это приносит наставникам чувство полезности. Родители должны брать на себя ответственность за обучение своих детей. Если образование ребенка поручается другим людям, то все равно в обязанности родителей входит подбор хорошего воспитателя и выбор школы, которая выполняет эту работу так же, как они сами делали бы это.
Церковь также играет важную роль в образовательном процессе, находясь на втором месте после семьи. Когда церковь идет в мир и учит народы, это включает в себя образовательный процесс (Мат. 28:18-20). Мы уже рассматривали исторические примеры того, как обучение человека сопровождается распространением Евангелия.
Государство не несет ответственности за обучение молодежи, единственное библейское упоминание о государственном образовании имеется в Книге Даниила, когда Вавилон пытался привить иудейским юношам свои государственные идеи. Бог осуждает это (см. Дан. 1:3-6). Чем больше государство берет на себя эту ответственность (обычно такое происходит, когда родители отказываются от воспитания детей), тем к большему разрушению основ благополучия и счастливой жизни это приводит. Как мы уже говорили, государство никогда не может стать или заменить «хорошую маму и хорошего папу». Библейской функцией государства является защита граждан. Образование, относящееся к этой области, действительно необходимо и должно приветствоваться.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 857;